Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 02:07, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является исследования вертикальной интеграции. Задачами данной работы является нахождение определения вертикальной интеграции, изучение причин вертикальной интеграции, рассмотрение вертикальных ограничений и слияний, исследование данной темы на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Определение вертикальной интеграции…………………………………..5
2. Причины вертикальной интеграции, вертикальные огранечения и слияния…………………………………………………………………………8
3. Последствия вертикальной интеграции…………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….19
Нейтрализация опережающей монополии может проявляться в привлечении фирмой В, обладающей некоторой монополией некоторых ресурсов с уровня А. Медленная нейтрализация может увеличить доходы фирмы В с помощью гарантированного снабжения по более низким ценам. Тем самым фирма В угрожает обеспечению других фирм и повышает их издержки производства. При этом фирма В будет вкладывать специфическое обеспечение в свои производственные мощности, сократив свой выбор среди альтернативного снабжения. Конкуренция других снабжающих фирм будет более дорогостоящей и сложной.
Для избежания конфликтов из-за повышения цен фирма В на уровне А вводит медленную интеграцию, которая преследует цели не повышения эффективности, а разветвления монополии. При этом результат может быть более существенным для двухуровневой монополии, поскольку возможности увеличения цен могут быть выше, чем ранее. Интеграция может увеличить силу монополии и обеспечить достижение эффективности.
В соответствии с рядом теоретических положений, получивших подтверждение на практике, в совершенной рыночной системе интеграция может быть произведена, когда это позволяют технические масштабы производства. Интеграция не может служить бесспорным рычагом увеличения силы монополии от одного уровня к другому; монополия может существовать на одном или более уровнях и иметь обычные эффекты.
На каждом уровне номенклатура продукции и минимум прибыли расширяются, независимо от существования интеграции. Каждая цена, назначенная интегрированной фирмой, должна содержать в себе совокупные издержки и не слишком большой объем общей прибыли.
Вертикальные факторы могут управлять установлением цен. Так, например, цены на сталь в США после 1955 г. были предназначены для сохранения вертикальной структуры цен олигополии. Когда цены на импортируемую сталь снизились на 40%, фирмы США не приняли эти цены. Они пересмотрели широкий круг продукции на различных вертикальных этапах производства, что привело к риску разрушения олигопольного ценообразования на различных уровнях.
Говоря о последствиях вертикальной интеграции следует отметить, встречаются такие понятия, как вертикальные слияния и ограничения.
Слияние для интеграции предполагает появление структуры, обладающей предельной ясностью, что, однако, весьма трудно на практике. Это один из путей достижения выгод вертикальной интеграции. Собственный внутренний рост фирмы может обеспечить достаточно длительный эволюционный путь интеграции, предполагающей добавление новых производственных возможностей (например, на основе новых технологий) и новые аспекты конкуренции. Долговременные контракты могут устранять риск и обеспечивать условия деятельности фирмы так же полно, как и интеграция.
Эффекты вертикального слияния могут быть чисто прибыльными, являясь балансом двух положений:
— это прибыльные хозяйства, полученные с помощью слияния, которое не может быть получено прямым ростом долговременных контрактов;
— возможны такие противоконкурентные эффекты, как повышение барьеров для входа на рынок.5
Обычно противоконкурентные эффекты не слишком масштабны; чисто прибыльных фирм, как результата слияния, также не слишком много, поскольку и другие пути (такие, как прямой рост и контракты) не исключены. Однако в ряде случаев издержки вертикальных слияний и/или прибыль также могут быть достаточно большими. В частности, большие издержки возникают, если, например, две сливающиеся фирмы высоко доминируют на своих уровнях и барьеры капитала высоки.
В соответствии с положениями Чикагской UCLA-школы, вертикальное сдерживание скорее прибыльно, чем убыточно. Целесообразно рассмотреть следующие аспекты:
а. Территориальные ограничения.
б. Ограничения цен при перепродаже.
Территориальные ограничения связаны с установлением определенных границ районов, в пределах которых могут продаваться товары (например, шипучие напитки). Любое распространение вне установленного района может лишить производителя привилегии на право деятельности в этом районе. Таким образом, с помощью территориальных ограничений предотвращается конкуренция между продавцами и уровнем перепродаж. Попытки установления привилегий на продажи в расширенных районах приводят к развитию конфликтных ситуаций, поскольку соперники могут осуществлять контрвторжение. Таким образом, распределители и торговцы убеждаются в необходимости жесткого территориального разделения внутри рынка, выступая против множества многих локальных торговцев, которые также стремятся к привилегиям на право деятельности. Общественное обеспечение в норме предполагает максимальную конкуренцию на уровнях массовой продажи, поскольку это повышает объем продаж по цене, приносящей максимум прибыли. Когда привилегии на право продаж ограничены, уровень монополии снижает конкуренцию и объем продаж.
В литературе определены два класса вертикальных ограничений, определяющих создание власти на рынке и повышение эффективности. Власть на рынке (ограничения) устраняет конкуренцию с помощью фиксированных цен, которые проводятся специальными контрактами. Соображения эффективности достигаются издержками сделок (контрактов) или объединением высококачественных торговых сетей. Обычно контракты на поставку вызывают высокие издержки у хороших торговцев (с высокой репутацией) и гарантируют их участие в увеличении влияния.
Важным последствием вертикальной интеграции крупных фирм является усиление их рыночной власти. Это происходит благодаря тому, что они получают существенную экономию в издержках, а в итоге могут снижать цены и увеличивать рыночную долю продаж. Однако такой результат нельзя оценивать как отрицательный. Дело в том, что на современных рынках решающим является технологическое лидерство, которое можно получить за счет вложений в инновационное развитие и монопольной прибыли. Усовершенствование технологий позволяет более рационально использовать ресурсы. Кроме того, рыночная власть в таких условиях перестает быть постоянной, а ее усиление можно расценить негативно, если она ведет к сужению рынка, сокращению выпуска и росту цен.
В отрасли, где осуществляется вертикальная интеграция одних предприятий, возрастают барьеры входа для других. Это может быть вызвано, в частности, тем, что для своих подразделений компания устанавливает более низкую внутреннюю цену, чем для конкурентов на последующих стадиях. В результате цена на конечную продукцию у вертикально интегрированной фирмы ниже, чем у конкурентов. В такой ситуации неинтегрированные фирмы в отрасли должны осуществлять инвестиции в вертикальную интеграцию или искать способы установления вертикального контроля. Следствием для входящих в отрасль фирм станет повышение капитальных затрат, что и является основной причиной повышения барьеров вступления в отрасль.
Важный результат вертикальной интеграции для фирмы состоит в снижении затрат. Основная причина такого преимущества — ликвидация эффекта «двойной маржинализации», когда при интеграции предприятий устраняются монопольные надбавки на каждой последовательной стадии производства конечного продукта. Кроме того, в рамках объединения предприятий в единую технологическую цепочку появляется возможность оптимизировать перемещение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, исключив при этом все лишние операции. Благодаря улучшению координации ранее разрозненных стадий производства продукции удается наладить четкую взаимосвязь разных этапов производства, существенно снизить издержки складирования и хранения запасов между последовательными операциями, предотвратить остановки производства. Вследствие полной загрузки мощностей снижаются расходы на необходимое оборудование компании.
Крупная вертикально интегрированная компания способна проводить эффективную ценовую дискриминацию потребителей, что часто ведет к вытеснению конкуренции на данном рынке товара. Как известно, вертикально интегрированному монополисту выгодно назначать более высокие цены на рынке А с низкой эластичностью и низкие — на эластичном рынке В. Однако он может приобрести одну из фирм в отрасли с низкой эластичностью и только для нее назначить более низкую цену, а для всех остальных компаний на рынках А и В назначить цену, по которой реализовался продукт на рынке А. Теперь на рынке В фирмы не смогут покупать товар по столь высокой цене, поэтому они будут вынуждены покинуть рынок либо стать звеном вертикальной интеграции.
Вертикальная интеграция способствует снижению потерь благосостояния, которые связаны с функционированием на рынке компаний с монопольным ценообразованием. Прежде всего при вертикальном объединении устраняются монопольные надбавки, которые устанавливали разрозненные производители на последовательных стадиях производства. В свою очередь, как было показано, это ведет к снижению цен, росту выпуска и одновременно к увеличению прибыли монополии. Кроме того, за счет снижения цен возрастает и потребительский излишек.
Вертикально интегрированные структуры,
вбирают в себя стадии производства, характерные
порой для других отраслей. Иными
словами, активная фирма становится участником
не одного, а нескольких рынков. При вертикальной
интеграции усиливается рыночная власть
активной фирмы, но она ослабевает на отраслевом
рынке. Это проявляется двояко: с одной
стороны, увеличивается доля фирмы на
отраслевом рынке и сокращается сфера
рыночного механизма перераспределения
ресурсов, а с другой — вертикально интегрированная
фирма с помощью инструмента вертикальных
ограничений также вмешивается в функционирование
рыночного механизма, оказывая на него
влияние своим поведением. Таким образом,
рост степени рыночной власти вертикально
интегрированных активных фирм осуществляется
как за счет сужения сферы функционирования
рыночного механизма, так и вследствие
ввода вертикальных ограничений. Вместе
с тем вертикально интегрированные фирмы,
хотя и имеют склонность к монополизации
рынка, все же на первых этапах своего
развития способствуют увеличению выпуска
конечной продукции и снижению различных
видов издержек.
По итогам проделанной работы можно сделать следующее заключение.
Измерение вертикальной интеграции (ВИ) во многих случаях, особенно в технологических отраслях, является достаточно сложной проблемой, поэтому достаточно надежных измерителей пока не существует. Побудительными причинами ВИ выступают потенциальные возможности достижения эффективности как за счет использования технических условий и экономии на затратах при сделке, так и за счет уклонения от государственных ограничений путем минимизации налогообложения; регулирования в естественных монополиях и контроля цен, а также выгоды от монопольных условий — повышения входных барьеров, вертикального давления и нейтрализации опережающих монополий.
Крупные ВИК должны активно содействовать созданию региональных кластеров, формируя цепочки поставок. Здесь следует использовать зарубежный опыт. Статьи в Harvard Business Review обобщают опыт Chrysler, Caterpillar и других компаний. Для кластеров важен опыт корпораций по модульному проектированию, установлению партнерских отношений с клиентами и участниками цепочки, организации маркетинга и бережливого производства .
В целом иностранный капитал способствует развитию страны. Это доказал опыт табачной и пивоваренной промышленности, практически полностью принадлежащей иностранцам и использующей в основном импортное сырье. Однако для рыбной промышленности, имеющей стратегическое значение для продовольственной безопасности и крупные сырьевые ресурсы, такой вариант неприемлем. Как можно в целом заметить, многие территориальные и отраслевые аспекты функционирования ВИК имеют весьма неоднозначные последствия для общественного благосостояния.