Анализ критериев оценки эффективности организационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть теоретическую и практическую суть оценки эффективности организационного проекта.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) проанализировать основные понятия в области организационного проектирования;
2) выявить основные принципы оценки организационного проекта;
3) определить наиболее важные критерии эффективности организационного проекта;
4) изучить литературу по теме контрольной работы.

Содержание работы

введение 3

1
Сущность организационного проектирования
6
2
Оценка эффективности организационных проектов
11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
список ИСПОЛЬЗОВАННой Литературы 19

Файлы: 1 файл

Контрольная Оргпроектирование.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Однако возникают некоторые трудности применения указанных подходов, которые обусловлены необходимостью обеспечения сопоставимости сравниваемых вариантов. Поэтому часто вместо них используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системы, а также отдельных ее подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов. Экспертная оценка может являться составным элементом комплексной оценки эффективности системы управления, включающей все перечисленные подходы как к отдельным подсистемам, так и к системе в целом.

Показатели, используемые при оценках эффективности  аппарата управления и его организационной  структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные  группы11.

1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объем (увеличение объема выпуска продукции), прибыль (увеличение прибыли), себестоимость (снижение себестоимости), объем капитальных вложений (экономия на капитальных вложениях), качество продукции, сроки внедрения новой техники и т. п.

2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.

При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как  количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности и ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности при неизменности остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.

Производительность аппарата управления может определяться, в частности, как количество произведенной организацией конечной продукции или объем выработанной в процессе управления информации, приходящийся на одного работника, занятого в аппарате управления12.

Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование, соизмеренные с объемом или результатами производственной деятельности. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления в стоимости реализованной продукции, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ.

Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений. В принципе гибкость структуры управления может оцениваться по многообразию форм взаимодействия управленческих органов, по номенклатуре решаемых подразделениями задач, по уровню централизации ответственности и другим признакам.

Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления и решения управленческих проблем, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.

Надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным (соответствующим поставленным целям) функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, то надежность аппарата управления может относительно полно характеризоваться его исполнительностью, т. е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем могут применяться такие показатели, как уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении директивных указаний, нарушений административно-правового и технологического регламента и т. п.13

3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т. п.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение  соответствия системы управления и  ее организационной структуры объекту  управления. Это находит выражение  в сбалансированности состава функций  и целей управления, содержательной полноте и целостности процессов управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения производственно-технологических процессов требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры, мощности и быстродействия.

Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы показателей для оценки эффективности организационной  структуры, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления и ее организационной структуры допускается использование не связанных в единую систему частных показателей. Основное требование к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

 

 

Заключение

Радикальные изменения  в сфере функционирования организационных  систем привели к существенному  росту организационного фактора, определив  особую важность организационного проектирования как метода формальной о организации целостных систем. В связи с этим отметим, что ни одна из новых (модернизированных) форм целостных образований в различных сферах общественного бытия человечества - экономике, политике, образовании, культуре, науке, военном деле и других - не сможет достичь своего конечного воплощения без проведения организационного проектирования. Иными словами, любые организационные нововведения структурного и процессуального характера является, прежде всего, продуктами организационного проектирования.

Процесс проектирования организации должен базироваться на таких принципах: корректное формулирование целей и под-целей организации, проектируется с учетом их актуальности, новизны и возможностей практические ной реализации; обязательное определение задач, без решения которых цели организации невозможно реализовать; обоснованное распределение функций, прав и ответственности по вертикали управления, выявления в сих необходимых связей и отношений по горизонтали с целью координации деятельности функциональных звеньев и вспомогательных служб; оптимальное соотношение централизации и децентрализации управления.

Необходимость перемен  в содержании и направлении деятельности организации ставит руководство  перед настоящим вызовом. Тем  не менее, при изменении содержания и направления деятельности часто возникают разные сложные проблемы и ситуации. Факторы, оказывающие влияние на процесс организационного проектирования, носят ситуационный характер.   Выделяется четыре группы факторов:

- состояние внешней  среды, т. е. всего того, что  окружает организацию;

- технология работы  в организации;

- стратегический выбор  руководства организации в отношении  ее целей;

- поведение работников.

Без развития методов  проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:

- в новых условиях  в целом ряде случаев нельзя  оперировать старыми организационными  формами, которые не удовлетворяют  требованиям рыночных отношений,  создают опасность деформации  самих задач управления;

- в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. Сама же работа по созданию этих систем нередко ведется в отрыве от улучшения структуры управления, недостаточно связана с организационными факторами;

- создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

- проектирование сложнейшего  механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.

 

 

Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алиев, В.Г., Теория организации: Учебник для вузов / В.Г. Алиев, В.П. Варфоломеев, Э.А. Варфоломеева; под ред. В.Г. Алиева. – Москва : Экономика, 2003.
  2. Баринов, В.А. Организационное проектирование: Учебник / В.А. Баринов. – Москва : ИНФРА-М, 2005.
  3. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование / М.И. Булахов. - Москва, 1999. – 201 с.
  4. Быкова, А.А. Организационная структура управления / А.А. Быкова. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  5. Виханский, О.С., Менеджмент: учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – Москва, 1998. - 528 с.
  6. Зудин, Л. Н. Организация управленческого труда / Л.Н. Зудин. - М, 1997. – 150 с.
  7. Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура / М. Кастельс. - Москва, 2000. – 230 с.
  8. Кибанов, А. Я. Служба управления персоналом : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, М. В. Ушакова; под ред. А. Я. Кибанова. - Москва : КНОРУС, 2010. - 410 с.
  9. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса. Учебник для вузов / Н.Ю. Круглова. – Москва : Высшее образование, 2008.
  10. Мазур, И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие для специалистов и предпринимателей / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – Москва : Высшая школа, 2000.
  11. Макашева, З.М. Исследование систем управления : учеб. пособие / З. М. Макашева. - 2-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2009. – 175 с.
  12. Масленникова, Н.Л. Организационная структура управления / Н.Л. Масленников. – Москва : ДЕЛО, 2002.
  13. Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник для вузов / Б.З. Мильнер. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Инфра-М, 2005.
  14. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / под ред. Ю.Н.Каптуревского. – Санкт-Петербург,.2002. – 190 с.
  15. Основы бизнеса : учебник / Отв. ред. Рубин Ю.Б. . - 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : МФПА, 2003. — 839 с.
  16. Парахина, В.Н. Теория организации: учеб. пособие / В. Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - 5-е изд., стер. – Москва : КноРус, 2010. - 295 с.
  17. Пригожин, А.И. Современная социология организаций / А.И. Пригожин. – Москва, 1995. – 148 с.
  18. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации : учебник / В.П. Пугачев. – Москва, 1998. – 200 с.
  19. Райченко, А.В. Теория организации: Учебник для вузов / А.В. Райченков – Санкт-Петербург : Питер, 2004.
  20. Смирнов Э.А. Основы теории организации / Э.А. Смирнова. — Москва : Аудит ЮНИТИ, 1998. – 279 с.
  21. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебник / под общ. ред. И. С. Межова; НГТУ, НГУ. - Новосибирск : Изд-во НГТУ , 2012. – 579 с.
  22. Фатхутдинов, Р. А. Разработка управленческого решения : учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : ЗАО "Бизнес-шк."Интел-синтез", 1997. - 208 с.

1 Макашева, З.М. Исследование систем управления : учеб. пособие / З. М. Макашева. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2009. – С. 5.

2 Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование / М.И. Булахов. - М, 1999. – 201 с.; Виханский, О.С., Менеджмент: учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М., 1998. - 528 с.; Кибанов, А. Я. Служба управления персоналом : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, М. В. Ушакова; под ред. А. Я. Кибанова. - М. : КНОРУС, 2010. - 410 с.; Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура / М. Кастельс. - М., 2000. – 230 с.

3 Макашева, З.М. Исследование систем управления : учеб. пособие / З. М. Макашева. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2009. – 175 с.; Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник для вузов / Б.З. Мильнер. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2005; Парахина, В.Н. Теория организации: учеб. пособие / В. Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - 5-е изд., стер. - М.: КноРус, 2010. - 295 с.; Смирнов, Э.А. Основы теории организации / Э.А. Смирнова. — М.: Аудит ЮНИТИ, 1998. – 279 с.

 

4 Смирнов Э.А. Основы теории организации / Э.А. Смирнова. — М.: Аудит ЮНИТИ, 1998. – С. 45.

5 Смирнов, Э.АУказ. соч. – С. 46.

6 Там же.

7 Парахина, В.Н. Теория организации: учеб. пособие / В. Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - 5-е изд., стер. - М.: КноРус, 2010. – С. 65.

8 Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебник / под общ. ред. И. С. Межова; НГТУ, НГУ. Новосибирск : Изд-во НГТУ , 2012. С. 201.

9 Там же. С. 202.

10 Быкова, А.А. Организационная структура управления / А.А. Быкова. Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 44.

11 Парахина, В.Н. Теория организации: учеб. пособие / В. Н. Парахина, Т.М. Федоренко. 5-е изд., стер. Москва : КноРус, 2010. С. 101.

12 Парахина, В.Н. Указ. соч. С. 103.

13 Парахина, В.Н. Указ. соч. С. 105.


Информация о работе Анализ критериев оценки эффективности организационного проекта