Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, реферат
Экстерналия (внешний эффект) в экономике - воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком. Этот термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния». Если объяснять простыми словами, то внешний эффект в экономике это воздействие одного субъекта на другой объект посредством своей деятельности, это воздействие может быть как отрицательное так и положительное. Очень часто экстерналии возникают между производством – потребителем, производством – производством и потребителем – потребителем. Сегодня проблема отрицательного внешнего эффекта очень развита, особенно развита у производства с потребителем в отношении экологии.
Введение 3
Глава 1. Внешние эффекты и их регулирование 4
1.1. Определение и разновидность внешних эффектов 4
1.2. Классификация внешних эффектов 6
1.3. Отсутствие платы за внешний эффект. 7
Глава 2. Альтернативные способы решения проблемы внешних эффектов 9
2.1. Интернализация внешних эффектов. Теорема. Коуза 9
2.2. Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов 10
Заключение 13
Список литературы 14
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения.
Кафедра «Экономика транспорта»
Реферат
По дисциплине «Институциональная экономика»
На тему: «Альтернативные способы интернализации внешних эффектов. теорема Коуза»
Проверил преподаватель:
Ревина Е. В.
ст.гр. Мт-272
Анкудинова Д. В.
Екатеринбург
2013г
Введение 3
Глава 1. Внешние эффекты и их регулирование 4
1.1. Определение и разновидность внешних эффектов 4
1.2. Классификация внешних эффектов 6
1.3. Отсутствие платы за
внешний эффект. 7
Глава 2. Альтернативные способы решения проблемы внешних эффектов 9
2.1. Интернализация
внешних эффектов. Теорема. Коуза 9
2.2. Корректирующие
налоги и субсидии. Роль государства
в регулировании внешних
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Экстерналия (внешний эффект) в экономике - воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком. Этот термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния». Если объяснять простыми словами, то внешний эффект в экономике это воздействие одного субъекта на другой объект посредством своей деятельности, это воздействие может быть как отрицательное так и положительное. Очень часто экстерналии возникают между производством – потребителем, производством – производством и потребителем – потребителем. Сегодня проблема отрицательного внешнего эффекта очень развита, особенно развита у производства с потребителем в отношении экологии.
Проблема эффективного
В теории внешних эффектов
известны два альтернативных
подхода к проблеме
Что нужно сделать, чтобы
Глава 1 . Внешние эффекты и их регулирование.
1 .1. Определение и разновидность внешних эффектов.
Причиной существования
На языке экономической теории
это означает, что потребление
или производство какого-то
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Изначально понимание внешнего
эффекта было тесно связано
с провалами рынка. Рынок
Многообразие форм
Выделяют положительные и
Рис.1
Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
Положительный внешний эффект
возникает тогда, когда
MSB = МРВ + МЕВ, где MSB - предельные общественные выгоды (marginal socialbenefit); МРВ - предельные частные marginal private выгоды (benefit); МЕВ -предельные внешние выгоды (marginal external benefit).
Развитие образования дает
внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что
сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая
решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые
получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель
соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды,
которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции
в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 2).
Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных
выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.
Рис.2
Между тем предельные
величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ1Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Внешний эффект-это
По особенностям возникновения (основаниям) внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими или денежными.
Потребительский внешний
Технологический внешний
Денежный внешний эффект — экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции - другого экономического агента.
1 .2. Классификация внешних эффектов.
Внешние
эффекты могут быть самыми
разнообразными: положительными, т.е.
приносящими пользу другой
Классификация внешних эффектов:
1. Причинение неудобств.
2. Загрязнение окружающей
среды. Это отрицательный
3. Опасное поведение,
чреватое риском несчастного
случая. Определенные виды поведения
при определенных
4. Использование общедоступного
ресурса. Когда большое число
людей пользуются ограниченным
ресурсом (пастбищем, озером, где
водится рыба, нефтяным месторождением),
то возникают внешние эффекты,
приводящие к истощению
5. Полезная деятельность.
Действия человека могут
6. Обращение с вещами,
взятыми в аренду. Человек, взявший
в аренду участок земли, может
создавать для собственника
1.3. Отсутствие платы за внешний эффект.
Провал рынка возникает в том
случае, если отсутствует плата
за внешний эффект. А платы
может не быть в том случае,
если отсутствует рынок того
ресурса или блага, через
Представим себе отрасль, в
которой действует совершенная
конкуренция. Все фирмы
Информация о работе Альтернативные способы интернализации внешних эффектов. Теорема Коуза