Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 04:14, реферат
Я решил взять тему добычи нефти и газа, потому что эта тема очень интересна для меня. Скорее всего, в будущей профессии, я столкнусь со стадиями добычи нефти и газа. Добыча углеводородов в России самая крупная промышленная отрасль, которая является практически основной и перспективной.
Некоторые считают, что нефть исчезнет через 22 года, но я считаю, что это не так. Большинство месторождений еще не открыто, потому что они находятся в труднодоступных местах. Возможно, большая часть месторождений в Западной Сибири уже открыта, но на данный момент идет разведка шельфа на востоке России. Скорее всего, добыча нефти, как отрасль будет жить еще долго, и оставаться прибыльной и ведущей в России.
1.Введение
2. Происхождение нефти, образование месторождений.
2.1 Бурение скважин
2.2 Хранение и транспортировка
2.3 Переработка нефти
3.Нефтянная промышленность в Томской области
4. Заключение
5. Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Реферат
на тему:
Добыча нефти. Нефтяная промышленность в Томской области.
Выполнил: студент гр. ЭГ-13-1
_____________
Санкт-Петербург
2013
Содержание:
1.Введение
2. Происхождение нефти, образование месторождений.
2.1 Бурение скважин
2.2 Хранение и транспортировка
2.3 Переработка нефти
3.Нефтянная промышленность в Томской области
4. Заключение
5. Список литературы
1.Введение
Я решил взять тему добычи нефти и газа, потому что эта тема очень интересна для меня. Скорее всего, в будущей профессии, я столкнусь со стадиями добычи нефти и газа. Добыча углеводородов в России самая крупная промышленная отрасль, которая является практически основной и перспективной.
Некоторые считают, что нефть исчезнет через 22 года, но я считаю, что это не так. Большинство месторождений еще не открыто, потому что они находятся в труднодоступных местах. Возможно, большая часть месторождений в Западной Сибири уже открыта, но на данный момент идет разведка шельфа на востоке России. Скорее всего, добыча нефти, как отрасль будет жить еще долго, и оставаться прибыльной и ведущей в России.
Во время проделывания данной работы мне стало интересно, как обстоят дела с нефтедобычей в Томской области, в моем родном городе. Какие ведущие компании есть у нас в городе, сколько месторождений открыто и находится в промышленной разработке?
2. Происхождение, образование месторождений
Нефть –
это природная горючая
Нефть и
горючий газ накапливаются в
пористых породах, называемых коллекторами.
Хорошим коллектором является пласт
песчаника, заключенный среди
О том, как
образовались месторождения нефти
и горючего газа, ученые много спорят.
Одни геологи — сторонники гипотезы
неорганического происхождения
— утверждают, что нефтяные и
газовые месторождения
Другие геологи, их большинство, полагают, что нефть, подобно углю, возникла из органической массы, погребенной на глубину под морские осадки, где из нее выделялись горючие жидкость и газ. Это органическая гипотеза происхождения нефти и горючего газа. Обе эти гипотезы объясняют часть фактов, но оставляют без ответа другую их часть.
Полная разработка теории образования нефти и горючего газа еще ждет своих будущих исследователей.
Группы нефтяных и газовых месторождений, подобно месторождениям ископаемого угля, образуют газонефтеносные бассейны. Они, как правило, приурочены к прогибам земной коры, в которых залегают осадочные породы; в их составе имеются пласты хороших коллекторов.
В нашей
стране давно известен Каспийский нефтеносный
бассейн, разработка которого началась
в районе Баку. В 20-х годах был
открыт Волго-Уральский бассейн, который
назвали Вторым Баку. В 50-х годах
был выявлен величайший в мире
Западно-Сибирский бассейн
Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам нефти и газа. Большое преимущество этих полезных ископаемых — сравнительное удобство их транспортировки. По трубопроводам нефть и газ поступают за тысячи километров на фабрики, заводы и электростанции, где используются как топливо, как сырье для производства бензина, керосина, масел и для химической промышленности.
2.1 Бурение скважин
Очень интересна история добычи и переработки нефти. Как и многие другие источники органических веществ, она была известна многим древним народам. Раскопки на берегах Евфрата установили, что за 6000—4000 лет до н. э. нефть применяли как топливо. Есть сведения, что у нас на Кавказе нефть использовалась 2000 лет тому назад. Арабский историк Истархи, живший в Х в., свидетельствует, что с древних времен бакинцы вместо дров жгли землю, пропитанную нефтью. Нефть издавна вывозили из Баку в качестве осветительного материала.
Бурение скважин и промышленная добыча нефти началась, однако, гораздо позже. В 50—60-х годах XX в. на первый план среди горючих ископаемых выдвинулись нефть и газ.
Главная машина для добычи нефти и газа — буровой станок. Первые буровые станки, появившиеся сотни лет назад, по существу, копировали рабочего с ломом. Только лом у этих первых станков был потяжелее и по форме напоминал скорее долото. Он так и назывался — буровое долото. Его подвешивали на канате, который то поднимали с помощью ворота, то опускали. Такие машины называются ударно-канатными. Их можно встретить кое-где и сейчас, но это уже вчерашний день техники: очень уж медленно пробивают они отверстие в камне, очень много расходуют энергии зря.
Гораздо быстрее и выгоднее другой способ бурения — роторный, при котором скважина высверливается. К ажурной металлической четырехногой вышке высотой с десятиэтажный дом подвешена толстая стальная труба. Ее вращает специальное устройство — ротор. На нижнем конце трубы — бур. По мере того как скважина становится глубже, трубу удлиняют. Чтобы разрушенная порода не забила скважину, в нее насосом через трубу нагнетают глинистый раствор. Раствор промывает скважину, уносит из нее вверх по щели между трубой и стенами скважины разрушенную глину, песчаник, известняк. Одновременно плотная жидкость поддерживает стенки скважины, не давая им обрушиться.
Но и у роторного бурения есть свой недостаток. Чем глубже скважина, тем тяжелее работать двигателю ротора, тем медленнее идет бурение. Ведь одно дело вращать трубу длиной 5—10 м, когда бурение скважины только начинается, и совсем другое — крутить колонну труб длиной 500 м.
В 1922 г. советские инженеры М. А. Капелюшников, С. М. Волох и Н. А. Корнев впервые в мире построили машину для бурения скважин, в которой не нужно было вращать буровые трубы. Изобретатели поместили двигатель не наверху, а внизу, в самой скважине — рядом с буровым инструментом. Теперь всю мощность двигатель расходовал только на вращение самого бура.
У этого
станка и двигатель был
Новый станок назвали турбобуром, со временем его усовершенствовали, и теперь в скважину опускают несколько турбин, насаженных на один вал. Понятно, что мощность такой “многотурбинной” машины во много раз больше и бурение идет во много раз быстрее.
Другая
замечательная буровая машина —
электробур, изобретенный инженерами
А. П. Островским и Н. В. Александровым.
Первые нефтяные скважины пробурили
электробуром в 1940 г. У этой машины колонна
труб тоже не вращается, работает только
сам буровой инструмент. Но вращает
его не водяная турбина, а электрический
двигатель, помещенный в стальную рубашку
— кожух, заполненный маслом. Масло
все время находится под
Бурение — основная работа при добыче нефти и газа. В отличие, скажем, от угля или железной руды нефть и газ не нужно отделять от окружающего массива машинами или взрывчаткой, не нужно поднимать на поверхность земли конвейером или в вагонетках. Как только скважина достигла нефтеносного пласта, нефть, сжатая в недрах давлением газов и подземных вод, сама с силой устремляется вверх.
По мере того как нефть изливается на поверхность, давление уменьшается, и оставшаяся в недрах нефть перестает течь вверх. Тогда через специально пробуренные вокруг нефтяного месторождения скважины начинают нагнетать воду. Вода давит на нефть и выдавливает ее на поверхность по вновь ожившей скважине. А затем наступает время, когда только вода уже не может помочь. Тогда в нефтяную скважину опускают насос и начинают выкачивать из нее нефть.
2.2 Хранение и транспортировка
Транспортировка нефти и газа на нефтеперерабатывающие химические заводы и на электростанции очень удобна. По железным и автомобильным дорогам нефть перевозят в цистернах, а по морям и океанам—в нефтеналивных судах—танкерах. Но во многих случаях нефть и газ можно подавать на любые расстояния по трубам.
Нефтепроводы и газопроводы—магистрали из стальных труб, уложенных неглубоко в земле, — протянулись на десятки тысяч километров.
А вот хранить нефть и газ сложнее, чем уголь и руду. Для хранения нефти и получаемых из нее нефтепродуктов, например бензина, нужно строить специальные металлические резервуары. Они похожи на гигантские консервные банки. Стенки нефтехранилищ окрашивают серебристой алюминиевой краской, хорошо отражающей солнечные лучи, чтобы нефть и нефтепродукты не нагревались. Для хранение газа необходимы герметичные, газонепроницаемые резервуары. Чтобы газ при хранений (и при перевозке через моря и океаны) занимал как можно меньше места, его сжижают, охлаждая до температуры — 160° С и ниже. Сжиженный газ хранят в резервуарах из прочных алюминиевых сплавов и специальной стали. Стенки делают двойные, а между стенками закладывают какой-нибудь материал, плохо проводящий тепло, чтобы газ не нагревался.
Но самые
крупные хранилища газа удобнее
и дешевле сооружать под
2.3 Переработка нефти
Вначале нефть и продукты ее переработки (керосин) применяли для освещения. Потом нефть и мазут стали употреблять как топливо для паровых котлов (пароходных и паровозных), а также для получения смазочных материалов. С появлением двигателей внутреннего сгорания, в том числе дизелей, продукты переработки нефти — керосин, соляровое масло и более тяжелые масла стали широко применять как топливо. Именно это вызвало быстрое развитие добычи и переработки нефти. Наиболее простой метод переработки нефти — прямая гонка. Этот метод заключается в перегонке нефти при нагревании в закрытых котлах или трубчатых печах. Сначала отгоняются наиболее легкокипящие погоны (бензин, лигроин), потом более тяжелый — керосин. После перегонки остается мазут — густая черная жидкость. Он употребляется как топливо или подвергается новой перегонке, чтобы выделить смазочные масла: легкие—соляровые, более тяжелые – веретенные и машинные и, наконец, тяжелые — цилиндровые.
В начале нашего века произошли коренные изменения в нефтепереработке. Быстрое распространение карбюраторных бензиновых двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием для автомобилей (а позже в авиации) потребовало очень много бензина. Это привело прежде всего к усовершенствованию нефтедобычи, так как при старом открытом способе много легкокипящих фракций испарялось на воздухе. Однако этого было недостаточно. При прямой гонке получалось сравнительно мало бензиновых фракций, и они не могли удовлетворить все возрастающий спрос. Особенно остро ощущалась нехватка бензина в годы первой мировой войны. Тогда в промышленность был введен крекинг-процесс — разложение углеводородов нефти под влиянием высокой температуры. Промышленное освоение крекинг-процесса сразу повысило ресурсы бензина. Однако качество бензинов термического крекинга было не всегда удовлетворительным. А высококачественный бензин был нужен авиации.
Информация о работе Добыча нефти. Нефтяная промышленность в Томской области