Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:24, реферат
Д. Рикардо отмечал: ничто не порождает так много ошибок и разногласий, как именно неточность и неопределенность смысла, который вкладывался в слово «стоимость» . Экономическая теория имеет дело с понятиями стоимость, полезность, ценность. Субординация этих понятий свидетельствует о том, что стоимость товара образуют затраты труда на его производство. Величина же стоимости определяется количеством труда, необходимым для производства данного товара.
Введение
1. Эволюция теории стоимости
2. Понятия стоимости, ценности и полезности
3. Список литературы
Рассматривая свойства товаров, следует
учитывать соотношение
Первоначально (в частности, в трудах
русских ученых конца XIX века, а также
в первые послереволюционные годы)
немецкое слово "der Wert" обычно переводилось
как "ценность". В переводах
трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вместо
этого термина стали
В современной экономической
Таким образом, ценность (стоимость) представляет собой синтез результатов и затрат, где первые (результаты) определяются как единство конкретной и абстрактной полезности, а вторые (затраты) – как единство конкретного и абстрактного труда (шире: всех воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения).
К товару и его свойствам каждая научная школа подходила со своей методологией. В историческом плане можно выделить два подхода к анализу товара: на основе трудовой теории стоимости и с позиции теории предельной полезности (иначе – нетрудовой теории стоимости).
Прежде всего, рассмотрим основные положения трудовой теории стоимости. Ее разработка осуществлялась представителями классической буржуазной политической экономии. Большой вклад в развитие трудовой теории стоимости внес К. Маркс, который систематизировал труды своих предшественников, изложил ее последовательно и всесторонне, раскрыл ее узловые элементы в их единстве и взаимосвязи6.
В рамках трудовой теории стоимости четко различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость. На различие потребительной и меновой стоимости обращали внимание Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и другие экономисты.
Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.
Не всякая общественная потребительная
стоимость является товаром, поскольку
товар должен обладать еще одним
свойством – свойством
Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).
В процессе труда создается потребительная
стоимость и стоимость. Это обстоятельство
вытекает из того, что труд всякого
производителя носит двойственн
Конкретный труд– это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (например, труд столяра, пекаря, портного и т.д.). Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость. Различие потребительных стоимостей обусловлено тем, что они выступают как продукты совершенно разных видов конкретного труда. Специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличие от другого товаропроизводителя.
Абстрактный труд – это труд, выступающий как затраты труда вообще (человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от его конкретной формы. Именно абстрактный труд создает стоимость. Его специфическая особенность состоит в том, что он проявляет свою общественную природу на рынке, в процессе обмена.
В условиях товарного производства двойственный характер труда выражает противоречие между частным и общественным трудом. Конкретный труд каждого производителя является чего частным делом, он не согласуется с трудом других производителей, осуществляется стихийно, на свой страх и риск, без предварительного знания потребностей общества в данного рода товарах.
С другой стороны, общественное разделение труда обусловливает наличие всесторонней связи между обособленными производителями, так как, производя продукты не для собственного потребления, а для других, они по существу работают друг на друга. Следовательно, труд каждого товаропроизводителя является не только частным, но и общественным.
Однако общественный характер труда
проявляется лишь на рынке в процессе
обмена: только здесь обнаруживается,
является ли труд товаропроизводителя
полезным для других, нужным обществу,
получает ли он общественное признание.
Успешная реализация товаров одними
производителями нередко
Противоречие между частным и общественным трудом отражается в противоречии между конкретным и абстрактным трудом. Товар, являясь единством потребительной стоимости и стоимости, в то же время заключает в себе противоречие между ними.
Противоречие между частным
и общественным трудом является основным
противоречием простого товарного
производства. В условиях капитализма
оно становится еще более острым,
трансформируется в противоречие между
общественным характером производства
и частнокапиталистической
Учет затрат труда на рынке происходит стихийно. Если стоимость представляет собой овеществленный в товаре труд, то ее величину можно определить количеством труда, общественно необходимого для его производства. Очевидно, что величина стоимости измеряется рабочим временем. Однако разные товаропроизводителя могут затрачивать на производство одного и того же товара разное время, и разное количество труда. Это зависит от искусства работника, от совершенства средств труда, уровня производительности труда. Следовательно, мерой стоимости является не всякий труд, а только общественно необходимый. Соответственно, величина стоимости определяется общественно необходимым рабочим временем.
Общественно необходимое рабочее время – это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление товаров при: 1) общественно нормальном (господствующем) состоянии производства; 2) средней квалификации (умелости) работников; 3) средней интенсивности труда. Такое время обычно затрачивает при создании товара большинство производителей, т.е. среднее время.
На величину стоимости воздействуют ряд факторов, главными из которых являются следующие:
Далеко не все экономисты были согласны с положениями трудовой теории стоимости. На новом этапе, когда в последней трети XIX века произошла так называемая маржиналистская революция и совершился поворот в сторону полезности как основного фактора в экономике, стала развиваться теория предельной полезности, т.е. был предложен новый подход к решению вопроса о стоимости.
Основные представители нового направления экономического анализа – Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882), австрийцы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926) и Ойген Бем-Баверк (1851-1914), американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847-1938).
Центральным моментом в теории предельной полезности является утверждение о том, что сведение стоимости к затратам (труда или всех "трех первичных факторов" – труда, земли и капитала) неприемлемо. Ценность (стоимость) определяется степенью полезного эффекта, т.е. представителями теории предельной полезности была сделана попытка анализа экономических процессов с точки зрения потребителей.
Основные методологические положения теории предельной полезности заключаются в следующем.
Во-первых, акцент в экономическом
анализе был перемещен с
Во-вторых, в центр экономического
анализа были выдвинуты человеческие
потребности, т.е. не внеличностные, "объективные"
факторы и силы, а субъективная
мотивировка экономического поведения
индивидов. С учетом этого центральная
категория – полезность – понимается
именно как субъективная оценка, которую
дает каждый индивид роли определенного
блага в удовлетворении его потребностей.
Ценность блага – это понимание
конкретным человеком значения потребляемой
вещи для его жизни и
В-третьих, человек ранжирует свои
потребности в порядке
Ценность каждого из благ будет зависеть от двух факторов: 1) от важности удовлетворения потребности; 2) от степени ее насыщения.
Данное положение имеет
Например, удовлетворение потребности в пище (благо I) до определенного предела важнее, чем удовлетворение потребности в табаке (благо V). Но уже пятая единица пищи приносит человеку такое же удовлетворение, что и первая единица потребления табака. Начиная с данного момента, индивид будет стремиться привести в равновесие удовлетворение своей потребности в пище и табаке.
В-четвертых, в процессе личного потребления действует закон убывающей полезности благ. Это положение известно как первый закон Германа Генриха Госсена (1810-1858).
Первый закон Госсена: величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы блага данного вида уменьшается, пока не достигнут нуля в точки полного насыщения. Снижение удовлетворения означает снижение полезности каждой последующей единицы блага
Информация о работе Добавленные ценности и стоимость продукции