Факторинги его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:43, реферат

Описание работы

Факторинг — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор).

Содержание работы

Понятие факторинга 3
Виды факторинга. 3
Правовое регулирование факторинга 4
Преимущества факторинга 6
История 7
Факторинг в России 9
Кредит и факторинг 9

Файлы: 1 файл

Реферат Факторинг.docx

— 35.24 Кб (Скачать файл)
 

 

Оглавление

Понятие факторинга 3

Виды  факторинга. 3

Правовое  регулирование факторинга 4

Преимущества  факторинга 6

История 7

Факторинг в России 9

Кредит  и факторинг 9 

 

Понятие факторинга

     Факторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

     В операции факторинга обычно участвуют  три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.

Виды  факторинга.

     Существует  большое количество разновидностей факторинговых услуг, отличающихся друг от друга прежде всего степенью риска, который принимает на себя факторинговая компания.

     Факторинг с регрессом (англ. recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме, клиент переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства[2].

     Факторинг без регресса (англ. non recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту)[2].

     Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления). Также он бывает реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) и консенсуальным (денежное требование возникнет в будущем)[3].

     При участии одного Фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух Факторов — взаимным[3].

     При классификации видов факторинга стоит обратить внимание на инвойс-дискаунтинг, хотя он и имеет ряд существенных отличий, несмотря на то, что в нем присутствуют черты регрессного закрытого факторинга.

Правовое  регулирование факторинга

     В XX веке факторинговые операции получили широкое распространение в международной коммерческой практике. Участники деловых отношений столкнулись с отсутствием правового регулирования факторинговых операций. В Европе данные операции регламентировались в основном общими нормами обязательственного права. При этом надо учитывать, что в разных правовых системах нормы гражданского права и практика их применения отличаются друг от друга[4].

     Поэтому в мае 1988 года на международной конференции в Оттаве была принята Конвенция о международном факторинге, подготовленная Международным институтом унификации частного права. Данная конвенция помогла унифицировать ряд норм, регулирующих правовые отношения участников факторинговых сделок, и урегулировала вопросы, не имевшие решения в национальных правовых системах[4].

     Под факторинговым контрактом конвенция  понимает контракт, заключённый между  одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым[4]:

  • поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования;
  • финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:
    • финансирование поставщика, включая заём и предварительный платёж;
    • ведение учёта (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;
    • предъявление к оплате денежных требований;
    • защита от неплатёжеспособности должников;
  • должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования.

     Российская  Федерация в настоящее время  участником конвенции не является. В России факторинг появился только в марте 1996, когда была принята Часть вторая Гражданского кодекса.

     В статье 824 ГК РФ дается следующее определение: по договору факторинга одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом.

     Иными словами, фактические долги (денежные требования) могут быть проданы кредитором определенному лицу, обладающему свободными денежными средствами (финансовому агенту), который обязуется выплатить клиенту (кредитору) причитающийся ему долг третьего лица, за вычетом собственных интересов и комиссии. А когда наступит срок платежа по указанным суммам, финансовый агент взыщет их с должника. Комиссия факторинговой компании обычно складывается из нескольких составляющих — комиссия за сервис, процент за деньги, комиссия за кредитный риск и регистрацию поставки.

     Закон различает два вида денежных требований, которые могут быть предметом  уступки: срок платежа по которым  уже наступил, то есть реально существующая задолженность, и платежные обязательства, срок платежа по которым еще не наступил (будущие требования).

Преимущества  факторинга

     Благодаря договору факторинга поставщик может  сразу получить от фактора плату  за отгруженный товар, что позволяет  ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать свои финансовые потоки. Таким образом факторинг обеспечивает предприятие реальными денежными  средствами, способствует ускорению  оборота капитала, повышению доли производительного капитала и увеличению доходности. Помимо финансирования оборотных средств при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютные, процентные, кредитные и ликвидные риски

     При этом покупатель, заключая договор  факторинга, получает возможность вернуть  долг через более длительный срок по сравнению с коммерческим кредитом (в отдельных случаях долг пролонгируется под дополнительные обязательства), разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товаров через факторинговые компани

     Коммерческие банки и факторинговые компании расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг и увеличивают размеры прибылей

История

     Начало  операциям факторинга положил созданный  в Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). Перед фактором, знавшим  товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также  последующего инкассирования торговой выручки.

     Однако  бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке  лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы  всего лишь принимали у производителей товар для реализации. Особенно ярко это проявлялось в сфере торговли текстилем. Но с течением времени, в  связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин на текстиль, производители начали создавать  собственные системы сбыта своей  продукции на европейском рынке, которые включали в себя и элементы производства. В результате этого  американские факторы вынуждены  были изменить форму своей деятельности, преобразившись из посредников при  продаже товаров (agent factoring) в институты, финансирующие производителей товаров (credit factoring). Они разработали также  своё ноу-хау о способе финансирования клиентов, которое включало дисконт  и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В сферу своей деятельности факторы включали также ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций. Данная схема настолько прижилась в США, что в настоящее время 90 % производителей текстиля используют схему факторинга.

     В начале 60-х гг. прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело  к активизации деятельности европейских  факторинговых компаний. Уже к  середине 60-х гг. были созданы две  крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно  возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном  рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным FCI, мировой  оборот факторинговых операций вырос  в с 1996 г. по 2001 г. более чем в 2,3 раза, составив 720,19 млрд евро, причем более 96 % объема факторинга пришлось на внутренний факторинг.

Информация о работе Факторинги его виды