Факторинг во внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 00:12, реферат

Описание работы

В настоящее время многие украинские, да и не только украинские предприятия сталкиваются с такими проблемами как:
недостаточная капиталовооруженность предприятий;
растущие риски кредитования;
высокая дебиторская задолженность;

Файлы: 1 файл

Реферат ВЭДП.docx

— 55.59 Кб (Скачать файл)

В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком , а с 1989 г. факторинговые отделы стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов – на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно – расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг:

  • приобретать у предприятий – поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным );
  • осуществлять покупку у предприятий – поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности ).

Суть операций по услугам 1-й группы заключается в том, что  отдел за счет своих средств гарантирует  поставщику оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований – поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает факторингу право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу факторинга на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований – поручений поставщика фактически означает предоставление ему факторингом кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от неплатежеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счет, клиент факторинга имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.

При покупке факторингом  у хозорганов просроченной дебиторской  задолженности по товарным операциям  он оплачивает поставщику за счет своих  средств указанную задолженность не огульно, а при определенных условиях : при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что плательщик не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным. Операции по переуступке клиентом факторингу просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5-2 раза выше, чем при покупке факторингом задолженности по товарам отгруженным срок оплаты которых не наступил.

Вообще, плата, взимаемая факторинговой компанией с клиента (поставщика),. состоит из двух элементов.

Во-первых, платы за управление, т.е. комиссии за собственное факторинговое обслуживание – ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Размер данной платы рассчитывается как процент от годового оборота поставщика, и его величина значительно варьируется в зависимости от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика, оценки компанией объема работ, степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг той или иной страны. В большинстве стран он находится в пределах 0,5-3,0%. При наличии регресса делается скидка на 0,2-0,5%. Плата за учет (дисконтирование) счетов – фактур составляет 0,1-1,0% годового оборота поставщика.

Во-вторых, платы за учетные операции, которая взимается факторинговой компанией с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно( в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований), за период между досрочным получением и датой инкассирования требований. Ее ставка обычно на 2-4%превышает текущую банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании. Забегая вперед, скажу, что стоимость внешнеторгового факторинга выше, чем внутреннего, т.к. расходы факторинговой компании при проведении операций за пределами своей страны значительно выше. Кроме того, размер платы зависит от конкретной страны – импортера.

 

Типы факторинговых соглашений

 

В зависимости от различных  требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений.

Соглашение о  полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате.

За редким исключением  полное обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов. С точки зрения компании это устранит возможность ее дискриминации, поскольку в противном случае поставщик может переуступить ей только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по которым максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика — ему не придется вести учет и осуществлять операции по отдельным, непереуступленным долговым требованиям. Таким образом, данное условие оптимально для обеих сторон.

Соглашение о  полном обслуживании с правом регресса уличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).

Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве се агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика.

Кредитование, предусматриваемое  данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществление платежа к определенной дате.

Если  поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой компании, то может быть заключено открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика.

Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его  помощью поставщик может следующее:

  • увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
  • получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.

Покупатель может:

  • получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
  • избежать риска получения некачественного товара;
  • увеличить объем закупок;
  • улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

Основными доходами фактора (как уже говорилось выше) являются:

  • проценты по кредиту;
  • факторинговые тарифы.

Таким образом можно выделить главные экономические достоинства факторинга:

  • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
  • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
  • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
  • независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
  • возможность расширения объемов оборота;
  • повышение доходности;
  • экономия собственного капитала;
  • улучшение финансового планирования.

Факторинг во внешнеэкономической  деятельности

 

При экспорте продукции значительно  возрастает кредитный риск экспортера (вследствие трудностей оценки кредитоспособности потенциальных иностранных клиентов; предоставления коммерческого кредита на более длительный срок, с учетом времени, необходимого для доставки товаров на иностранные рынки; а также из-за таких факторов, как политическая нестабильность в стране импортера, низкий уровень ее экономического развития и т.д.) Кроме того, поскольку соглашение о внешнеторговом факторинге может предусматривать использование двух и более валют, возникает также валютный риск — опасность валютных потерь в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной. В связи с увеличением степени риска факторинговая компания предъявляет к экспортеру более жесткие требования, чем к поставщикам на внутреннем рынке. При обслуживании экспортера факторинговая компания, как правило, заключает договор с факторинговой компанией страны -импортера и передает ей часть объема работ. Таким образом участниками международных факторинговых сделок являются поставщик, покупатель, импорт-фактор (банк или импортная фактор- фирма ) и экспорт-фактор (банк или экспортная фактор-фирма).

В коммерческом банке международные  факторинговые операции (МФО) ведет специальное факторинговое подразделение (ФП). Для обеспечения эффективного взаимодействия обоих импорт-факторов, поставщиков и покупателей работа ФП должна основываться на рациональной технологии, учитывающей правила поведения импорт-фактора и экспорт-фактора в среде сетей международных факторинговых ассоциаций и все возможные сценарии поведения ФП.

В последнее время международными факторинговыми операциями, сулящими большие доходы, заинтересовались многие крупные российские банки. Особое значение приобретает факторинг в международных торговых операциях в свете Инструкции о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, вступившей в действие с 1 января 1996 г.

В международной  торговле применяются четыре модели факторинга:

  • двухфакторный;
  • прямой импортный;
  • прямой экспортный;
  • "бэк-ту-бэк" (back-to-back).

Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели -- обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.

Классическая  двухфакторная схема состоит  из следующих этапов:

  1. запрос лимита / обеспечение рисков;
  2. поставка / рассылка фактуры;
  3. финансирование;
  4. оплата.

На первом этапе экспортер запрашивает у своего экспорт-фактора сумму, подлежащую обеспечению. Экспорт-фактор запрашивает у импорт-фактора требуемый лимит. Импорт-фактор проверяет импортера и предоставляет экспорт-фактору гарантии. Далее экспорт-фактор дает экспортеру разрешение на лимит, после чего осуществляется продажа документов.

На втором этапе экспортер поставляет товар или услугу и передает копию счета экспорт-фактору, а тот посылает ее импорт-фактору. Одновременно с товаром экспортер направляет импортеру счет с пометками о переуступке.

На третьем  этапе, после поставки товара или услуги, экспорт-фактор финансирует экспортера в пределах 70--90% полной первоначальной фактурной цены.

На четвертом  этапе импортер осуществляет 100%-ный платеж импорт-фактору, а тот перечисляет полученную сумму экспорт-фактору. Наконец, экспорт-фактор переводит экспортеру непрофинансированную часть требований (10%--30%) за вычетом стоимости факторинговых услуг.

Информация о работе Факторинг во внешнеэкономической деятельности