Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 21:43, курсовая работа
В данной работе представлено множество статистической информации, полученной как из официального источника экономической статистики в Республике Беларусь (далее РБ) – Национального статистического комитета Республики Беларусь, так и неофициального источника – Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), данных авторитетных международных финансовых организаций, а также данные Международного валютного фонда (МВФ).
Введение ………………………………………………………………………….....4
1 Понятие инфляции и безработицы и их взаимосвязи в макроэкономике ..... ....5
1.1 Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности..5
1.2 Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности.…….........7
1.3 Сущность и история появления кривой Филипса …..... ..................................9
1.4 Связь между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде в экономико-математическом представлении...........................................................11
1.5 Связь между инфляцией и безработицей в долгосрочном периоде..............14
2 Взаимосвязь инфляции и безработицы в Республике Беларусь …………......22
2.1 Теоретический анализ взаимосвязи инфляции и безработицы в РБ ……....22
2.2 Современное моделирование связей между инфляцией и безработицей в РБ на основе статистических данных ………………………………………….........27
Заключение …………………………………………………………………….......34
Список использованных источников …………………………
Таким образом, даже если не все участники рынка действуют согласно концепции рациональных ожиданий, информация распространяется от активной части агентов к пассивной, порождая согласованный ответ рынка на действия властей. Возвращаясь к рисунку 6, это означает, что экономика перейдет из точки А напрямую в точку С, минуя позицию В из-за мгновенной реакции субъектов экономики, которые предполагали именно такое развитие событий.
Согласно теории рациональных ожиданий, единственно возможная ситуация, когда действия властей действительно могут на время изменить уровни выпуска и безработицы, возможна, если изменения в экономической политике будут внезапными и непредсказуемыми. В таком случае в краткосрочном периоде будут происходить те же изменения, что описаны и в концепции адаптивных ожиданий, но в перспективе итог останется таким же: увеличение инфляции без изменения уровня безработицы. Тем не менее, возможности по совершению таких неожиданных ходов у политиков весьма ограничены. Это подводит нас к сравнению выводов из теории рациональных ожиданий с основными положениями классической теории: любое вмешательство государства в рыночную экономику заранее обречено на неудачу, поскольку полученные выгоды всегда будут меньше понесенных издержек.
Однако не все экономисты соглашаются со столько резкой формулировкой. Помимо сторонников эффективности государственной политики и приверженцев концепций адаптивных и рациональных ожиданий, есть еще и так называемые «центристы», которые признают ограниченную эффективность воздействия властей на экономику. Это связано с ожиданиями субъектов экономики относительно темпов роста цен. Присутствие множества разнообразных факторов может замедлить рост цен в экономике даже при серьезных изменениях в экономической политике [4].
Рассмотренные концепции ясно отображают тот факт, что в долгосрочном периоде кривая Филипса принимает вертикальный вид. Это означает, что возможности регулирования инфляции и безработицы исключительно макроэкономическими инструментами сильно ограничены. Или, если подойти с той стороны, с которой начинали анализ кривой Филипса, существенной обратной связи между безработицей и инфляцией в долгосрочном периоде не наблюдается.
2.1 Теоретический анализ взаимосвязи инфляции и безработицы в Республике Беларусь
Важно отметить, что Республика Беларусь – страна с экономикой переходного типа, то есть находящаяся в процессе перехода к отношениям рыночного типа. Это обстоятельство существенно затрудняет применение любой традиционной рыночной модели при макроэкономическом анализе, поскольку нестабильная экономическая обстановка порой делает невозможным исполнение казалось бы самых незыблемых законов. Так же как и другие нестабильные и плохо поддающиеся прогнозированию процессы (таки, стагфляция), процесс перехода к рыночной экономике снижает релевантность эмпирических данных, которые могут быть получены неверным способом, обладать высокой дисперсией и испытывать влияние множества экзогенных факторов.
Во-вторых, следует отметить, что если данные по инфляции в РБ можно считать относительно достоверными, то официальная статистика по такому показателю как безработица, по мнению многих независимых экспертов, не отражает реального положения в экономике [12]. Такие же предположения высказываются и в ряде учебной литературы [3]. Действительно, существование скрытой безработицы и неполной занятости существенным образом занижает показатели безработицы.
Примечательно, что государство не предпринимает активных действий по вычислению и публикации реального уровня безработицы. Здесь и далее под реальным будем понимать уровень, включающий не только официально зарегистрированных, но и незарегистрированных безработных, удовлетворяющих всем остальным (кроме, собственно, наличия регистрации) условиям, а также людей, занятых частично. Представление о реальном количестве безработных можно получить из выборочных обследований домашних хозяйств, которые ныне проводятся в нашей стране ежеквартально. Опросная форма таких обследований содержит все необходимые для этого инструменты (в частности, сведения о занятости, незанятости, ведении, не ведении поиска рабочего места, о достижении определенного срока, в течение которого индивид является безработным, и др.). Однако в официальных источниках статистики эти данные не публикуются [8]. Объяснением проведения подобной политики в отношении информации, на мой взгляд, может являться лишь внешняя привлекательность официальных итогов. Трудно представить, что аналитики, нуждающиеся в квалифицированной оценке состояния рынка труда, смогут адекватно использовать официальную статистику в своих изысканиях. Наиболее вероятно, что данные о реальном уровне безработицы имеются, но являются закрытыми для широкой общественности.
Указанная проблема актуальна и для данного исследования. В связи с тем, что никаких масштабных исследований рынка труда на предмет уровня безработицы не проводилось, оценим релевантность официальных данных с использованием точечных исследований, которые в предыдущие годы проводились негосударственными учреждениями, а также государственными институтами, применяющих отличную от методики Национального статистического комитета.
Например, обратимся к публикациям Независимого института социально-экономических и политических исследований (далее – НИСЭПИ). Согласно данным этой организации, в конце сентября 2010 г. в Минске на одного зарегистрированного безработного приходилось 5,3 незарегистрированных. Следующая оценка была сделана в 2011 г.: исследования показали, что безработица в РБ составила 5,5 % [9].
Для того чтобы иметь возможность оценить реальную безработицу в каждом конкретном году, могут применяться несколько методик. Ни одна из них, к сожалению, не может быть источником достоверных данных, но может использоваться для оценки общих тенденций на рынке труда и корреляции официальных статистических итогов с реальным состоянием рынка труда.
Например, для оценки можем использовать данные Национального статистического комитета о числе граждан, обратившихся за получением статуса безработного. Граждане, обратившиеся в службу занятости, часто отказываются от постановки на учет, мотивируя это недовольством относительно предлагаемых вакансий, отсутствием вакансий по специальности, нежеланием участвовать в общественных работах и проходить через все необходимые бюрократические процедуры за весьма скромное пособие по безработице (10-15$) [10]. По мнению бывшего заместителя министра экономики Андрея Тура, таким образом, государство «стимулирует безработного к поиску работы».
В таблицу 1 сведём официальную (данные Белстат) и неофициальную (НИСЭПИ) статистики уровней безработицы за 1997-2012.
Таблица 1 – Оценка безработицы на основе данных за 1997-2012 гг.
Годы |
% от экономически активного населения | |
Неофициальная оценка уровня безработицы |
Официальная оценка уровня безработицы | |
1997 |
7,4 |
2,8 |
1998 |
7,8 |
2,4 |
1999 |
7,2 |
2,1 |
2000 |
7,6 |
2,1 |
2001 |
7,9 |
2,3 |
2002 |
8,8 |
2,9 |
2003 |
8,0 |
3,1 |
2004 |
7,0 |
1,9 |
2005 |
6,6 |
1,5 |
2006 |
6,3 |
1,2 |
2007 |
5,8 |
1 |
2008 |
5,8 |
0,8 |
2009 |
5,9 |
0,9 |
2010 |
5,6 |
0,7 |
2011 |
5,5 |
0,6 |
2012 |
5,4 |
0,5 |
Обратим внимание на тот факт, что официальная оценка отличается от результатов отмеченного в исследования НИСЭПИ. По данным переписи населения в 2009 году в Минске 5,6% трудоспособного населения отнесли себя к числу безработных [8]. Таким образом, представленные в таблице 1 данные могут косвенно свидетельствовать о том, что при анализе рынка труда на полученные результаты с некоторой степенью достоверности опираться можно.
Однако при исследовании взаимосвязи инфляции и безработицы использование оценочных данных с неясной степенью релевантности может существенно ухудшить качество моделей. Для того чтобы оценить возможности использования официальной статистики, сравним полученные неофициальные итоги с итогами Национального статистического комитета.
Рисунок 7 – Сравнение неофициального и официального уровней безработицы 1997-2012 гг.
Даже посредством визуального анализа, можно сделать вывод, что корреляция между официальным уровнем безработицы и уровнем, рассчитанным по методике НИСЭПИ, выражена весьма четко. Отсюда следует вывод, что в целом методика Национального статистического комитета занижает итоги, причем разница между ними и реальными уровнями относительна постоянна.
Еще раз подчеркнем тот факт, что любая неофициальная (альтернативная) оценка, рассчитанная при использовании косвенных показателей (например, количества граждан, обратившихся в центры занятости), вряд ли может использоваться для построения моделей. Однако можно с уверенностью сказать, что связь между официально публикуемым и реальным уровнем безработицы весьма тесная. Учитывая все вышеизложенное, при построении корреляции уровня безработицы и темпов инфляции можно использовать официальную статистику, но, в то же время, для решения проблем, будем обращаться и к приблизительным оценкам реального уровня безработицы.
Поскольку никаких официальных данных о возможных механизмах взаимосвязи инфляции и безработицы в РБ не имеется, проведем собственное исследование макроэкономических показателей и их корреляции.
Итак, взаимосвязь инфляции и безработицы в РБ может быть описана следующим образом:
Прежде всего, для анализа будут использованы данные Национального статистического комитета Республики Беларусь по уровню безработицы и инфляции.
2.2 Современное моделирование связей между инфляцией и безработицей в РБ на основе статистических данных.
Итак, согласно имеющейся официальной статистике, уровни безработицы в Республике Беларусь в течение рассматриваемого периода изменялись следующим образом:
Таблица 2 – Безработица в РБ в 1997 – 2012 гг.
Годы |
Уровень безработицы, % |
1997 |
2,8 |
1998 |
2,4 |
1999 |
2,1 |
2000 |
2,1 |
2001 |
2,3 |
2002 |
2,9 |
2003 |
3,1 |
2004 |
1,9 |
2005 |
1,5 |
2006 |
1,2 |
2007 |
1 |
2008 |
0,8 |
2009 |
0,9 |
2010 |
0,7 |
2011 |
0,6 |
2012 |
0,5 |
Общее представление о динамике уровня безработицы можно получить из следующего графика:
Рисунок 8 – Изменение уровня официальной безработицы в РБ в 1997-2012 гг.
Данные по инфляции в РБ по подсчетам Национального статистического комитета:
Таблица 3 – Рост потребительских цен в РБ в 1997 – 2012 гг.
Годы |
Рост потребительских цен, % |
1997 |
63,8 |
1998 |
73 |
1999 |
293,7 |
2000 |
107,5 |
2001 |
46,1 |
2002 |
34,8 |
2003 |
25,4 |
2004 |
14,4 |
2005 |
8 |
2006 |
6,6 |
2007 |
12,1 |
2008 |
13,3 |
2009 |
10,1 |
2010 |
9,9 |
2011 |
108,7 |
2012 |
21,8 |
Информация о работе Взаимосвязь инфляции и безработицы в Республике Беларусь