Занятость и безработица в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей занятости и безработицы в Республике Беларусь.
Основными задачами, которые предстоит решить, выступают:
раскрыть сущность понятий занятость и безработица
провести анализ занятости и безработицы в Республике Беларусь
оценить социально-экономические последствия безработицы и выявить пути ее преодоления путем определения основных направлений государственной политики в области занятости.

Файлы: 1 файл

(!) Курсач макра безработица.docx

— 111.29 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что небольшой размер пособия не побуждает людей к регистрации в службе занятости и, как следствие, сохраняется проблема скрытой безработицы.

Свободных рабочих мест на 1 февраля, исходя из заявок нанимателей, в стране насчитывалось 52,9 тыс. Большинство вакансий, как и прежде, предназначены для рабочих (73,8%). Основной спрос на рабочую силу формируется в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и связи. По состоянию на 1 февраля 2014 наиболее востребованными специалистами в Минске являлись водители автомобилей (736 вакансий), рабочие по комплексной уборке (285), грузчики (205), каменщики (559), кондукторы (167), маляры (256), продавцы (316), слесари-сантехники (221), слесари-ремонтники (276), уборщики помещений (493), швеи (383), врачи (301), медсестры (739), инженеры (497) [4].

Напряженность на рынке труда республики (численность безработных на одну вакансию) остается на уровне 2013 года и на 1 февраля составила 0,4 [2].

Оценивая занятость и безработицу в Республике Беларусь, необходимо отметить, что помимо положительных тенденций, таких как снижение уровня зарегистрированной безработицы, снижение средней продолжительности безработицы, в экономике республики существует проблема скрытой безработицы, что требует разработки эффективных мер по устранению данной проблемы.

 

3 Социально-экономические последствия безработицы и пути ее преодоления

3.1 Социально-экономические последствия безработицы

 

Главная «цена» безработицы – это невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное число рабочих мест для всех, кто способен и готов работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно [6, с. 165].

Эта устойчивая взаимосвязь между выпуском продукции и безработицей, подтвержденная соответствующими количественными оценками, впервые была обнаружена Артуром Оукеном и теперь известна как закон Оукена [15, с. 506].

Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то потери ВВП составляют около 2 % [6, с. 165].

Установленную зависимость Оукен выразил формулой:

 

 

где V п – потенциальный ВВП;

 Vф- фактический ВВП;

 U- фактический уровень безработицы, %;

 Ue - естественный уровень безработицы, %;

 β - коэффициент Оукена.

 

 

 

Рисунок 3.1 – Кривая Оукена

Примечание – Источник: [7, с. 151, рисунок 7.6].

 

В условиях полной занятости объем производства равен Y0, а норма безработицы U0. Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.

По мере роста безработицы увеличиваются расходы государства, связанные с пособиями по безработице. Средства на выплату пособий государство получает путем усиления налогового бремени в стране.

Для отдельного человека безработица означает потерю постоянного и регулярно получаемого дохода. В результате сокращается спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны.

Результатом безработицы является усиление конкуренции между работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Таким образом, отдельные и достаточно большие группы населения вынуждены занимать непристижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит вынужденный характер, а такой труд не может быть высокоэффективным, что отразится на низкой производительности труда, сокращении объема производства.

Вместе с тем можно выделить и некоторые положительные черты безработицы:

  1. фрикционная безработица способствует перераспределению рабочей силы в места ее наиболее эффективного использования с точки зрения как предпринимателей, так и работников
  2. структурная безработица предполагает реализацию различных форм повышения квалификации, переподготовки кадров, которые положительно влияют на качественное совершенствование совокупной рабочей силы общества
  3. наличие резервной армии труда оказывает стимулирующее воздействие на исполнение своих обязанностей занятыми на производстве [9, с. 327].

Наряду с экономическими эффектами безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, выделяют социальные эффекты безработицы.

При оценке социальных последствий необходимо иметь в виду тот факт, что работа для большинства людей рассматривается не только как источник дохода, но, в свою очередь, обеспечивает  человеку соответствующий социальный статус, чувство профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного достоинства, создает определенный режим жизни.

Таким образом, лишение человека возможности трудиться снижает его доход и, как следствие, усиливает дифференциацию населения.

Факт безработицы подавляет нравственные начала поведения человека, что приводит к его бездеятельности и деградации – пьянству, наркомании, совершению аморальных противоправных поступков.

Также надо признать тот факт, что отсутствие занятости существенно ухудшает здоровье человека. Он становится более подверженным различным заболеваниям и прежде всего психическим расстройствам.

 

3.2 Политика занятости в Республике Беларусь и направления ее совершенствования

 

Политика занятости – система мер и принципов, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой и эффективной занятости населения и предотвращение безработицы.

Принимаемые государством меры по регулированию достаточно разнообразны. Они могут быть направлены не только непосредственно на совершенствование рынка труда, но также включать комплекс действий по оздоровлению экономической ситуации в стране, формированию нормальной институциональной среды, усилению конкурентных начал, преодолению монополизма, созданию благоприятного инвестиционного климата.

Меры,  таким образом, можно разделить на макро- и микроэкономические.

Макроэкономические меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом совокупного спроса. Так, целенаправленная фискальная политика может увеличить совокупный спрос в экономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно снизить банковский процент, что позволит оживить деловую и инвестиционную активность, в результате чего увеличится совокупный спрос и занятость [14, c. 169].

Однако эффективность воздействия на занятость только макроэкономическими инструментами весьма ограничена. Дело в том, что благодаря созданию новых рабочих мест увеличится отток из безработицы, но происходить он будет, скорее всего, за счет тех, кто не имел работы недолго и не потерял конкурентоспособности на рынке труда. Длительно безработных общее оживление в экономике может и не затронуть или затронуть в меньшей степени. Следовательно, особое внимание государство должно уделять мерам микроэкономического характера.

Микроэкономические меры – это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно рынка труда. С их помощью можно снизить уровень структурной и фрикционной безработицы.

В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, ориентированные на смягчение ее негативных последствий.

Активный тип политики занятости предполагает два основных метода воздействия:

1. повышение спроса на рабочую силу

2. сокращение предложения рабочей силы

Первый метод осуществляется как общеэкономическими способами, так и инструментами по созданию нетрадиционной занятости.

Общеэкономическими способами повышения спроса рабочей силы выступают:

    1. установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приема – увольнения, графики работ и т. п.);
    2. льготное налогообложение там, где необходимо увеличение спроса рабочей силы;
    3. кредитные льготы для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;
    4. государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;
    5. дотации при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежь, инвалиды);
    6. обучение и переобучение.

Меры по созданию нетрадиционной занятости включают общественные и надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову и др.

Общественные работы представляют собой общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие специальной профессиональной подготовки. Занятые на общественных работах получают заработную плату, как правило, не меньшую, чем 1/3 средней по стране.

Система «разделения рабочих мест» предполагает, что одно рабочее место предоставляется двоим работникам за меньшую заработную плату (они работают, сменяя друг друга).

Второй метод применяется по следующим направлениям:

    1. расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку;
    2. повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми, что должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда;
    3. введение учебных и творческих отпусков;
    4. увеличение пенсий, т. к. повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определенную долю рабочей силы старшего возраста;
    5. введение частичных и досрочных пенсий при сокращенном режиме работы или при досрочном оставлении ее.

Ко второй группе микроэкономических мер регулирования занятости причисляют пассивные меры, в основе которых лежит система социального страхования безработных и вспомоществование.

Система социального страхования предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. 

Развитию системы страхования безработных содействует централизация фонда занятости; повышение доли отчислений в фонд занятости; использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник.

Вспомоществование применяется чаще по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи [7, с. 152].

Советом Министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2014 год с объемом финансирования 277 млрд 82,4 млн белорусских рублей. Основная особенность новой госпрограммы - переориентация на решение проблем занятости и повышение конкурентоспособности незанятых граждан, содействие трудоустройству целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. Особое внимание уделено мероприятиям по интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости. Акцент сделан на обеспечении занятости молодежи, длительно неработающих граждан, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы [2].

Подводя итог, можно сказать, что безработица имеет как экономические, так и социальные последствия. К экономическим можно отнести потери ВВП, а к социальным – потерю работником профессиональных навыков ввиду отсутствия необходимости их применения, что при застойной безработице может привести даже к деградации личности. Политика занятости призвана оказывать помощь населению в трудоустройстве, что нашло отражение в мероприятиях Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2014 год.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятость можно определить как не противоречащую законодательным нормам деятельность людей, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящую трудовой доход. Занятость населения различается по видам и формам (полная, сезонная, временная и др.).

Следствием снижения занятости является безработица, т. е. ситуация превышения предложения рабочей силы над спросом на нее.

Сущность безработицы раскрывается через ее виды (фрикционная, структурная, циклическая и т. д.).

Издержки безработицы носят экономический и социальный характер и проявляются как на уровне национальной экономики, так и на уровне отдельного человека. Так, в первом случае – это отставание реальных объемов национального производства от потенциальных, сокращение сбережений и инвестиций, сокращение налоговых поступлений в бюджет государства, падение покупательского спроса, затруднение в сбыте продукции, низкая производительность труда, социальные бунты, рост преступности. В отношении отдельного лица – это снижение уровня жизни ввиду сокращения доходов, потеря  трудовых навыков, квалификации, ухудшение здоровья.

Государственная политика занятости должна быть сориентирована главным образом на формирование рациональной структуры занятости; повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики; обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости; создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики.

Для устранения последствий безработицы, а также для ее предотвращения государство ежегодно разрабатывает программы содействия занятости населения, исходя из реального состояния рынка труда и экономики в целом.

Ежегодно из государственного бюджета выделяются средства на социальные нужды, в частности на пособия по безработице. Следует отметить, что в мировом разрезе размер пособия по безработице в Республике Беларусь является довольно низким, что также является причиной обхода многими безработными государственных служб занятости и формированию неформальной занятости, теневой экономики.

Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь