Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 02:51, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике, используя финансовую отчетность ОАО «Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции
Таким образом, рассмотрев причины изменения факторов второго порядка, можно рассчитать влияние факторов на прибыль, приходящейся на один руль реализации, который, в свою очередь, влияет на уровень рентабельности производства. Это влияние также определяется способом долевого участия.
Таблица 5.
Расчет влияния факторов, связанных с изменением валовой прибыли, на показатель рентабельности производства ОАО «ТЗМОИ».
Факторы, обусловившие отклонение суммы валовой прибыли от уровня базисного периода |
Влияние на валовую прибыль |
Влияние на рентабельность, % |
А |
1 |
2 |
1.Изменение объема реализации, тыс. руб. |
-112605 |
Х |
2.Изменение структуры ассортимента, тыс. руб. |
-9 |
-0,004 |
3.Изменение производственной себестоимости, тыс. руб. |
-187615 |
-74,479 |
4. Изменение коммерческих расходов, тыс. руб. |
-10143 |
-4,027 |
5. Изменение цен на реализованную продукцию, тыс. руб. |
132601 |
52,640 |
6. Проценты к получению, тыс. руб. |
-515 |
-0,204 |
7. Доходы от участия в других организациях, тыс. руб. |
-11774 |
-4,674 |
8. Изменение результата от прочей реализации, тыс. руб. |
10748 |
4,267 |
9. Изменение внереализационных результатов, тыс. руб. |
1565 |
0,621 |
10. Итого прибыль, тыс. руб. |
-177747 |
Х |
в т.ч. влияние объема |
-112605 |
Х |
остальных факторов |
-65142 |
-25,86 |
По полученным результатам можно сделать вывод о том, что на прибыль, приходящейся на один рубль реализации, а, следовательно, и на рентабельность производства ОАО «ТЗМОИ» наибольшее влияние оказало повышение производственной себестоимости, что снизило рентабельность на 74,479% и увеличение цен на реализованную продукцию, благодаря чему рентабельность производства выросла на 52,640%. Для того, чтобы выявить причины изменения факторов, обусловивших отклонение суммы валовой прибыли от уровня базисного периода, необходимо иметь данные внутреннего оперативного бухгалтерского учета, что невозможно при изучении финансового состояния предприятия внешними пользователями.
2.2 Анализ финансовой
Как было отмечено выше, финансовая рентабельность
характеризует эффективность
Исследование финансовой рентабельности
ОАО «ТЗМОИ» начнем с анализа
соотношения чистой прибыли к
различным показателям
Показатель, характеризующий доходность всего имущества предприятия ( ) был рассчитан нами ранее, а для расчета показателя, отражающего доходность собственного капитала ( ) необходимо, прежде всего, произвести расчет среднегодовой стоимости капитала:
тыс. руб.
тыс. руб.
Получив необходимые данные, можно проанализировать уровни рентабельности по этим показателям за прошлый и отчетный годы соответственно:
или .
Вторым показателем, наиболее полно характеризующим финансовую деятельность ОАО «ТЗМОИ», является показатель рентабельности собственного капитала, который был рассмотрен нами выше. Однако, для более удобного представления данных, участвующих в расчете рентабельности собственного капитала, занесем их в таблицу.
Таблица 6 .
Анализ финансовой рентабельности.
Показатели |
За предыду-щий год |
За отчет-ный год |
Отклонение |
Темп роста, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Чистая прибыль, тыс. руб. |
326214 |
152567 |
-173647 |
46,77 |
2.Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. |
500612,5 |
727764,5 |
227152 |
145,37 |
3.Рентабельность собственного капитала, % |
65,16 |
20,96 |
-44,20 |
32,17 |
Данные таблицы показывают, что финансовая рентабельность предприятия снизилась в отчетном году на 44,20% по сравнению с предшествующим периодом. На изменение уровня рентабельности против прошлого года повлияли изменения суммы чистой прибыли, полученной предприятием, и суммы собственного капитала, вложенного в предприятие.
Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило:
Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность составило:
Таким образом, сокращение чистой прибыли в отчетном периоде на 173647 тыс. руб., или на 53,23% (100%-46,77%), вызвало сокращение прибыли на 1 руб. собственного капитала на 34,68 коп. При этом рост среднегодовой стоимости собственного капитала на 227152 тыс. руб., или 45,37%, также отрицательно повлиял на рентабельность собственного капитала и составил 9,52 коп. прибыли на 1 руб. собственного капитала.
Кроме того, как было отмечено выше, ставку доходности (рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным образом, используя формулы (11) и (12). Однако для этого, согласно расчету, нам необходимы некоторые показатели, расчет которых приведены ниже в таблице.
Таблица 7 .
Анализ рентабельности собственного капитала.
Показатели |
За предыду-щий год |
За отчетный год |
Отклонение |
Темп роста, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Финансовая структура капитала (ФСК), руб. |
1,0666 |
1,0708 |
0,0042 |
100,39 |
2.Коэффициент оборачиваемости активов (КОА), руб. |
1,8022 |
1,0043 |
-0,7979 |
55,73 |
3.Норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам (НЭП), руб. |
0,3541 |
0,2083 |
-0,1458 |
58,83 |
4. Ставка налогообложения (СН), руб. |
0,9573 |
0,9359 |
-0,0214 |
97,76 |
5. Доля чистой прибыли в текущей прибыли (ДЧП), руб. |
1 |
1 |
0 |
100,00 |
6. Рентабельность собственного капитала (RСК), % |
65,16 |
20,96 |
-44,20 |
32,17 |
Как показывают данные таблицы, рентабельность собственного капитала упала в отчетном периоде на 44,20%. Причем это изменение было вызвано под действием изменения ряда таких факторов, как изменение финансовой структуры капитала, коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыльности, ставки налогообложения. Определим влияние изменения названных факторов на обобщающий показатель, применяя формулы (13), (14), (15), (16), (17):
руб., или 0,29%
руб., или -28,96%
руб., или –15,01%
Данные расчеты позволяют
2.2. Анализ рентабельности
Показатели рентабельности продукции характеризуют, насколько эффективно предприятие осуществляло свою основную деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг. Изучение основной деятельности ОАО «ТЗМОИ» начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Используя формулу (20), получаем результаты за 2000 и 2001 соответственно:
или .
Полученные данные свидетельствуют о верности неравенства и говорят о том, что уровень рентабельности, рассчитанный на основе показателя прибыли от реализации, будет выше уровня рентабельности, рассчитанного с использованием налогооблагаемой прибыли, вследствие имевших место в анализируемом периоде процентов к получению, доходов от участия в других организациях, а также операционных и внереализационных доходов и расходов. В свою очередь, последний показатель также превысит уровень рентабельности, исчисленный исходя из чистой прибыли, т.к. разницу в числителях формулы составит налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.
Для характеристики рентабельности реализованной продукции ОАО «ТЗМОИ» применим формулу (21), а расчет произведем в таблице.
Таблица 8.
Анализ рентабельности реализованной продукции ОАО «ТЗМОИ».
Показатели |
За базисный период |
По базису на фактически реализованную продукцию |
Фактическая себестоимость при базисных ценах |
За отчетный период |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Выручка от реализации, тыс. руб. |
962269 |
650004 |
650004 |
782605 |
2.Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
615259 |
415607,5 |
613366 |
613366 |
3. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
347010 |
234396,5 |
36638 |
169239 |
4.Рентабельность реализованной продукции, % |
56,40 |
56,40 |
5,97 |
27,59 |
Из таблицы видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации, снизился в 2001 году по сравнению с предыдущим годом на 28,81% (27,59%-56,40%). Причем на это снижение оказало воздействие ряда факторов, а именно: влияние изменения себестоимости выпускаемой продукции снизило уровень рентабельность реализованной продукции на 50,43% (5,97%-56,40%); влияние изменения оптовых цен на реализованную продукцию повысило уровень рентабельности на 21,62% (27,59%-5,97%). При этом необходимо отметить, что структура ассортимента выпускаемой продукции на предприятии практически не изменилась и не повлияла существенным образом на уровень рентабельности реализованной продукции и составила 0% (56,40%-56,40%).
Информация о работе Анализ уровня и динамики рентабельности организации