Взаимосвязь инфляции и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Инфляция и безработица − серьезнейшие и тяжелейшие по своим социально-экономическим последствиям явления в рыночной экономике.
Инфляция и безработица – неотъемлемые спутники рыночной экономики, дружно шагают нога в ногу, подобно стихийному бедствию с тяжёлыми социально – экономическими последствиями непосредственно для населения государств, на территории которых протекают данные процессы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Инфляция. 5
1.1. Понятие инфляции. 5
1.2. Сущность и причины инфляции. 6
1.3. Виды инфляции. 6
1.4. Последствия инфляции. 7
1.5. Статистические данные по инфляции в России. 9
Глава 2. Безработица. 11
2.1. Понятие безработицы. 11
2.2. Виды безработицы. 12
2.3. Последствия безработицы. 13
2.4. Статистические данные по безработице в России. 14
Глава 3. Теории о взаимосвязи инфляции и безработицы. Кривая Филлипса и проблема взаимосвязи инфляции и безработицы. 15
Глава 4. Борьба с инфляцией и безработицей в Российской Федерации. 19
4.1. Методы сокращения безработицы. 19
4.2 Методы борьбы с инфляцией. 20
4.3 Первоочередные антиинфляционные методы. 20
4.4 Законопроекты призванные регулировать процесс роста безработицы. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ макроэконом.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

    1. Косвенные методы:

    а) регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

    б) регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

    в) обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

    2. Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

    а) прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

    б) государственное регулирование цен;

    в) государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

    г) государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

    4.3. Первоочередные антиинфляционные методы.

    Сбивать темпы инфляции - значит сокращать  разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

    1. Обеспечение страны в достатке  продовольствием. Это первейшее  условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

    а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под  векселя с погашением их за счет будущего урожая;

    б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

    2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики  становится невозможным. В этих  целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

    3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

    4. Взамен налога на добавленную  стоимость, стимулирующего в современных  условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

    5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными  банками директив центрального  банка по приоритетности и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

    6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно: 

    а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере  производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

    б) создать условия для повсеместного  распространения параллельно с  существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

    7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную  государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

    4.4. Законопроекты призванные регулировать процесс роста безработицы.

    Российское  правительство не оставляет попыток регулировать процесс безработицы в России. Для этого разрабатываются, реализуются целевые комплексные программы как федерального, так и регионального уровня, содействующих улучшению ситуации на рынке труда. В настоящее время сформировано и реализуются следующие законопроекты:

    С 1991 в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы, ищущие работу, готовые к ней приступить и в установленном порядке зарегистрированные в органах службы занятости. Таким образом определяется официальная цифра численности безработных.

    С 1996 года в соответствии с Указом Президента РФ и постановлением Правительства РФ «О реализации Комплексной программы мер по созданию рабочих мест на 1996 – 2000 годы» от 3 августа 1996 года за № 928. Данная программа развёрнута как на федеральном, так и на региональном уровнях.

    С 1997 г. начала реализовываться Комплексная  программа подготовки и переподготовки управленческих кадров.

    С 2001 г. Министерство труда и социального  развития РФ ввело в практику определение субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда. Порядок выявления таких территорий предусмотрен постановлением правительства РФ от 2 ноября 2000 года № 875 «О правилах отнесения территорий к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда».

    Госкомстат  ежегодно до 15 марта представляет данные по Российской Федерации в целом  и по субъектам Российской Федерации  за 2 последних года по шести показателям:

    уровень занятости в % от общей численности  населения в возрасте 15 – 72 лет;

    уровень общей безработицы (безработицы  по МОТ);

    уровень регистрируемой безработицы;

    доля  безработных, ищущих работу 12 месяцев  и более, в общей численности безработных;

    доля  работающих не полное рабочее время  и находящихся в отпусках по инициативе администрации в общей численности работающих (по крупным и средним организациям);

    коэффициент напряжённости на рынке труда.

    Регионы Российской Федерации ранжируют по значениям показателей, т. е. им присваивается номер, находящийся в определённой зависимости от величины показателя: чем больше величина показателя, тем больше порядковый номер. Лишь показатели уровня занятости ранжируют в обратной зависимости от величины. При равной величине одного показателя у разных территорий им присваивается одинаковый порядковый номер. Для каждого субъекта Российской Федерации и для Российской Федерации в целом по формуле средней арифметической простой рассчитывается средний порядковый номер (общий показатель).

    Уровень напряжённости на рынке труда  определяется путём деления среднего порядкового номера (среднего ранга) по данной территории на аналогичный общий показатель по Российской Федерации в целом. Если средний порядковый номер по территории превышает общий показатель по Российской Федерации более чем в 1,5 раза, то этот субъект Федерации считается территорией с напряжённой ситуацией на рынке труда.

    Введённый порядок расчётов призван способствовать выработке практических мер, целенаправленной, адресной политики по стабилизации положения на рынке труда конкретных территорий с учётом региональных особенностей и интересов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В заключении хочется сделать некоторые  выводы по изученному и рассмотренному материалу.

    Процессы инфляции и безработицы неотъемлемая часть рыночной экономики и считаются бичами современности.

    За  последние годы безработица возросла достаточно высоко, а возможность  у трудоспособного населения  найти работу остаётся достаточно острой проблемой. Большинство выпускников ВУЗов долгое время не могут найти работу по причине переизбытка кадров на рынке труда или трудоустраиваются не по своей специальности.

    Рост  цен неукоснительно продолжается, о  чём свидетельствуют повышения  цен на товары и услуги уже за текущий год, на примере нашего же города – Нижнего Новгорода.

    Опираясь  на изученный материал, очевидна явная  связь между инфляцией и безработицей. Различными экономическими школами разработаны свои теории этой взаимосвязи и попытки сдерживать эти процессы, применяя теорию на практике.

    Искоренить  возникновение данных явлений абсолютно  невозможно, что доказывает многолетняя экономическая практика различных государств. Но есть определённые методы регулирования роста уровня инфляции и безработицы, с помощью специально разработанных государственных инструментов регулирования, основанных на законодательной базе.

    Безусловно, необходимы новые реформы, способные  улучшить существующее положение, но это достаточно долгий и трудоёмкий процесс, так как здесь, как и во многих областях экономики происходит пересечение интересов различных экономических сообществ.

    И всё-таки, моё мнение таково: некоторый  уровень инфляции и безработицы  необходим, так как так как это держит рынок в равновесии. Не нужно лишь допускать критических ситуаций. Так как переизбыток любого экономического явления пагубен для экономики в целом.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Борисов  Б.Ф. Экономическая теория. М.: Знание, 2000.

2. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юрист, 2000.

3. Мазин А.Л. Макроэкономика: Учебное пособие. – Н.Новгород: НИМБ, 2002.

4. Седов В.В. Экономическая теория: Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.

5. Яллай В.А Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003.

6. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. − Киров, 2000.

7. Экономическая теория / Под. ред. Клюни В.Л.,

Новиковой И.В., - Мн., 2001.

8. Экономическая теория. Учеб. для вузов. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.

Информация о работе Взаимосвязь инфляции и безработицы