Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:37, курсовая работа
Актуальность темы работы заключается в том, что система ценообразования предприятия торговли должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль
Цель работы – исследовать систему ценообразования на предприятии торговли и методы регулирования цен на потребительском рынке.
Введение
1. Теоретические основы исследования ценообразования в сфере торговли
1.1 Сущность цены и ценообразования
1.2 Особенности ценообразования на предприятиях торговли
1.3 Методы регулирования цен на потребительском рынке
2. Анализ и оценка системы ценообразования в ООО «Восток»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Система ценообразования в ООО «Восток»
3. Направления регулирования цен в ООО «Восток»
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, при использовании масла «Золотая семечка» снижение затрат по статье калькуляции «масло растительное составит 19,11% (100 – (72 / 89х100)) как по самым дорогим мясным блюдам, так и по всем остальным, в которых используется масло растительное.
Следующим направлением совершенствования ценообразования предлагается оптимизация прочих расходов, в которые в большем объеме входят затраты на воду.
Нормы расхода воды на приготовление полуфабрикатов и блюд из них по данным ОАО «Водоканал», который взимает плату за воду в ООО «Восток» представлены в табл. 3.5.
Таблица 3.5 Нормы расхода воды на приготовление полуфабрикатов и блюд из них по начислению по данным ОАО «Водоканал»
Полуфабрикаты |
Нормы расхода воды на 1 порцию, в литрах |
Мясные |
2,50 |
Овощные |
2,80 |
Кулинарные |
2,00 |
Объемы расхода воды на каждый вид полуфабриката при приготовлении блюда определяется исходя из количества на предприятии моечных производственных раковин, посудомоечной машины, варочных котлов, а так же процессов помывки продуктов после разделывания, очистки, тепловой обработки водой, паром и др.
Средний расход воды по нормативам ОАО «Водоканал» является очень высоким, поэтому предлагается установить счетчики на воду, что позволит точно учитывать расход на воду предприятием, по практическим данным установлено, что использование эле4ктронных счетчиков воды снижает затраты на воду в среднем на 42% при затратах на 1 литр воды в размере 4,8 руб. для предприятий общественного питания (табл. 3.6)
Таблица 3.6 Расчет изменения расходов воды при использовании счетчика на воду ООО «Восток» в 2007 г.
Наименование товарных групп |
Объем продаж, порций |
Затраты на воду по расчетам ОАО «Водоканал» на 1 порцию |
Общий расход воды по расчетам ОАО «Водоканал» (гр2 х гр. 3) |
Расходы воды по счетчику электронного учета расхода воды (гр. 4–42%) |
Экономический эффект (гр. 4 – гр. 5) х0,0048 тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Салат «Свежесть» |
2950 |
2,8 |
8260 |
4790,8 |
16,65 |
Салат «Нежный» |
1359 |
2,8 |
3805,2 |
2207,016 |
7,67 |
Колбаски «Шашлычные» |
723 |
2,5 |
1807,5 |
1048,35 |
3,64 |
Отбивная «По царски» |
654 |
2,5 |
1635 |
948,3 |
3,29 |
Мясо «Радость гурмана» |
693 |
2,5 |
1732,5 |
1004,85 |
3,49 |
Шашлык из баранины |
2350 |
2,5 |
5875 |
3407,5 |
11,8 |
Салат «Восток» |
1763 |
2,5 |
4407,5 |
2556,35 |
8,88 |
Салат «Лагуна» |
1048 |
2 |
2096 |
1215,68 |
4,2 |
Салат «Полет» |
452 |
2,5 |
1130 |
655,4 |
2,27 |
Салат «Мясной» |
256 |
2,5 |
640 |
371,2 |
1,29 |
Манты |
605 |
2,5 |
1512,5 |
877,25 |
3,04 |
Котлета «Московская» |
650 |
2 |
1300 |
754 |
2,62 |
Курица в кляре |
450 |
2,5 |
1125 |
652,5 |
2,26 |
Котлета «Оригинальная» |
320 |
2,8 |
896 |
519,68 |
1,80 |
Рыба в сухарях |
1100 |
2 |
2200 |
1276 |
4,43 |
Итого |
15373 |
38422,2 |
22284,87 |
77,45 |
По данным таблицы, получен положительный результат от продаж по всей номенклатуре блюд, что свидетельствует о совершенствовании стратегии ценообразования и эффективности планирования издержек в калькуляционных картах блюд, но при этом наблюдается значительный рост издержек, что так же снижает конкурентоспособность продукции ООО «Восток», за счет чего результат от продаж к концу 2008 г. в сравнении с 2006 г. снизился, т. к. высокая рыночная цена ведет к снижению объемов продаж и соответственно, прибыли от продаж.
Расчет экономического эффекта мероприятия представлен в табл. 3.7.
Таблица 3.7 Расчет экономического эффекта регулирования цен путем снижения затрат на жиры и водоснабжение для приготовления блюд
Наименование |
Показатель, тыс. руб. |
Экономия от замены растительного масла «Олейна» на растительное масло «Золотая семечка» |
15,69 |
Экономия затрат на водоснабжениие при использовании электронного счетчика воды |
77,45 |
Приобретение электронного счетчика воды |
0,43 |
Установка и подключение электронного счетчика воды |
1,1 |
Эффект мероприятия |
91,61 |
Общий экономический эффект для предприятия при внедрении мероприятия составит 91,631 тыс. руб.
В табл. 3.8 представлено, как изменятся цены на блюда ООО «Восток» при совершенствовании ценообразования по предложенным направлениям:
Таблица 3.8 Изменение цен на блюда ООО «Восток» при совершенствовании ценообразования
Наименование товарных групп |
Объем продаж, порций, шт. |
Рыночная цена 1 порции, руб. до мероприятия |
Рыночная цена 1 порции, руб. до мероприятия |
Изменение рыночной цены (+,–) |
Изменение рыночной цены (%) |
Салат «Свежесть» |
2950 |
134,2 |
126,9 |
7,3 |
-5,44 |
Салат «Нежный» |
1359 |
179,38 |
172,08 |
7,3 |
-4,07 |
Колбаски «Шашлычные» |
723 |
218,07 |
210,77 |
7,3 |
-3,35 |
Отбивная «По царски» |
654 |
237,83 |
230,53 |
7,3 |
-3,07 |
Мясо «Радость гурмана» |
693 |
244,45 |
237,15 |
7,3 |
-2,99 |
Шашлык из баранины |
2350 |
227,78 |
220,48 |
7,3 |
-3,20 |
Салат «Восток» |
1763 |
128,69 |
121,39 |
7,3 |
-5,67 |
Салат «Лагуна» |
1048 |
115,36 |
108,06 |
7,3 |
-6,33 |
Салат «Полет» |
452 |
126,11 |
118,81 |
7,3 |
-5,79 |
Салат «Мясной» |
256 |
131,51 |
124,21 |
7,3 |
-5,55 |
Манты |
605 |
161,77 |
154,47 |
7,3 |
-4,51 |
Котлета «Московская» |
650 |
129,3 |
122 |
7,3 |
-5,65 |
Курица в кляре |
450 |
176,15 |
170,24 |
5,91 |
-3,36 |
Котлета «Оригинальная» |
320 |
134,18 |
128,27 |
5,91 |
-4,40 |
Рыба в сухарях |
110 |
136,23 |
130,32 |
5,91 |
-4,34 |
При внедрении мероприятия цены на блюда ООО «Восток» изменятся следующим образом: на сумму снижения затрат по маслу растительному последующим видам блюд, исходя из числа порций: салаты, мясные блюда, супы (расход масла на зажарку). Т.е. в среднем цена на перечисленные группы блюд снизится на 1,39 руб. (15690/11251). При установке счетчика на воду, цены на все блюда изменятся, т.к. вода используется при приготовлении всего ассортимента блюд на 5,91 руб. (77450/13096) Т.о. при внедрении мероприятия цены на весь ассортимент блюд снизятся от 3,17 до 5,71%.
Таблица 3.9 Динамика основных экономических показателей деятельности ООО «Восток» при совершенствовании ценообразования
Показатели |
до мероприятий |
после мероприятий |
(+,–) |
% |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
6105 |
6013,39 |
-91,61 |
-1,50 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
4257 |
4165,39 |
-91,61 |
-2,15 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1134 |
1134 |
0 |
0,00 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
869 |
869 |
0 |
0,00 |
Затраты на 1 руб. выручки, коп. |
0,70 |
0,69 |
-0,01 |
-1,04 |
Рентабельность продаж, % |
14,23 |
18,86 |
4,63 |
- |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что при внедрении всех мероприятий выручка от продаж снизится на 1,5%, как и себестоимость, которая снизится на 2,15%. Прибыль от продаж останется без изменений, затраты на 1 руб. выручки сократятся 1,04%, рентабельность продаж возрастет на 4,63%.
Заключение
На предприятии торговли в условиях работы на рынок и получения всех исходных факторов производства с рынка должна быть организованна специальная, системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемую предприятием продукцию, услуги, работы, так и на факторы производства, покупаемые предприятием на рынке (в рыночных условиях): средства производства, природные ресурсы, труд. Правильно проводимая ценовая политика может значительно повысить эффективность деятельности фирмы. Ошибки в определении уровня цены часто приводят к отрицательным последствиям. Всё это делает ценообразование важной частью маркетинговой стратегии фирмы.
Ценообразование является важным элементом системы управленческого учета. Оно подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами предприятия торговли в различных рыночных ситуациях.
Практическое исследование темы работы осуществлялось на примере ООО «Восток», основным видом деятельности предприятия является реализация салатов и других блюд общественного питания в розницу.
Ценообразование является важнейшим качественным показателем работы ООО «Восток», осуществляющего розничную торговлю салатами и другими блюдами, в котором находят отражение все стороны его деятельности.
В ООО «Восток» в условиях работы на рынке общественного питания и получения всех исходных факторов производства, организована специальная системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемые предприятием блюда, так и на факторы производства, приобретаемые предприятием на рынке – средства производства, природные ресурсы, труд. Эту работу осуществляет заведующий производством под руководством коммерческого директора ООО «Восток».
Необходимо отметить, что стоимость готовой продукции ниже на 10% уровня цен за аналогичную продукцию других предприятий, при этом ООО «Восток» гарантирует высокое качество еды и напитков; качество и высокую скорость обслуживания, возможность выбора широкого ассортимента блюд и напитков.
Ценовая политика ООО «Восток» позиционируется в сегменте недорогой кухни с демократичными ценами. Цены на салаты и другие блюда варьируются от 11 до 75 руб. за 100 гр.
Т.о. исследование системы ценообразования в ООО «Восток» позволило выявить следующие недостатки:
– на предприятии за счет высоких издержек установленные цены на блюда не дают достаточно прибыли предприятия для высокого уровня рентабельности, а рост цен не будет эффективным за счет снижения конкурентоспособности продукции предприятия;
– работа по регулированию рыночных цен на предприятии не ведется;
– резервы снижения реализационных цен не выявляются, калькулировании себестоимости при определении цен реализации осуществляется неэффективно.
На основании выявленных недостатков предложены направления регулирования цен в ООО «Восток», которые позволят изменить цены предприятия для повышения конкурентоспособности.
Список использованных источников
Алклычев А.М. Ценообразование в современной экономике – М.: ИПЦ ДГУ, 2005. – 160 с.
Васильев Н.Э. Формирование цены в рыночных условиях. М.: Слово, 2005. – 690 с.
Воронов Ю.П. Умение назначить цену (пособие по практическому ценообразованию) // ЭКО, 2008, №2. – 24 с.
Воронов Ю.П. Умение назначать цену. // ЭКО, 2007, №11. – с. 211.
Влияние ценообразования на выручку, получаемую от реализации продукции. – Налоговый вестник, 2004, №4. – 69 с.
Определение цен по сделкам. // Налоги и налогообложение, 2005, №3. – 45 с.
Кюте Е. Цены в розничной торговле. – М.: Дело, 2006. – 221 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2005. – 210 с.
Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 256 с.
Методика влияния внешних и внутренних факторов на экономические процессы. – Экономический анализ: теория и практика, 2007, №7. – 22 с.
Осин Г.П. Цены и ценообразование. – М.: Экономистъ, 2006. – 258 с.
Солнцев В.Р. Государственное регулирование цен и контроль за их применением. // Экономист, 2006, №9. – 26 с.
Рише К. Экономика предприятия. – М.: Аристей, 2005. – 152 с.
Табачный Е.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия – М.: Инфра – М, 2005. – 441 с.
Уровень и динамика потребительских цен на товары и услуги // Экономист, 2005, №11. – с. 64.
Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Альянс, 2007. – 512 с.
Ценообразование /Под ред. проф. Салимжанова И.К. – М.: Финстатинформ, 2006. – 422 с.
Ценовая стратегия предприятия. // Консультант директора. 2006, №4. – 19 с.
Ценовая политика организации. – Финансовая газета, 2007, №11. – 35 с.
Ценовая политика организации. – Финансы, 2006, №8. – 32 с.
Ценообразование как часть финансовой стратегии. – Консультант, 2007, №5. – 41 с.
Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. – М.: Филинъ, 2006. – 300 с.
Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. – М.: Инфра М, 2006. – 219 с.
Шуляк П.Н. Ценообразование. – М.: Форум, 2006. – 214 с.