Анализ уровня заработной платы в различных отраслях российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Все вышесказанное свидетельствует о значимости и актуальности изучения системы оплаты труда. Актуальность проблемы дала толчок к выбору темы курсовой работы «Рыночное и государственное регулирование оплаты труда», цель которой - изучение влияния рынка и государства на оплату труда работников.
Для выполнения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать специальную литературу по формам, видам и системам оплаты труда в современном гражданском обществе;
- выявить влияние государства и рынка на оплату труда работникам;
- сделать выводы на основе проведенного анализа.

Содержание работы

Введение……………….………………………………………………………………3
Рыночное регулирование оплаты труда…………………………..……..........5
Понятие заработной платы, её сущность в рыночной экономике…………..5
Основные принципы организации и регулирование оплаты труда………...7
Организация премирования работников………………….………..................9
Государственное регулирование оплаты труда………………….………….15
Налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда….........15
Установление государственных гарантий по оплате труда.………….…….18
Законодательное установление минимального размера оплаты труда........24
Анализ уровня заработной платы в различных отраслях российской экономики………………………………………………………………….……...…28
Заключение…………………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………….….39

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Отнесение на затраты  по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), премий, выплачиваемых работникам, возможно при условии, если эти выплаты относятся к выплатам стимулирующего характера и предусмотрены системным положением (положением о премировании), разработанным непосредственно на предприятии.

В настоящее время  ни действующее трудовое законодательство, ни централизованно изданные нормативные  акты не регламентируют положения о  премировании работников в организации. Все ранее принятые типовые положения по вопросам, связанным с распределением премий между членами трудовых коллективов, носят чисто рекомендательный характер, и ими могут (но не обязаны) пользоваться организации при составлении и принятии коллективных договоров, положений по оплате труда и стимулировании работников и других локальных нормативных актов.

Общий порядок премирования работников устанавливается коллективным договором, заключенным между администрацией и трудовым коллективом. В положении  о премировании должны быть предусмотрены:

- показатели и конкретные условия премирования;

- размеры, шкала и сроки премирования;

- круг премируемых работников;

- источник премирования.

Премирование может  осуществляться по одному или группе согласованных показателей. Специалисты  выделяют четыре основные группы показателей премирования, стимулирующих рабочих за индивидуальные результаты труда. К ним относятся:

Количественные показатели: выполнение и перевыполнение производственных заданий по выпуску продукции  и номенклатуре, процент выполнения норм выработки, обеспечение бесперебойной и ритмичной работы оборудования, соблюдение или сокращение плановых сроков проведения ремонтных работ, выполнение работ меньшей численностью по сравнению с нормативной, снижение трудоемкости продукции и др.;

Качественные показатели: повышение качества выпускаемой продукции, процент сдачи продукции с первого предъявления, снижение процента брака, повышение коэффициента сортности продукции и т.п.;

Экономия используемых ресурсов: экономное расходование сырья  и материалов, экономия топлива и электроэнергии, сокращение затрат на обслуживание и ремонт оборудования и др.;

Рациональное использование  техники: выполнение сроков освоения новой  техники и прогрессивной технологии, соблюдение технологической дисциплины, повышение коэффициента загрузки оборудования и т.п.

Для руководителей, специалистов и служащих показатели премирования связаны в первую очередь с  получением прибыли. Высказываются  предложения о необходимости  учета в системе премирования руководителей организаций таких  показателей, как выполнение договорных обязательств, рост объема производства, обеспечение выпуска продукции современного технологического уровня и качества.

Условием премирования обычно является работа в течение  учетного периода и выполнение установленных показателей. Одним из важнейших условий премирования признается и соблюдение трудовой дисциплины. Работники, выполнившие показатели премирования, но совершившие прогул или появившиеся на работе в нетрезвом состоянии, совершившие иной дисциплинарный проступок (например, нарушение технологических правил изготовления продукции), не приобретают право на премию в полном объеме. Как правило, они либо не премируются (в случае серьезного проступка), либо премия им выплачивается в меньшем размере, чем работникам, выполнившим как показатели, так и условия премирования. Работник, не выполнивший условий премирования, не приобретает права на премию или не приобретает права на премию в установленном (базовом) размере.

Размеры премии определяются, как правило, в процентах от тарифной ставки (оклада). Весьма распространенным в локальных нормативных актах об оплате труда является положение о выплате премии в размере до 40% ставки (оклада), хотя встречаются положения о премировании, предусматривающие вознаграждения в размере до 75% ставки (оклада)

Размер премии конкретного  работника определяется работодателем  с учетом степени выполнения показателей  и условий премирования.

Периодичность премирования равняется месяцу или кварталу. Иногда премирование производится по результатам  работы и за месяц, и за квартал. Может быть определена и другая периодичность премирования.

Регулярные премии, выплачиваемые  по заранее утвержденным показателям (в соответствии с положением о  премировании), составляют надтарифную (переменную) часть заработной платы. Их необходимо отличать от разовых (единовременных) премий, которые не входят в систему стимулирования и не могут рассматриваться как составная часть заработной платы. Разовые премии являются поощрением работника за особые достижения в труде и выплачиваются за выполнение особо важных заданий, в связи с праздничными или торжественными датами, по итогам смотров или конкурсов.

По результатам работы за определенный период (месяц, квартал) бухгалтерией или другим структурным  подразделением предприятия, которому это вменено в обязанность, определяется размер средств, направляемых для премирования работников цехов, участков, отделов и других подразделений предприятия.

Затем, исходя из этой суммы  средств и учитывая конкретный вклад  каждого работающего, коллектив подразделения (участка, цеха, отдела и т.д.) представляет к премированию конкретных работников с определением суммы премии. Как правило, только коллектив подразделения может наиболее полно и объективно оценить вклад каждого своего работника и определить в количественном выражении его заслугу в работе этого подразделения.

Вознаграждение по итогам работы за год: согласно действующим  положениям все категории работающих могут премироваться по результатам  работы предприятия за год путем  начисления так называемой «тринадцатой зарплаты». При этом порядок выплаты такого вознаграждения следует устанавливать Положением о порядке выплаты вознаграждения по итогам работы за год.

Размер вознаграждения определяется с учетом результатов  труда работника, продолжительности его непрерывного стажа работы на предприятии, наличия нарушений трудовой дисциплины и прочих условий, предусмотренных положением о премировании.

Положение о порядке  выплаты вознаграждения по итогам годовой  работы утверждается администрацией предприятия по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия.

Согласно п. 72 Приказа  Минфина России от 29.07.98 № 34н «Об  утверждении Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации» в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать резервы, в том числе и на выплату вознаграждений по итогам работы за год, если такие выплаты предусмотрены системным положением. Эти расходы учитываются в составе элемента «расходы на оплату труда», где отражаются выплаты стимулирующего характера по системным положениям за производственные результаты, включая вознаграждения по итогам работы за год.

В письме от 14.12.2009 № 03-03-06/2/227 Минфин обращает внимание налогоплательщиков на то, что создание резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год должно быть отражено в учетной политике организации на соответствующий год.

Кроме того, должны быть определены способ резервирования, предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв. Для этих целей налогоплательщик должен составить смету (расчет) и отразить расчет размера ежемесячных отчислений, в указанный резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, включая сумму ЕСН с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на выплату вознаграждения по итогам работы за год к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).

2. Государственное регулирование оплаты труда

2.1 Налоговое  регулирование средств, направленных  на оплату труда

 

О необходимости налогового регулирования говорят многие. В  том числе и руководители государства. Но делается так мало, что результатов почти не видно.

Сырьевые и обслуживающие  их отрасли нашей экономики имеют  высокую конкурентоспособность  не только благодаря выдающимся способностям руководителей, но и за счет высоких  мировых цен на нефть, газ, металлы. Эти отрасли находятся в более благоприятных условиях, чем другие. Выравниванию исходных условий могло бы способствовать налоговое регулирование.

Ставки налогов в  нашей стране одинаковы для большинства  отраслей. Судя по всему, это – принципиальная позиция Министерства финансов.

 По мнению экспертов  ГНИИ Развития налоговой системы  «остаются по-прежнему незадействованными  такие важные функции налогообложения,  как содействие экономическому  росту и модернизации структуры  экономики (за счет применения методов налогового регулирования). Более того, в реальности налоговая система действует против достижения этих целей».

Другой серьезной причиной недостаточного применения методов  налогового регулирования является отрицательный опыт их использования. В разное время значительные налоговые льготы получали спортсмены, инвалиды, «афганцы», «чернобыльцы», или такие регионы как Ингушетия, Калмыкия, Чукотка и т.п. Механизмы злоупотреблений были настолько просты и очевидны, что ими не пользовался только ленивый. В результате наша страна получила рост преступности, огромные потери для бюджета и нулевой эффект в развитии отраслей и территорий. Предлагаемое нами налоговое стимулирование отдельных отраслей тоже не исключает возможности злоупотреблений и коррупции.

Если продукцию с  входящими в ее цену налогами покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персонала  и на развитие, значит налоги для  предприятия нормальные. А если при  этом собранные налоги обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто на эти налоги живет, значит, налоговая система хороша для всей страны.

Создание оптимальной  системы налогообложения – и  есть главная задача государства. Средства решения этой задачи общеизвестны: налоговое регулирование и совершенствование администрирования.

Налоговая система должна обеспечивать рост производства и справедливое распределение доходов – таковы общие для всех развитых и развивающихся  стран основные принципы налогообложения.

Суть справедливого  распределения доходов состоит в том, что те, кто не могут работать (сироты, пенсионеры, инвалиды, учащиеся) получают пособия, обеспечивающие им достойную жизнь, а те, кто работает, получают зарплату, соответствующую их квалификации, заслугам и социальной значимости. Во всех развитых странах престижна и соответственно оплачиваема работа врача, учителя, инженера, ученого, офицера вооруженных сил, полицейского. У нас эти специальности одни из самых низкооплачиваемых.

Недостатки нашей системы  налогообложения являются одной  из причин развития теневого сектора экономики.

Борьба с теневой  экономикой может быть активизирована административными методами путем  «закручивания гаек». Тем же способом можно повысить и собираемость налогов. Но при этом первыми пострадают те, кого государство хотело бы поддержать – несырьевые отрасли, малый бизнес, само занятое население, бедные регионы, т.е. те, кто уклоняется от уплаты налогов «чтобы выжить». Отсюда следует, что прежде чем «закручивать гайки», систему налогообложения необходимо оптимизировать.

Одной из главных целей оптимизации налоговой системы является повышение конкурентоспособности экономики. Одним из индикаторов конкурентоспособности разных отраслей России является зарплата сотрудников, работающих в этих отраслях.

Обеспечение населения  рабочими местами с достойной зарплатой и тем самым повышение налогооблагаемой базы – главный способ решения проблем экономики, демографии, преступности.

При выборе отраслей, для  которых снижение ставок налогов  целесообразно, могут быть предложены следующие критерии:

- существующая налоговая  нагрузка сдерживает развитие  отрасли;

- добавленная стоимость  в отрасли обеспечивается в  основном за счет труда;

- отрасль в перспективе  может стать конкурентоспособной;

- получение эффекта  не требует больших затрат;

- развитие отрасли способствует решению проблемы занятости населения в регионе.

Известно, что при одном  и том же доходе чем меньше налоги, тем может быть выше зарплата. Допустимые значения налоговой нагрузки предприятий-производителей продукции определяются следующими факторами:

- ценой, за которую  продукцию можно продать;

- зарплатой, на которую  можно найти работников;

- производительностью  труда на предприятии.

При отсутствии оборотных  средств и дешевых кредитов на устаревшем оборудовании трудно добиться высокой производительности труда. Поэтому основные резервы – в уклонении от уплаты налогов.

Снижение налогов позволило  бы не только дать существенный импульс  к развитию предприятий, но и дало бы им возможность выйти из тени. И не страшно, что снижение налогов  сделает успешные предприятия еще более прибыльными. Важно, что успешных предприятий станет намного больше.

Обычно нежелание снижать  налоги для той или иной отрасли  мотивируют опасностью больших потерь бюджета и увеличения инфляции.

Информация о работе Анализ уровня заработной платы в различных отраслях российской экономики