Анализ влияния внешней среды предприятия на результаты его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
-выбор стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность работы организации в будущем;
-рассмотреть факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия;
-представить краткую характеристику деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

Анализ влияния внешней среды предприятия на результаты его деятельности.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Астраханской области

ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Лиманский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономика организации»

на тему: «Анализ влияния внешней среды предприятия на результаты его деятельности»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

                                                                                       студентка Лиманского филиала

2 курса  ЭУ-233

                                                          Остроухова Нина Валерьевна 

Проверил преподаватель: Генералова Наталья Викторовна

 

 

 

2014

Содержание

 

Введение

1 Теоретические основы  стратегического анализа

1.1 Понятия и основные элементы внешней среды организации

1.2 Анализ макроокружения: его компоненты

1.3 Анализ микроокружения

2.Практические методы  анализа внешней среды

2.1 Методы анализа внешней  среды предприятия

2.2 Стратегический анализ - SWOT анализ как действенный метод  в маркетинге

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда - источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. 
          Задачи курсовой работы:

-выбор стратегии, которая  обеспечивала бы максимальную  эффективность работы организации  в будущем;

-рассмотреть факторы, оказывающие  влияние на деятельность предприятия;

-представить краткую  характеристику деятельности предприятия.

Объект исследования- внешняя среда предприятия.

Цель работы рассмотреть  влияние внешней среды на организацию работы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы стратегического анализа

 

1.1 Понятия и основные элементы внешней среды организации

 

Внешняя среда – окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.

Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации. 
Внешнюю среду характеризуют следующие характеристики:

1) Взаимосвязанность факторов - это  уровень силы, с которой изменение  одного фактора воздействует  на другие факторы (пример: изменение  цены на нефть приводит к  изменению цен на бензин и, следовательно, на транспортные  расходы всех организаций. Это  в свою очередь приводит к  повышению цен на продукты  питания, а значит - к снижению  уровня жизни населения и его  покупательной способности; 

2) Сложность внешней среды - это  число факторов, на которые организация  обязана реагировать (для целей  своего выживания), а также уровень  вариативности каждого из этих  факторов.

3) Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения  в окружающей среде. Наибольшая  подвижность внешней среды наблюдается  в фармацевтической, химической  и электронной отраслях.

А также в отраслях, связанных с производством компьютеров, средств телекоммуникации и космической техники. Медленно меняются факторы внешней среды в кондитерской, мебельной отраслях, а также при производстве тары, упаковки, пищевых консервов.

4) Неопределенность внешней среды - относительное количество информации  о среде и уверенность в  ее точности (пример: политический  прогноз, прогноз курса доллара).

Среда прямого воздействия внешней среды – это непосредственное окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации.

При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в, то, же время связаны с ее факторами.

Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

Итак, к элементам прямого воздействия внешней среды организации относятся:

1) Поставщики осуществляют поставки  материалов, оборудования, энергии, капитала  и рабочей силы. Поставщики - очень  сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит  жизнеспособность многих организаций. 
            2) Законы и государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением. 
Деятельность организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы: она имеет определенный статус - ОАО, ГУП, ООО, ЗАО, ЧП и многое другое, она действует в соответствии с налоговым законодательством. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов - Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других.

3) Потребители. Существование организации  зависит от её способности  находить потребителя результатов  её деятельности и удовлетворять  его запросы. 
По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. 
           4) Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь.

Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.

Факторы внешней среды косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная минимальная зарплата, ставка процента кредитования и многое другое), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию.

 При этом следует учесть, что организация не может оказывать  прямого влияния на изменения  факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как состояние  научно-технического прогресса), состояние  экономики, социально-культурные и  политические факторы, отношения  с местным населением, международное  окружение.

К элементам косвенного воздействия внешней среды организации относятся: 
            1) Технология (как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации.

2) Состояние экономики. Менеджер  должен также уметь оценивать  то, как скажутся на операциях  организации общие изменения  состоянии экономики, так как  оно может сильно влиять на  возможности получения организацией  капитала для своих нужд.

Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое. То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни, и отрицательное влияние на другие организации.

3) Социально-культурные факторы. Любая  организация функционирует, по меньшей  мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы  этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные  традиции населения, независимые  средства массовой информации  и многое другое – влияют  на организацию непосредственно.

4) Политические факторы – настроение  администрации, законодательных органов  и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие  действия правительства, как налогообложение  доходов корпорации, установление  налоговых льгот или льготных  торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен  и зарплаты и многое другое.

Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность. 
           5) Отношения с местным населением. Имеет преобладающее значение местной общественности для организации.

Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации.

6) Международное окружение. В то  время как факторы внешней  среды, описанные выше, в той или  иной мере влияют на все  организации, среда организаций, действующих  на международном уровне, отличается  повышенной сложностью. Это обусловлено  уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну.

Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране.

Таким образом, прогнозирование внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. 
Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

 

1.2 Анализ макроокружения: его компоненты

 
            Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации.

В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы.

Оно предполагает анализ таких характеристик:

-величина валового национального продукта;

-темп инфляции;

-уровень безработицы;

-процентная ставка;

Информация о работе Анализ влияния внешней среды предприятия на результаты его деятельности