Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 09:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть бизнес-план как одну из форм внутрифирменного планирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть виды планов и цели их разработки
2 Понять назначение бизнес-планирования.
2 Изучить структуру бизнс-планирования
Введение
На сегодняшний день невозможно начать ни одно дело, не составив плана своих действий. Ни одно предприятие, приносящее гарантированную прибыль, не может осуществлять свою деятельность без всяких прогнозов, планов, потому что в условиях жесткой конкуренции компании нужно успешно функционировать, а это означает результат хорошо спланированной работы.
Одну из главных ролей во внутрифирменном планировании для любых компании играет бизнес-план. В рыночной экономике он является рабочим инструментом во всех сферах предприятия. Также бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы. В планировании нуждается любое производство, экономика в целом.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что успех деятельности компании на рынке в значительной степени зависит от того, способно ли ее руководство направить имеющиеся ресурсы на достижение цели и использовать их с максимальным эффектом. Руководитель предприятия сможет добиться успеха, если он четко организует свою финансово-хозяйственную деятельность, активизирует сбор и анализ информации о ситуациях рынка, особенностях поведения на них конкурентов, будет взвешивать свои перспективы и возможности. Этому в немалой степени способствуют применение такого инструмента планирования, как бизнес-план.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть бизнес-план как одну из форм внутрифирменного планирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть виды планов и цели их разработки
2 Понять назначение бизнес-планирования.
2 Изучить структуру бизнс-планирования
При написании курсовой работы были использованы, учебники по бизнес-плану, различные интернет источники.
План – это образ чего-либо, система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач [3, с.8].
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, подразделений и отделов, входящих в структуру фирмы. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмы. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающих всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.
Развитие планирования непосредственно связано с усилением тенденции к централизации в управлении крупной фирмы и призвано увязать деятельность всех ее подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования.
Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.
В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования (рис. 1):
Источник: автор
Рисунок 1 – Формы планирования
Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д.
Среднесрочное планирование ставит целью достижение наилучшего общего баланса между загрузкой и спросом, а при краткосрочном планировании составляются рабочие графики событий, которые должны произойти в ближайшие часы, дни или недели.
Цель текущего планирования — установление краткосрочных целей торгового предприятия и тактики их достижения. Оно осуществляется посредством комплекса взаимосвязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной деятельностью предприятия, направленной на реализацию целей стратегического плана с учетом сложившихся перед началом планового периода условий.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение соответствующей политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. Оно направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе на лучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности фирмы. Задачи внутрифирменного планирования формируются в соответствии с целями, с выбранными стратегиями (рис. 2).
Источник: автор
Рисунок 2 – Задачи внутрифирменного планирования
Внутрифирменное планирование базируется на выявлении и прогнозировании потребительского спроса, анализе и оценке имеющихся ресурсов и перспектив развития рыночной конъюктуры. Потребность в обеспечении внутрифирменного планирования деятельности современного промышленного предприятия обусловлена также возрастающим обобществлением, концентрацией, специализацией и кооперацией производства, осуществляемого в международном масштабе.
1.2 Особенности внутрифирменного планирования
В условиях нестабильности рыночной конъюктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, место и роль планирования общей системе управления возрастает. Любое хозяйственное решение принимается в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, а также составления различных сценариев, как будущих результатов, так и условий их реализации, что может быть осуществлено только с помощью планирования. Проблемы в планировании социально-экономических событий и явлений определяются тем, что каждый экономический субъект в своей деятельности неизбежно сталкивается с подвижностью, неопределенностью внешней среды. Это означает, что любой экономический субъект не обладает достаточно полными данными о своем будущем и не в состоянии предугадать всех изменений, которые могут произойти во внешней среде.
Планирование есть непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются во времени цели и задачи развития предприятия, определяются стратегия и политика по их достижению. В приложении А представлены основные этапы развития внутрифирменного планирования.
Необходимо понимать, что будущее состояние объекта планирования всегда является неопределенным. Решение одних проблем и выработка основных вариантов не страхует от появления других, даже более сложных проблем и вариантов. Вероятность такого развития событий была весьма мала и очень немногими принималась в расчет при разработке финансовых планов, планов производства и сбыта. Вследствие этого система планирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям как объекта, так и внешней среды. В связи с этим план нуждается в постоянной корректировке.
Внутрифирменное планирование можно структурировать и по характеру целевой направленности планируемых мероприятий. Выделение в качестве отдельного объекта внутрифирменного планирования некоторой совокупности задач, имеющих общие содержание и цель деятельности, влечет за собой и соответствующее выделение особых планов этой деятельности в общей структуре планирования. Такими объектами внутрифирменного планирования являются стратегические и оперативные бизнес-проекты, а планами, содержащими необходимые установки в отношении намечаемых бизнес-проектов для функционеров предпринимательской фирмы - бизнес-планы.
Большинство крупных зарубежных фирм, а в последнее время и наши отечественные фирмы, перенимая накопленный мировой опыт, в современных условиях стали уделять все большее внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (чаще 10-12 лет), предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу; определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка крайне неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать фирму на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений фирмы с учетом их потребностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются среднесрочные планы (бизнес-планы), которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные с точки зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках перспективного планирования.
Выбор цели и стратегии предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров. При стратегическом планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также целевые стратегии, как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная. На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных – завоевание лидерства на рынке.
Главная задача оценки финансового состояния – выявить возможность предприятия оплачивать свои внутренние потребности и рассчитываться по своим обязательствам с внешними агентами. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принять управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы [2, с. 259]. Исходным моментом для финансового планирования является прогноз объема продаж и прогноз затрат. Прогноз объемов продаж является одним из основных показателей, связанных с прогнозом развития рынка. Основываясь на оценке преимуществ производимых предприятием товаров (услуг), определяют возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении, а прогноз затрат – это процесс, с помощью которого можно корректировать планирование затрат в соответствии с постоянно меняющимися обстоятельствами. Прогноз затрат может быть сделан на основании данных прогнозов реализации, ожидаемых остатков материалов и структуры затрат.
Финансовый план – составная часть бизнес-плана предприятия. При разработке бизнес-плана предусматривается исходить из того, что определение средств, необходимых для финансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.
Цель составления финансового плана – увязка доходов предприятия с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов. Дополнительные средства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д. Руководство предприятия обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Заинтересованные в деятельности фирмы лица предъявляют определенные требования к результатам ее работы. При планировании определенных видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретение кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определение объема инвестиций.
Разработку финансового плана следует начинать с прогноза плановых документов, например, прогноз прибыли и убытков. В бизнес-плане целесообразно представлять плановые документы по форме, аналогичной отчетным, и желательно, чтобы структура этих документов соответствовала требованиям международных стандартов. Подробная форма заполнения документа прогноза прибылей и убытков представлена в приложении Б. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйственного управления, которое отражается в соответствующих финансовых планах. Финансовому планированию необходимо уделять исключительно большое внимание, так как от его качества зависит будущий успех предприятия [1, с. 26]. Задачи финансового контроля представлены на рисунке 4.
Источник: [9]
Рисунок 4 – Задачи финансового контроля
Из схемы видно, что в результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что внутрифирменное планирование в крупных компаниях превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, объективно необходимую при сложившемся уровне обобществления производства. Спланировать бизнес – это значит оценить возможности, необходимость и объемы выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его конкретного сегмента, оценить спрос на продукцию, выпускаемую фирмой, результативность ее работы на рынке.
Информация о работе Бизнес-план как одна из форм внутрифирменного планирования