Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 11:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - разработка предложений по совершенствованию управления оборотными средствами на предприятии.
В связи с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание управления оборотными средствами на предприятии;
изучить политику предприятия в области оборотного капитала;
исследовать особенности использования оборотных средств автотранспортного предприятия;
провести анализ состояния оборотных средств автотранспортного предприятия;
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа оборотных средств предприятия…6
1.1 Сущность оборотных активов и их структура……………………………..6
1.2 Определение потребности в оборотных активах………………………….10
1.3 Показатели использования оборотных активов…………………………..16
Глава 2. Анализ состояния оборотных средств Сергачского АТП…………..20
2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности Сергачского АТП……………………………………………………………………………….20
2.2 Специфика оборотных средств автотранспортного предприятия………..26
2.3 Анализ состояния фондов обращения Сергачского АТП………………...32
Глава 3. Основные направления оптимизации оборотных средств Сергачского АТП………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………
Решение о политике управления оборотными активами предприятия вырабатывается совместно руководителями подразделений и утверждается директором.
От того, какая политика будет реализовываться по каждой из категорий активов (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства), будут зависеть сроки и объемы продукции, предоставляемой в рассрочку, размер минимально допустимого остатка запасов и т. д.
Выделим три основных подхода к управлению оборотными активами предприятия: консервативный, умеренный и агрессивный.
Основные принципы каждого из перечисленных подходов представлены в Таблице. 3.1.
Таблица 3.1
Подходы к управлению оборотными активами
Подход |
Реализация на практике |
Соотношение доходности и риска |
Запасы | ||
Консервативный |
Формирование завышенного объема страховых и резервных запасов на случай перебоев с поставками и прочих форс-мажорных обстоятельств |
Большие потери на хранении запасов и отвлечении средств из оборота, как следствие, - снижение доходности. Уровень риска остановки производства - минимальный |
Умеренный |
Формирование резервов на случай типовых сбоев |
Средняя доходность. Средний риск |
Агрессивный |
Минимум запасов, поставки «точно в срок» |
Максимальная доходность, но малейшие сбои грозят остановкой (задержкой) производства |
Дебиторская задолженность | ||
Консервативный |
Жесткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надежными клиентами |
Минимальные потери от образования безнадежной задолженности и задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики |
Умеренный |
Предоставление среднерыночных (стандартных) условий поставки и оплаты |
Средняя доходность. Средний риск |
Агрессивный |
Большая отсрочка, гибкая политика кредитования |
Большой объем продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности |
Денежные средства | ||
Консервативный |
Хранение большого страхового остатка денежных средств на счетах |
Возможность вовремя совершать планируемые платежи даже при временных проблемах с инкассацией может привести к их обесценению |
Умеренный |
Формирование сравнительно небольших страховых резервов, инвестирование только в самые надежные ценные бумаги |
Средняя доходность. Средний риск |
Агрессивный |
Хранение минимального остатка денежных средств, вложение свободных денежных средств в высоколиквидные ценные бумаги |
Предприятие рискует не расплатиться по срочным обязательствам или понести потери из-за привлечения незапланированного краткосрочного финансирования |
Как видно из Таблицы 3.1, по каждому виду оборотных средств может быть предложен различный подход к управлению.
Нами будут предложены мероприятия по всем 3 видам оборотных активов, поэтому предлагается выбрать следующие подходы к их управлению:
Обобщая вышеизложенное, еще раз отметим, что нами представлены возможные варианты дальнейшей стратегии развития автотранспортного предприятия - консервативный, умеренный и агрессивный, а также показывается, на что направлена каждая из стратегий применительно к конкретной составляющей оборотных активов - запасам, дебиторской задолженности и денежным средствам. Показано, какими будут доходность и риски при внедрении одной из имеющихся стратегий (все это рассмотрено в Таблице 3.1). В результате нами были сформулированы выводы о том, какая именно стратегия и почему будет применяться на данном предприятии к каждому из видов оборотных активов и почему.
Заключение
Рациональное и экономное использование оборотных фондов является первоочередной задачей предприятия. В связи с этим особое значение приобретает исследование проблем, связанных с повышением эффективности использования оборотных средств предприятий, так как вне зависимости от форм собственности, отраслевых и технологических особенностей, масштабов производства, движение стоимости ресурсов и их кругооборот становятся возможны только благодаря обслуживанию этих процессов оборотными средствами.
Проведенный анализ состояния оборотных средств организации на примере автотранспортного предприятия позволил выявить проблемные зоны в составе и динамике оборотных активов и реально оценить эффект от внедрения программ по их оптимизации.
Основными выводами теоретического обобщения исследуемого вопроса, анализа практических материалов и проектных предложений являются:
1. Объем и структура оборотных средств в значительной степени определяются отраслевой принадлежностью предприятия.
2. Политика управления оборотным капиталом должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению двух важных задач: обеспечение платежеспособности и приемлемого объема, структуры и рентабельности активов.
3. Каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно быть рассмотрено как с позиции оптимальной величины данного вида активов, так и с позиции оптимальной структуры оборотных средств в целом.
4. По итогам 2010 года Сергачское АТП имело такие показатели оборотных активов, которые свидетельствуют о кризисном положении предприятии. Оно не имеет возможности нормально функционировать и развиваться в дальнейшем, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность.
5. Необходимо сформировать политику управления оборотными средствами в целом и разработать мероприятия по их оптимизации.
6. Среди основных мероприятий, предложенных к реализации, главными являются:
- изменение структуры производственных запасов за счет определения необходимого соотношения по каждому виду запаса, устранения выявленных излишков и закупки недостающих производственных товаров;
- проведение тендерных мероприятий, направленных на снижение себестоимости оказываемых услуг за счет выбора таких поставщиков нефтепродуктов, ГСМ и всех необходимых для работы автотранспортного предприятия материалов, которые предлагают более низкие цены и подходящие условия оплаты, и способствуют формированию рыночного преимущества перед предприятиями аналогичной деятельности.
- оптимизация существующей кредитной политики предприятия за счет снижения дебиторской задолженности покупателей и изменения условий оплаты оказываемых услуг;
- оптимизация денежных средств за счет ускорения оборачиваемости запасов и контроля денежных потоков предприятия.
7. Предложенные мероприятия позволяют достичь ожидаемого экономического эффекта, выраженного в положительной динамики финансовых результатов рассматриваемого автотранспортного предприятия без привлечения дополнительных заемных средств только за счет оптимизации оборотных активов предприятия.
Список литературы
Приложение 1. Состав оборотных средств АТП
Производственные оборотные фонды |
Производственные запасы |
Топливо | |||||||
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы | |||||||||
Автомобильные шины | |||||||||
Запасные части | |||||||||
Фонд оборотных агрегатов | |||||||||
Материалы для ремонта подвижного состава | |||||||||
Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы | |||||||||
Прочие | |||||||||
Незавершенное производство | |||||||||
Оборотные средства АТП |
Незаконченные расчеты |
||||||||
Расходы будущих периодов | |||||||||
Расчетные документы в банке на инкассо | |||||||||
Фонды обращения |
Средства в расчетах |
Дебиторы | |||||||
Прочие средства в расчетах | |||||||||
Средства в кассе | |||||||||
Денежные средства |
Средства на счетах в банке | ||||||||
Прочие денежные средства | |||||||||
Информация о работе Анализ использования оборотных средств предприятия (на примере Сергачского АТП)