Земельные ресурсы региона (Орловская область) и их природно-экономическая оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 13:09, реферат

Описание работы

Как природное тело, возникновение которого не связано с деятельностью людей, земля не имеет первоначальной стоимости. Вместе с тем нельзя забывать, что за долгие годы работы на земле люди вложили в нее колоссальный труд многих поколений. Этим трудом освоены громадные площади сельскохозяйственных угодий, накоплено высокое почвенное плодородие. Поэтому в настоящее время земле присущи многие вновь приобретенные свойства, превратившие дары природы в бесценное народное богатство.

Файлы: 1 файл

реферат по природооль.docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства рф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра «Аграрная экономика и право»

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине Экономика природопользования.

На тему «Земельные ресурсы региона (Орловская область) и их природно-экономическая оценка».

 

 

Подготовила:

студентка экономического факультета

 группы Бэ(МЭ)-234(1)

Щенникова Г.

Проверила:

старший преподаватель

Макарова Ю.Л.

 

 

 

ОРЕЛ 2014

 

Особенности земли как средства производства

Земля как средство производства имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее от других средств производства. Эти особенности заключаются в следующем.

Все средства производства, кроме земли, являются результатом человеческого труда. Земля — продукт природы, и в этом смысле она предшествует труду. Земля становится средством производства в процессе труда.[2,67]

Как природное тело, возникновение которого не связано с деятельностью людей, земля не имеет первоначальной стоимости. Вместе с тем нельзя забывать, что за долгие годы работы на земле люди вложили в нее колоссальный труд многих поколений. Этим трудом освоены громадные площади сельскохозяйственных угодий, накоплено высокое почвенное плодородие. Поэтому в настоящее время земле присущи многие вновь приобретенные свойства, превратившие дары природы в бесценное народное богатство. 

Использование земли связано с постоянством места. Ее невозможно переместить, тогда как большинство средств производства можно использовать в самых разных местах, перемещая по мере надобности.

Разумеется, что в такой постановке вопроса речь идет о конкретных участках земли. Земельный же фонд в целом как объект хозяйствования нельзя рассматривать как нечто застывшее и недвижимое. Человеческое общество проводит колоссальную работу по освоению площадей в малообжитых районах. Постепенно раздвигаются границы, исторически сложившихся агроклиматических зон и ареалов возделывания тех или иных культур. В результате сельскохозяйственного освоения намечается все более заметная концентрация угодий вокруг промышленных и культурных центров.[3,89]

Вместе с тем указанная выше особенность земли требует взвешенного подхода к организации угодий, глубокого экономического обоснования территориального размещения средств производства, неразрывно связанных с землей: построек и сооружений. Ее нельзя, как другие средства производства, количественно увеличить или качественно видоизменить. Землю нельзя заменить другими , мелиоративной и дорожной сети и т. д.

Все средства производства в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства. Земля при правильном использовании не только не теряет, но постоянно увеличивает свои производительные свойства. Имеется в виду неоспоримая способность поверхностного почвенного слоя земли к воспроизводству плодородия. Очевидно, что научно обоснованные системы земледелия способствуют этому, если они учитывают природные закономерности. Однако способность земли к воспроизводству плодородия реализуется не всегда. Бессистемное, хищническое использование земли, как и отсутствие своевременных мер по ее охране, не только снижают плодородие, но могут привести к полной потере ее производительных свойств. Изучая функционирование земли как средства производства можно сделать важный вывод. Человеческое общество, изначально используя природные свойства земли, воздействует на них, приспосабливая к нуждам конкретного производства.[5,105]

Так, естественное почвенное плодородие превращается в экономически эффективное посредством мелиорации и агротехники, на геоботанические свойства воздействует лесохозяйственная деятельность, пространственные условия регулируются развитием сети дорог, доступность полезных ископаемых достигается посредством строительства шахт и рудников.[2,111]

В связи с этим в науке и на практике выделяется специальная категория средств производства, неразрывно связанных с землей. К ним относятся:

- производственные  здания и сооружения, включая  промышленные, сельскохозяйственные  и другие сооружения, размещение  которых не только связано  с использованием земли, но также  определяет ее функциональное  значение;

-  мелиоративные  и водохозяйственные системы (осушительные  и оросительные), а также водохозяйственные  объекты (пруды, водохранилища и  т. п.), назначение которых заключается  в регулировании естественных  условий ведения сельского или  иного хозяйства;

-  транспортные  магистрали и сооружения: дороги, мосты и другие сооружения, которые  регулируют территориальные условия  землепользования;

-  противоэрозионные  и другие почвозащитные и земельнозащитные сооружения, предназначенные для защиты земель от негативного природного или антропогенного воздействия;

-  многолетние  насаждения – сады, виноградники, ягодники, защитные лесонасаждения;

-  другие  хозяйственные строения и сооружения.

В системе рыночных отношений перечисленные сооружения и системы рассматриваются как объекты недвижимости. В таком двойственном подходе нет противоречия, ибо одни и те же объекты функционируют в различных качествах. С одной стороны, они являются средствами производства, поскольку способствуют эффективному использованию земельного участка, совершенствуя его природные свойства. Использование их возможно только там, где они размещены в органичном единстве с земельным участком. С другой стороны, здания, сооружения и другие системы – это потребительские стоимости, имеющие собственную оценку, которые могут являться объектами купли-продажи, то есть функционируют как объекты недвижимости. Перемещение их невозможно без полного и частичного разрушения, потери стоимости и пригодности к эксплуатации.[4,134]

Концентрация средств производства, непосредственно связанных с землей, во многом определяет уровень интенсивности использования земли. Значение этого весьма велико в сельском хозяйстве, так как средства производства выполняют здесь роль связующего звена между естественными процессами роста растений и технологическими аспектами интенсивности производственных процессов.

В России в состав единого государственного земельного фонда входит следующие категорий земли промышленных, транспортных, горнорудных и других организаций и предприятий, а так же курортов и заповедников; земли городов, поселков и других населенных пунктов; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса.

Все сельскохозяйственные угодья России закреплены за землепользователями по двум крупным группам:

1)Земли находящиеся в  коллективно – деловой, кооперативной  и частной собственности;

2)Земли федеральной и  муниципальной собственности

В свою очередь эти земли распределены по более мелким землепользователям. Основными землепользователями РФ в первой группе  являются акционерные общества и товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства, а так же колхозы, включая рыболовецкие. На их долю приходится 52% всех закрепленных за сельским хозяйством земельных угодий. Во второй группе крупными землепользователями являются государственные муниципальные предприятия, опытно – производственные и племенные хозяйства, которые занимают 39,6% всех с/х угодий в стране.

Информация о состоянии земель в Орловской области в 2012 году.

Земельным кодексом Российской Федерации (статья 67) установлена необходимость осуществления государственного мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдения за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли                      в Российской Федерации независимо от форм собственности, их целевого назначения   и разрешенного использования.

Наблюдение за состоянием и использованием земли в виде сбора данных, необходимых для подготовки годового отчета «О наличии                          и распределении земель по формам собственности, категориям, угодьям                 и пользователям в Орловской области» осуществляется в настоящее время специалистами центрального аппарата и территориальных отделов Управления Росреестра   по Орловской области.

Во исполнение функции по государственному мониторингу земель                в 2012 году отделом государственного земельного надзора, землеустройства                и мониторинга земель совместно со специалистами территориальных отделов Управления были подготовлены и направлены в Росреестр отчет «О наличии       и распределении земель по формам собственности, категориям, угодьям                 и пользователям в Орловской области   по состоянию   на 01.01.2012 года»                и региональный доклад «О состоянии  и использовании земель в Орловской области за 2011 год».

Указанные материалы используются при подготовке государственного (национального) доклада  «О состоянии и использовании земель                               в Российской Федерации», ежегодно предоставляемого в Правительство Российской Федерации.

Данные ежегодного отчета и регионального доклада использовались для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

В 2012 году вышеуказанные сведения предоставлялись следующим заинтересованным организациям по их запросам: Управлению по охране                     и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов                                  и экологической безопасности Орловской области (Орелоблэконадзор);  Департаменту сельского хозяйства Орловской области;     Департаменту экономики Орловской области; Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Орловской области; ФГБУ «Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии «Верховский».

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации                 от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» специалистами отдела государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Орловской области были подготовлены                                и направлены  в ФГБУ «Орловский центр по гидрометеорологии                                 и мониторингу окружающей среды»  и Орелоблэконадзор письма с просьбой                                      о предоставлении в Государственный фонд данных  Управления копий докладов  об экологической ситуации на территории Орловской области                 за 2011 год. В результате чего, в 2012 году   в Государственный фонд данных Управления были предоставлены копии доклада «Об экологической ситуации в Орловской области в 2011 году» и информация   «О состоянии загрязнения природной среды Орловской области в 2011 году».

Государственный мониторинг земель должен осуществляться                                в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

  Проведение мониторинга  земель на региональном уровне  зависит                         от наличия региональных или  муниципальных программ и возможностей  соответствующих бюджетов.     В этой связи, важная задача  по разработке                и утверждению региональной и  муниципальных программ в области  мониторинга земель ложится на  органы государственной власти  Орловской области и органы  местного самоуправления.  

Основными проблемами исполнения функции по государственному мониторингу земель является отсутствие финансирования, региональной                       и местных программ по мониторингу земель, без которых в Орловской области не имеется достаточно полной информации о состоянии земель.

Принятие программы по мониторингу земель и ее реализация                              на региональном уровне потребует значительного вложения материальных средств из областного или местных бюджетов, так как организация                         и проведение мониторинга земель дело затратное и трудоёмкое.  Однако результаты проведенной работы позволят выявить изменения состояния земель, оценить эти изменения, выработать рекомендации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

Достоверные и актуальные сведения о состоянии и использовании земель позволят органам государственной власти и местного самоуправления обладать необходимой информацией для осуществления деятельности                  в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, принимать верные управленческие решения по вопросам, связанным  с предоставлением земель, контролем за их использованием                   и принятием своевременных мер по их охране и рациональному использованию.    

С этой целью  в средствах массовой информации области в 2012 году была опубликована статья заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель на тему: «Актуальные проблемы в сфере  мониторинга земель на региональном уровне»,  в которой поднимались актуальные вопросы о необходимости принятия   и реализации программы по мониторингу земель на региональном уровне.

Однако, в 2012 году в Орловской области такая региональная программ не разрабатывалась и работы по мониторингу земель за счет средств регионального и местных бюджетов не проводились.

Информация о работе Земельные ресурсы региона (Орловская область) и их природно-экономическая оценка