Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 19:20, курсовая работа
Экономическая наука с одной стороны представляет собой экономическую деятельность, цель которой заключается в получении экономических знаний, с другой - систему экономических знаний, которая выступает как результат научного производства. И именно в эту систему входят рынок труда и рынок денег.
В свое время проблемы инфляции и безработицы рассматривали Д. Рикардо, Д. Кейнс, М.
Введение…………………………………………………. ……………………………………...2
I. Теоретические основы взаимодействия инфляции и безработицы………………………..3
1.1. Причины, типы и формы проявления инфляции
1.2.Безработица: понятие, виды, причины, последствия…………………………………….7
II. Инфляция и безработица в современной России: проблемы и методы регулирования..14
2.1. Текущее состояние и проблемы экономики России…………………………………….14
2.2. Меры, предпринимаемые Правительством РФ для борьбы с инфляцией и безработицей……………………………………………………………………………………21
2.3. Взаимодействие инфляции и безработицы………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………………………………….29
Приложение……………………………………………………………………………………..31
Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.
Мы наблюдаем увеличение М с 13272.1 до 14530.1. Наибольший прирост приходится на 01.09. 2010 г.
3. Увеличение непроцентных расходов бюджета.
Стоит отметить, что начало текущего года значительно отличается от предыдущих лет от 2010 года. Обычно в начале года уровень расходов был крайне низок, в 2010 году расходы января составили лишь 3,3%, а февраля - 4,9% от годового объема непроцентных расходов. В текущем году январские расходы составляют 5,6%, а февральские - 7,8% от запланированного объема непроцентных расходов. Расходы в марте и апреле оказались также более высокими по сравнению с 2010 годом, хотя практически совпадают с уровнем 2009 года.
Такой рост в начале года отчасти
объясняется увеличением
В функциональной классификации наибольший объем непроцентных расходов в январе-марте 2010 года пришелся на межбюджетные трансферты (6,1% ВВП), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 2,3% ВВП), расходы на общегосударственные вопросы (1,5%) и национальную экономику (1,0%). Расходы по остальным направлениям составили менее 1% ВВП.
В связи с тем, что часть расходов является закрытой (в марте сумма закрытых расходов составила 159,5 млрд. рублей), полное сравнение с предыдущим годом затруднено. Однако можно отметить, что сравнении с аналогичным периодом прошлого года значительно повысились расходы общегосударственные вопросы (преимущественно за счет проведения президентских выборов в начале года), на межбюджетные трансферты. Также, заметно увеличились расходы на социальную политику. В целом, такие изменения согласуются с законом о бюджете на 2008-2010 годы с учетом принятых поправок, в частности, поправок, корректирующих объем расходов в связи с более высоким, чем ожидалось ранее, уровнем инфляции в конце 2007 года.
Безработица.
Численность экономически активного населения
Экономически активное население |
В том числе |
Безработные, зарегистрированные в
государственных учреждениях | ||||||||
занятые |
безработные |
|||||||||
Млн человек |
в% к соот- ветствую- щему пери- оду предыду- щего года |
млн. человек |
в% к соот- ветствую - щему пери- оду предыду- щего года |
млн. человек |
в% к соот- ветствую-щему пери- оду предыду- щего года |
|||||
млн. человек |
в% к соот- ветствую- щему пери- оду предыду- щего года | |||||||||
2009г. | ||||||||||
Январь |
74,4 |
101,0 |
69,2 |
101,7 |
5,3 |
92,5 |
1,7 |
94,7 | ||
Февраль |
74,6 |
101,5 |
69,2 |
102,2 |
5,4 |
93,1 |
1,7 |
91,5 | ||
Март |
74,8 |
101,5 |
69,7 |
102,5 |
5,1 |
89,0 |
1,7 |
89,8 | ||
I квартал (в среднем за месяц) |
74,6 |
101,3 |
69,4 |
102,2 |
5,2 |
91,5 |
1,7 |
92,0 | ||
Апрель |
74,9 |
101,4 |
70,2 |
102,8 |
4,8 |
84,9 |
1,6 |
87,6 | ||
Май |
75,1 |
101,4 |
70,7 |
103,1 |
4,5 |
80,6 |
1,6 |
87,9 | ||
Июнь |
75,4 |
101,3 |
71,0 |
102,8 |
4,4 |
82,4 |
1,5 |
86,1 | ||
II квартал (в среднем за месяц) |
75,1 |
101,7 |
70,6 |
102,9 |
4,5 |
82,6 |
1,6 |
87,2 | ||
Июль |
75,6 |
101,3 |
71,3 |
102,5 |
4,3 |
84,4 |
1,5 |
85,6 | ||
Август |
75,9 |
101,3 |
71,6 |
102,3 |
4,3 |
86,5 |
1,5 |
85,2 | ||
Сентябрь |
75,6 |
101,2 |
71,4 |
102,3 |
4,3 |
86,0 |
1,4 |
85,4 | ||
III квартал (в среднем за месяц) |
75,7 |
101,3 |
71,4 |
102,4 |
4,3 |
85,6 |
1,4 |
85,4 | ||
Октябрь |
75,3 |
101,2 |
71,1 |
102,4 |
4,3 |
85,5 |
1,4 |
86,9 | ||
Ноябрь |
75,0 |
101,2 |
70,8 |
102,4 |
4,2 |
84,9 |
1,5 |
89,3 | ||
Декабрь |
75,0 |
100,9 |
70,4 |
101,7 |
4,6 |
89,7 |
1,6 |
89,2 | ||
IV квартал (в среднем за месяц) |
75,2 |
102,1 |
70,8 |
102,2 |
4,4 |
86,7 |
1,5 |
88,5 | ||
Год (в среднем за месяц) |
75,1 |
101,3 |
70,5 |
102,4 |
4,6 |
86,7 |
1,6 |
88,3 | ||
2010г. | ||||||||||
Январь |
74,9 |
100,6 |
69,9 |
101,1 |
5,0 |
94,2 |
1,6 |
89,1 | ||
Февраль |
74,8 |
100,3 |
69,5 |
100,4 |
5,3 |
98,5 |
1,6 |
90,3 | ||
Март |
75,1 |
100,5 |
70,2 |
100,8 |
4,9 |
96,6 |
1,5 |
89,7 | ||
I квартал (в среднем за месяц) |
74,9 |
100,5 |
69,9 |
100,8 |
5,1 |
96,5 |
1,6 |
89,7 | ||
Апрель |
75,4 |
100,6 |
70,9 |
101,1 |
4,5 |
94,4 |
1,5 |
90,0 | ||
Май |
75,7 |
100,8 |
71,6 |
101,4 |
4,1 |
91,9 |
1,4 |
88,7 | ||
Июнь |
76,0 |
100,9 |
71,8 |
101,2 |
4,2 |
96,1 |
1,3 |
89,3 | ||
II квартал (в среднем за месяц) |
75,7 |
100,8 |
71,4 |
101,2 |
4,3 |
94,2 |
1,4 |
89,3 | ||
Июль |
76,3 |
100,9 |
72,0 |
100,9 |
4,3 |
100,4 |
1,3 |
89,4 | ||
Август |
76,6 |
101,0 |
72,1 |
100,7 |
4,5 |
104,9 |
1,3 |
88,9 | ||
Сентябрь |
76,4 |
101,1 |
71,9 |
100,7 |
4,5 |
106,8 |
1,2 |
88,2 | ||
III квартал (в среднем за месяц) |
76,4 |
101,0 |
72,0 |
100,8 |
4,5 |
104,0 |
1,3 |
88,9 | ||
Октябрь |
76,2 |
101,2 |
71,6 |
100,7 |
4,6 |
108,7 |
1,2 |
87,7 | ||
1) Данные с июня 2010г. уточнены на основе итогов обследования населения по проблемам занятости за август 2010г. |
Сводная таблица.
год |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
инфляция |
36,5 |
20,2 |
18,6 |
15,1 |
12 |
11,7 |
10,9 |
9 |
12 |
12,6 |
безработица |
65 |
70 |
62 |
61 |
56 |
57 |
52 |
45 |
46 |
48 |
2.2. Меры, предпринимаемые Правительством РФ для борьбы с инфляцией и безработицей
Меры по борьбе с инфляцией
Андрианов В. в своей статье «Инфляция и методы ее регулирования» отметил, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.
Для эффективного регулирования инфляции необходимы:
1. Формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал.
ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением.
2. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. 3. Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей.
4. Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы.
5. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики. Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России, не ограничиваясь мерами текущей политики в этой сфере.
6. Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять "теневой" экономике, контролирующей, по оценке, до 40% ВВП России. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.[7.С-96]
Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и Правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. [4]
Основные инструменты
1. Рост предложения товаров |
==> |
Таможенные пошлины Субсидирование процентных ставок Налоговая политика |
2. Монетарные факторы |
==> |
Обменный курс рубля, регулирование денежного предложения Процентная политика и финансовые инструменты Стабилизационный фонд и бюджетная политика |
3. Факторы, влияющие на издержки |
==> |
Тарифы естественных монополий |
4. Регулирование локальных |
==> |
Предельный рост тарифов ЖКХ Антимонопольные меры [9.C-167] |
Основные направления действий по сдерживанию инфляции:
-Сдерживание роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ. Усиление контроля за издержками в данной сфере.
-Меры по сдерживанию роста цен на ГСМ, предусматривающие рост конкуренции, в том числе за счет организации биржевой торговли и увеличение предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования развития нефтяного сектора.
-Рост предложения продовольственных товаров, повышение уровня конкуренции.
-Меры по увеличению склонности населения к сбережениям и повышению доверия к инвестированию в активы финансовых рынков.
-Проведение консервативной денежной и бюджетной политики. [4]
Инфляция сегодня - это переплетение трех процессов, которые в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг: проявление эффектов локальных монополий; удорожание затрат ("инфляция издержек"); действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов населения.
В конечном счете, инфляция вызвана избыточным по сравнению с потребностями экономики ростом денежного предложения и доходов населения. Но это, именно, в конечном счете. Дополнительные антиинфляционные меры должны базироваться не только на продолжении консервативной денежной и бюджетной политики, но и предлагать решение структурных проблем экономики, что позволит снизить инфляцию по сравнению с инерционным уровнем примерно на 1 процентный пункт.
Борьба с монетарной инфляцией.
В целях снижения вклада монетарных факторов в инфляцию необходимо:
На 2011 г прогноз роста инфляции от Минэкономразвития составляет 10%, однако скорее всего корректируется в сторону повышения и будет колебаться около 12 - 13%. Для поддержания инфляции на этом уровне Минфин внес несколько предложений (при участии Минэкономразвития России, Минпромэнерго, ФСФР и Банка России по поручению Правительства от 1 декабря 2006 г):
1. ограничение расходов
2. направление доходов Газпрома не на покуку непрофильных активов в РФ, а на досрочное погашение внешнего долга;
3. направление части прибыли Банка России на увеличение капитала Банка.
Меры, принимаемые
для регулирования уровня
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатывается ряд законодательных и
экономических мер по снижению безработицы. Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.