Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:41, реферат
Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.
Введение.
1 Закон спроса и предложения.
2 Равновесная цена.
3 Функции равновесной цены.
4 Изменения равновесия при изменении спроса и предложения.
5 Эластичность спроса и предложения. Факторы, определяющие ее
изменение.
Практическое применение эластичности.
Список использованной литературы.
На эластичность спроса по доходам также влияют некоторые обстоятельства, определяющие эластичность спроса по цене. Достаточно вспомнить, что быть нормальным товаром или товаром низкого качества не является его внутренним свойством. Такое подразделение товаров зависит от наличия их субститутов и отношения к ним потребителя. По мере роста доходов потребители часто, переходят на потребление товара с известной торговой маркой («фирменного»), товар же местного производства уже расценивают как низший.
Рассмотрим факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу, с помощью так называемых кривых Энгеля (рис. 4).
Рис.4 Кривые Энгеля
При построении кривых Энгеля, в отличие от кривых спроса и предложения, ценовой параметр откладываем по горизонтальной оси, а количество товара, на который предъявляется спрос—по вертикальной.
Кривая на рис. 4 отображает зависимость величины спроса QD товара Х от дохода Y. Подобная кривая соответствует неэластичным нормальным товарам: приращения Y превосходят приращения QDx. Речь идет о товарах первой необходимости, потребление которых мало меняется в зависимости от уровня дохода потребителей.
Кривая на рис. 4(6) характерна
для эластичных (Ly>l) товаров. Такими товарами являются
чаще всего предметы роскоши, недоступные
для семей с доходами ниже Y'. Если доход достигает величины Y', то по мере роста Y приращения QDx значите
Кривая на рис. 4(в) описывает некачественные товары: до тех пор, пока доход не достигает величиныY", потребление таких товаров растет, а затем, по мере повышения достатка потребителей, QDподобных товаров сокращается.
Знание эластичности отдельных
товаров по доходу очень важно
для прогнозирования
Перекрестная эластичность спроса.
Иногда важно знать, как меняется количество товара X1, на которое предъявляется спрос (например, рыба), при изменении цены другого товара Х2 (говядины). Такие экономические взаимоотношения могут быть выражены с помощью перекрестной эластичности спроса, определяемой следующим образом:
L(Х1,Х2)= процентное изменение величины спроса QD на товар Х1
процентное изменение цены Рх на товар Х2
Формула средней точки для перекрестной эластичности спроса выглядит так же, как формула средней точки для эластичности спроса по цене, с той лишь разницей, что числитель в данном случае показывает процентное изменение величины спроса на один товар, а знаменатель—процентное изменение цены некоторого другого товара.
Понятие перекрестной эластичности применимо либо для товаров-заменителей, либо для взаимодополняющих товаров.
Для товаров-заменителей
изменения Рх товара Х2 и QD то
У взаимодополняющих товаров
изменения Рх товара Х2 и QD то
В странах с развитой рыночной экономикой перекрестную эластичность используют при контроле за соблюдением антитрестовского законодательства: если какая-то фирма производит товар X1, имеющий заменитель—товар Х2, то монополизация этой фирмой отрасли приведет к тому, что снизится производство конкурирующего товара-заменителя Х2. В этой связи изменение цены товара Х2 будет мало сказываться на QD товара X1 и Lx1x2 начнет снижаться, что послужит сигналом для контролирующих органов о возможном возникновении монополии в производстве товара X1.
Понятие эластичности может быть применено и для предложения. Степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене представляет эластичность предложения по цене. Коэффициент эластичности предложения по цене определяется как частное от деления процентного изменения объема предложения на процентное изменение цены. В определении показателя эластичности предложения по цене важнейшим является фактор времени. Необходимо рассмотреть три временных периода: текущий, краткосрочный и долгосрочный. В текущий период производитель не имеет возможности отреагировать изменением производства на изменение уровня цен, и предложение в этом случае является неэластичным. Краткосрочный период уже позволяет, хотя и не в полной мере, отреагировать изменением производства на изменение уровня цен, в результате эластичность предложения повышается. Долгосрочный же период предполагает адаптацию производителей к изменению цен, поэтому эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Т. о., предложение эластично,
если величина предложения изменяется
на больший процент, чем цена. Предложение
наэластично, если величина предложения
изменяется на меньший процент, чем цена.
Для эластичности предложения также возможны
два экстремальных (предельных) случая:
когдаls=0 и когда ls=oo. При ls=0 предложе
Выше мы уже рассмотрели
влияние фактора времени на эластичность
предложения по цене. Кроме него
большое влияние оказывают
В заключение выделим основные
области использования
1.Анализ поведения
2.Определение стратегии
фирм и предприятий,
3.Выработка мероприятий
государственного
4. Разработка структуры налогообложения.
5. Прогнозирование изменений
в расходах потребителей и
в доходах продавцов из-за
Равновесная цена. Дефицит и излишки. «Нижний» и «Верхний» предел цены.
Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара.
На каждом рынке существует
множество продавцов и
Поместим рассмотренные нами ранее кривые спроса и предложения в одной системе координат.
Точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, есть рыночное равновесие. Однако, равенство спроса и предложения—это скорее теоретическая абстракция, позволяющая нам выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:
1) избыточный спрос, когда
количество благ, спрашиваемых на
рынке, превышает количество
2) избыточное предложение,
когда количество благ, предлагаемых
на рынке, превышает
На графике подобные ситуации выглядят следующим образом:
Р
Если рыночная цена превышает
равновесное значение, то существует
избыточное предложение товаров, и
это заставляет продавцов снижать
цену. Если рыночная цена ниже равновесного
значения, то имеет место избыточный
спрос на товары, и это заставляет
продавцов повышать цену. В любом
случае, продавцы и покупатели имеют
определенные ожидания относительно рыночной
цены. В состоянии экономического
равновесия хозяйствующий субъект—
На графике нахождение точки равновесия выглядит просто. В реальной жизни рыночные условия изменяются очень быстро. Как мы уже знаем, существует ряд факторов, которые помимо цены воздействуют либо на объем спроса, либо на объем предложения, что сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS. В результате равновесие будет достигаться при других значениях цены. Возможны следующие 4 варианта:
1.Уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и объема предложения.
2.Увеличение спроса
под влиянием неценовых
3.Уменьшение предложения
под влиянием неценовых
4.Увеличение предложения
под влиянием неценовых
объема спроса.
Теперь рассмотрим некоторые
вопросы практического
Это должно привести к увеличению его QD. Т. о., в условиях инфляции изменения цены товара X, вызванные расширением или снижением спроса на данный товар и его предложения, необходимо соотносить с ростом общего уровня цен. Например, если спрос возрастает и цена товара Х повышается на 10% при неизменных ценах на иные продукты, то при 15%-й инфляции он фактически увеличится на 26,5%.
Государство, как известно, способно вмешаться в рыночный .механизм ценообразования и установить либо нижний, либо верхний предел цен на тот или иной товар. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». В бытовом понимании пол находится внизу, а потолок—наверху. В микроэкономике принято обратное представление, поскольку «цена потолка» ограничивает рост цены (движение цены вверх)—это искусственно заниженная цена. И наоборот, «цена пола» не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита—.это искусственно завышенная цена. Поэтому на графике «цена пола» будет установлена выше точки равновесия, а «цена потолка»—ниже ее.
Цены «пола» и «потолка»
могут устанавливаться