Вывоз капитала и его особенности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Как последствие усиления инвестиционной активности в мире, роста числа транснациональных слияний и поглощений вывоз капитала становится характерной чертой нового мирового порядка, глобализации, что заставляет переосмыслить его влияние на национальную экономику, а также определить роль вывоза капитала в современных экономических условиях. Сегодня лидерами по притоку иностранных инвестиций являются развитые страны, такие как США, Великобритания, Евросоюз и др., в то время как страны с развивающимися рынками, значительно уступают им по привлечению капитала.

Содержание работы

Введение
Сущность, причины и цели вывоза капитала
Формы вывоза капитала
Государственное и межгосударственное регулирование вывоза капитала
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 54.32 Кб (Скачать файл)

Возможность для российских предприятий пользоваться расчетными счетами в иностранных банках не только подрывает основы регулирования вывоза капитала за границу, но чревато также рядом других отрицательных для нашей экономики последствий. К таким последствиям следует отнести, в частности, ухудшение условий для государственного мониторинга и контроля за миграцией российского капитала за границу, поскольку иностранные банки действуют, как правило, вне пространства, контролируемого российскими органами валютного регулирования.

Можно прогнозировать и относительное сокращение ввоза иностранной валюты в страну, а, следовательно, и масштабов операций на валютных рынках России, и темпов накопления государственных валютных резервов. В результате уменьшится способность государства воздействовать на курс рубля в целях проведения той или иной экономической политики.

Кроме того, видимо, станут более сложными условия деятельности российских коммерческих банков. Сократятся возможности роста их ресурсной базы в результате перемещения определенной части активов российских предпринимателей на счета иностранных банков. А это, безусловно, скажется негативно на прибыльности и на процессах капитализации российской банковской системы, чем, в последние годы были весьма озабочены российские власти.

Однако, несмотря на неадекватный для нашей экономики характер нового валютного законодательства, его, тем не менее, в ускоренном порядке принял парламент страны. Думается, что это обусловлено рядом причин. Первая состоит в том, что значительная часть правящей политической элиты страны все еще не находится в плену либеральной догмы, утверждающей полезность всякого сокращения участия государства в регулировании экономической жизни вообще и валютных отношений, в частности.

Следующая причина заключается в неспособности государственной власти привести в действие эффективные административные и экономические механизмы противодействия утечке российского капитала за границу. В решающей степени этому способствует лоббирование интересов крупного бизнеса, прежде всего олигархических кругов, связанных с экспортом продукции сырьевого сектора, в средствах массовой информации, Правительстве и Парламенте. Для российских предпринимателей новое законодательство, открывающее свободный выход капитала за рубеж, является `царским подарком`. Хотя для экономики страны в целом, оно не несет ничего хорошего. Несложно предвидеть, что наметившееся в последнее время сокращение вывоза капитала будет вновь поставлено под большой вопрос, ибо явно ухудшатся условия государственного контроля за нелегальной миграцией капитала.

 

Государственное и межгосударственное регулирование вывоза капитала

 

Формы государственного регулирования процесса вывоза капитала условно можно подразделить на три блока: правовой, административный и экономический. Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются исключительно экономическими средствами.

Таким образом, в экономических средствах сочетаются как прямые, так и косвенные инструменты регулирования, а также институциональные основы специфичны. Экономические инструменты государственного регулирования вывоза и ввоза капитала можно разделить на следующие четыре группы: активно-структурные инструменты; фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики); монетарные инструменты (инструменты денежно - кредитной политики); внешнеэкономические; другие инструменты. Для увеличения эффективности и гибкости влияния денежно-кредитной регулирования вывозом и ввозом капитала в целях достижения стратегических целей развития экономики необходимо использование более широкого спектра инструментов денежно-кредитной политики. Это не возможно без совершенствования банковской системы и рынков капитала, а также выявления и борьбы с перекосами в денежно-кредитной сфере.

Меры и инструменты денежно-кредитного регулирования, в первую очередь направленные на устранение дестабилизирующего влияния процессов вывоза и ввоза капитала на экономику России, не будут эффективны и не смогут оказывать планируемое воздействия на экономику до тех пор, пока банки и фондовый рынок не станут глубоко интегрированными в экономику структурами. Для этого, в том числе необходимо попытаться изменить климат делового общения в российском обществе: господствующую атмосферу недоверия и коррумпированности преобразовать в доверие, основанное на диктатуре закона, а не произвола чиновников. В целях достижения экономического роста, восстановления и развития промышленного сектора - проводить селективную, выборочную поддержку льготными ресурсами отдельных кредитных организаций, а также создание специализированных государственных банков кредитующих производство, прежде всего отрасли, определенные ранее как "локомотивы роста". Поскольку сам рынок их не может создать, преобладающая роль государства на данном этапе очевидна.

В целях улучшения условий для экономического роста, ввоза иностранного капитала в форме инвестиций, а также для предотвращения оттока капитала путем противопоставления внутренних инвестиций в качестве конкурентоспособной альтернативы оттоку необходимо не столько снижать общую налоговую нагрузку, а сколько вносить изменения в структуру налоговой системы, в том числе вновь ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль, причем в целях ее максимальной эффективности концентрировать ее в точках экономического роста, а также механизм налогового кредита. При одновременном повышении качества проводимых органами налогового контроля документарных проверок, укреплении налоговой дисциплины и ответственности, разработки эффективных методов контроля и взыскания.

Налоговые органы должны не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, в том числе через "оффшорные схемы", но и оперативно перекрывать возможные каналы возникновения налоговых нарушений посредством совершенствования нормативно-правовой базы.

Из исследования системы инструментов (методов и форм) реализации стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала, в том числе включающей активно - структурные, фискально-структурные, монетарные, а также направления более эффективного их использования, можно сделать следующие выводы: а) Наибольшая эффективность регулирующего воздействия системы инструментов реализации стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических методов и форм, причем в целесообразной последовательности.

б) Возможности по использованию инструментов регулирования вывоза и ввоза капитала у государства пока ограничены в силу того, что в настоящее время реально используются незначительное число методов и форм соответствующего регулирования.

в) Для увеличения эффективности и гибкости политики государственного регулирования вывоза и ввоза капитала на вывоз и ввоз капитала в целях достижения стратегических целей развития экономики необходимо использование более широкого спектра инструментов (методов и форм).

Проблема оттока капитала, как законного, так и незаконного вывоза его из России, будет существовать, пока не установится определенная стабильность в стране, в экономике, в праве, пока потенциальные отечественные инвесторы не поверят в надежность бюджетной, налоговой, правовой, институциональной систем страны. Непринятие государством в ближайший период экстренных правовых, финансовых, экономических мер по оздоровлению российской экономики, по перекрытию каналов незаконного вывоза денег за границу может привести к дальнейшему вывозу капитала из России, новому финансовому потрясению.

Вывоз прямых инвестиций из России оказывает благоприятное воздействие на ее внешнюю торговлю, может повышать уровень конкурентоспособности российских компаний и всей национальной экономики, а также сопровождается заметным притоком дивидендов и прибыли, который мог бы быть больше, если бы не нелегальное происхождение значительной части этих инвестиций и высокое налогообложение доходов от них в самой России. Вывоз портфельных инвестиций по объему превышает вывоз прямых. Можно также предположить, что в портфельные инвестиции превращается значительная часть нелегально вывезенного из России капитала.

Серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций в Россию названы также несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики, отсутствие институциональных преимуществ. Но, несмотря на это, абсолютное количество иностранных инвестиций в российскую экономику с каждым годом растет. При этом актуализируется вопрос о принятии практических мер по привлечению в российскую экономику ранее вывезенных капиталов1.

Заключение

 

Суть вывоза капитала сводится к изъятию части финансовых и материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота в одной стране и включении их в производственный процесс в других странах.

Главной причиной вывоза капитала является опережение внутреннего экономического развития вывозящей страны по сравнению с ростом ее внешней торговли.

Вывоз капитала осуществляется в двух основных функциональных формах - вывоз предпринимательского и вывоз ссудного капиталов. В первом случае речь идет о вложениях капитала в экономику других стран посредством развития сферы производства и обращения (здесь у нас капитал-функция). В случае же вывоза ссудного капитала мы имеем дело с вывозом капитала в денежной форме (в виде банковских и государственных кредитов).

Несмотря на очевидные перемены, происходящие в мировой экономике, качественное изменение механизмов взаимодействия хозяйственных систем отдельных стран, в частности причины движения капитала по-прежнему рассматриваются с позиций традиционных научных школ. Положения, объясняющие цели вывоза капитала, а также его влияние на национальную экономику, были сформулированы уже к концу XIX столетия. Основной мотив вывоза капитала, выделенный еще классиками, - поиск вариантов наиболее выгодного их вложения - определяет направления его перемещения на современном этапе развития. Капитал стремится туда, где он более конкурентоспособен, где доходы бизнеса в наибольшей степени превышают его расходы, где выше норма прибыли, где либеральнее законодательство и др.

Односторонний вывоз капитала с целью достижения большей, по сравнению с отечественной, нормы прибыли на инвестированный капитал из Российской Федерации обусловлен существованием ряда мотивов, в основе которых лежат следующие факторы:

снижение ожидаемой доходности;

повышение неопределенности ожидаемых результатов, обусловливающие риск неполучения запланированных доходов и утраты инвестированных активов из-за нестабильности экономической и политической обстановки. Реализация национальных интересов и проектов требует расширенного воспроизводства в рамках национальной экономики.

Список использованных источников

 

1. Акулов В.Б., Акулова  О.В. Экономическая теория. - Учебное  пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - 435 с.

2. Андрианов В. Рубль легкого  поведения: Деньги ушли из России  и не вернулись // Научный парк. - 2008. - N 3.

3. Анисимов Е. "Бегство" денег - благо для России? // Комсомольская  правда. - 2009. - 23 июля. - С.8,9.

4. Бельчук А. Отток капитала  можно уменьшить // Независимая газета. - 2008.5. Булатов А.С. Вывоз капитала  из России и концепция его  регулирования. - М., 2009. - 132с.

6. Булатов А.С. Параметры  и оценка масштабов утечки  капиталов из России // Деньги  и кредит. - 2008. - N 12.

7. Головачев В. Путешествие  российских денег вокруг света // Труд. - 2008.8. Горегляд В. Стихийный  бег // Деловые люди. - 2009. - N 152.

9. Гришанков М. Мы пока  еще и не боролись с бегством  капиталов // Российская Федерация  сегодня. - 2008. - N 3.

10. Делягин М. Бизнес голосует  ногами // Деловые люди. - 2009.

11. Ефимов А. Российский  капитал бежит за границу // Независимая  газ. - 2009.

12. Журавлев С. Отток капитала  из России сократился // Рос. газ. - 2008.13. Каналы утечки капитала  действуют по западным технологиям // Новая газ. - 2009.

14. Квинт В. Возвращение  блудных капиталов // Новое время. - 2008. - N 37.15. Красавина Л.И. "Бегство" капитала из России и пути  его сдерживания // Деньги и кредит. - 2009. - N 11.

16. Матвиевская Э.Д. Утечка  российского капитала за рубеж: Обзор материалов рос. прессы // ЭКО. - 2009. - N 12.

18. Нечаев А. Казнить нельзя  помиловать // Деловые люди. - 2008. - N 138.19. Петров Ю. Вывоз капитала и  налоговый потенциал российской  экономики // Рос. экон. журн. - 2009. - N 10.

20. Прудник С. Россияне  поверили в свою экономику? // Независимая  газ. - 2008.

21. Розмаинский И.В. Внешняя  торговля, бегство капитала и  валютный курс в России 1990-х  гг. // Экон. школа (Аналит. прилож). - 2009. - N 1.

22. Ручьева Е. По фиктивному  контракту (Почему Россия кредитует  иностранную экономику) // Ваше право. - 2008.

23. Соболева И.В. Социальный  капитал или социальный ресурс? // Экон. наука соврем. России. - 2007. - N 3.

25. Сцепинский Ю. Как вернуть "беглые" капиталы? // Финанс-контроль. - 2009. - N 3.

26. Ханин Г.И. Альтернативные  методы определения объема экспорта  капитала из России // ЭКО. - 2008. - N 1.

27. Ходов Л. О вывозе  российского капитала за рубеж  и привлечение иностранного капитала  в Россию // Вопросы экономики. - 2009. - N 9.

1 Булатов А.С. Вывоз капитала из России и концепция его регулирования. - М., 2009. – С. 54.

1 Булатов А.С. Вывоз капитала из России и концепция его регулирования. - М., 2009. – С. 61.

1 Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория. - Учебное пособие. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. – С. 135.

1 Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория. - Учебное пособие. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. – С. 177 с.

1 Розмаинский И.В. Внешняя торговля, бегство капитала и валютный курс в России 1990-х гг. // Экон. школа (Аналит. прилож). - 2009. - N 1.

1 Ходов Л. О вывозе российского капитала за рубеж и привлечение иностранного капитала в Россию // Вопр. экономики. - 2009. - N 9.

1 Петров Ю. Вывоз капитала и налоговый потенциал российской экономики // Рос. экон. журн. - 2009. - N 10.

1 Ханин Г.И. Альтернативные методы определения объема экспорта капитала из России // ЭКО. - 2008. - N 1.

Информация о работе Вывоз капитала и его особенности на современном этапе