Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:21, реферат
В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.
Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. История аграрных реформ в России……………………………….…..5
1.1 Реформы царского периода………………………………………………..…5
1.2 Реформы советского периода………………………………………….…..…6
1.3 Реформа постсоветского периода………………………………………..…..7
1.4 Влияние методов государственного управления на сельскую экономику.8
Глава 2. Современная аграрная реформа в России……………………………10
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..25
Приложения…………………………………………………………… ……….26
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
РЕФЕРАТ
ПО ЭКОНОМИКЕ СЕЛЬСКОГО
НА ТЕМУ: «Аграрная реформа в России»
Выполнил:
студент группы ИМ-10-1
Дзгоев Маирбек Владимирович
Проверил:
Лазоренко А.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История аграрных реформ в России……………………………….…..5
1.1 Реформы
царского периода……………………………………
1.2 Реформы советского периода………………………………………….…..…6
1.3 Реформа постсоветского периода………………………………………..…..7
1.4 Влияние методов государственного управления на сельскую экономику.8
Глава 2. Современная аграрная реформа в России……………………………10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..25
Приложения……………………………………………………
Введение
Об отношении руководства страны к крестьянству в указанный период известный исследователь проблем российской деревни И.И. Чернышев писал: "При всем различии своего содержания аграрно-крестьянская политика (царского двора -- выделено автором)… преследует одну и ту же цель -- охрану самодержавной монархии с её политическим и экономическим господством дворянства".
Первая реформа в сельском хозяйстве России проведена в 1551 году Иваном IV Грозным. Она существенно ущемила права крестьян, хотя и привела к укреплению системы государственной власти в стране. Все законодательные акты, которые принимались в отношении крестьян за последующие два с половиной века (до 1803 года), были направлены на урезание остатков их свободы и прав. Ключевым в этой цепочке и наиболее позорным в истории царского дома (при Алексее Михайловиче) и дворянства России стало принятие в 1649 году Земским собором статьи в новом своде законов (Соборном Уложении) о введении крепостного права. Согласно ей крестьяне вместе с семьями передавались в собственность тех, на чьих землях они проживали. Закрепощение крестьян повлекло за собой резкое ухудшение их положения, сужение рамок общинного самоуправления.
Особо крайние формы угнетение крестьян приобрело в период правления Екатерины II (1762-1796 гг.). В частности, по её инициативе были приняты "Указ о праве помещиков ссылать крестьян в каторжные работы" (1765 г.), "Манифест о производстве генерального межевания", узаконивший захват помещиками в том числе крестьянских земель (1765 г), "Указ о запрещении крестьянам подавать на помещиков челобитные" (1767 г.).
История свидетельствует о том, что лишь начиная с эпохи правления Александра I (1801-1825 гг.) принимаются решения, учитывающие интересы российских крестьян. Первыми актами новой политики послужили "Указ о вольных хлебопашцах" (1803 г.), "Положение о лифляндских и эстляндских крестьянах" (1804-1805 гг.), отмена крепостного права в Варшавском герцогстве (1807 г.). В последующем было принято еще 15 законодательных решений, расширяющих права крестьян. Эти меры способствовали созданию условий для постепенного укрепления общинного самоуправления, развития сельской экономики. Новая политика в отношении крестьян привела к отмене крепостного права, а затем и к столыпинской реформе, предоставившей крестьянам право выхода из общины для самостоятельного хозяйствования, способствовавшей развитию сельской экономики.
Они отчетливо показали наличие тесной связи между качеством государственного управления экономикой и её развитием. Вместе с тем не все реформы советского периода сопровождались изменением методов управления. Часть из них сводилась к структурной перестройке (изменению количества министерств, созданию Госагропрома и т.д.). Такие реформы носили формальный характер, не способствовали изменению условий хозяйствования, усилению мотивации труда производителей.
Несомненно, советское
руководство прилагало
Но эти и другие возможности не оказали должного влияния на положение дел в аграрном секторе. К примеру, урожайность зерновых за четверть века, предшествующие нынешней реформе ( 1966-1990 гг.) выросла всего на 70 кг (с 13,7 до 14,4 ц/га). Для сравнения: в США, Франции и Нидерландах только среднегодовой её прирост за отмеченное время составил соответственно 60, 132 и 128 кг. Причем, наращивание урожайности в указанных странах осуществлялось с более высоких уровней (30-45, 31-64 и 36-68 ц/га), что сложнее.
В целом, аграрные реформы советского периода не позволили решить продовольственную проблему в стране.
Все большее отставание в производительности труда и по другим важным показателям развития сельского хозяйства требовало перехода от жестко централизованной системы управления к регулированию деятельности предприятий экономическими рычагами. В связи с этим в 1992 году началась в стране очередная аграрная реформа. Первым её актом послужила либерализация цен (без должной подготовки законодательной базы, проведения организационных и иных мероприятий). Особенность этапа -- резкий переход от централизованной системы управления экономикой почти к полному самоустранению государства от выполнения функций по управлению сельским хозяйством и другими отраслями. В итоге это привело к самому сильному спаду производства за всю историю страны: к 1997 году объемы производства ряда основных видов продукции уменьшились на 30-70 %, в 1.5-2 раза сократилась доля России в мировом производстве зерна, сахарной свеклы, молока, мяса, яиц.
Требование оказать поддержку сельскому хозяйству руководством страны воспринимаются как стремление селян обеспечить себе льготные условия хозяйствования. Между тем опыт США и в других развитых странах говорит о том, что субсидии селу нельзя рассматривать как обыкновенную помощь. В сущности, они являются инструментом регулирования межотраслевых пропорций, соблюдение которых -- общепризнанное условие нормального функционирования экономики.
В целях концентрированного изложения аграрные реформы в России даны в табличной форме (таблица 1).
Теоретический и практический интерес представляет увязка методов государственного управления с итогами аграрных реформ (для наглядности часть материала повторяется).
Таким образом, уровень развития сельской экономики, прежде всего, зависит от методов государственного управления. Каждая реформа, основанная на экономических методах, сопровождается ростом эффективности производства. Недостаточное развитие отрасли является следствием того, что система государственного управления отраслью строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно -- экономических методах. Следовательно, резервы хозяйственного управления имеют вторичную природу.
Из материалов таблицы следует, что часть реформ вместо подъема привели к снижению эффективности сельской экономики. В 20-м столетии подобных реформ было три: период продразверстки (1918-1921 гг.); период коллективизации (начался в 1929 г.); постсоветская реформа 1992 года.
Заслуживает внимания и то, что повышение роли экономических методов способствовало развитию общинного и земского самоуправления.
Все мы помним время, когда аграрный комплекс нашей страны был представлен различными колхозами и совхозами и функционирование сельского хозяйства обеспечивалось:
- во-первых, монополией внешней торговли;
- во-вторых, поддержанием определенного соотношения цен на средства производства, потребляемых сельским хозяйством, и на его продукцию.