Факторы конкурентоспособности регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

На данный момент в мире происходят существенные изменения, связанные с глобализацией, что находит проявление во многих сферах жизни общества; задает новые условия развития как страны в целом, так регионов в частности. В таких условиях, значительную роль играет региональная конкурентоспособность, что связано с выходом регионов на мировой рынок, как самостоятельных субъектов рыночной экономики, способствующих росту экономики страны в целом.
Конкурентоспособность национальной экономики в значительной мере обусловливается неоднородностью экономического пространства и взаимодействием региональных экономик, при этом проблема экономической конкурентоспособности имеет существенные особенности применительно к разным регионам страны.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Понятие и факторы конкурентоспособности регионов 4
1.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА 4
1.2 ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ 6
Глава 2. Факторы конкурентоспособности Чувашской Республики. 19
Глава 3. Перспективы развития конкурентоспособности Чувашской Республики 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Интернет-ресурсы 37

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. На данный момент в мире происходят существенные изменения, связанные с глобализацией, что находит проявление во многих сферах жизни общества; задает новые условия развития как страны в целом, так регионов в частности. В таких условиях, значительную роль играет региональная конкурентоспособность, что связано с выходом регионов на мировой рынок, как самостоятельных субъектов рыночной экономики, способствующих росту экономики страны в целом.

Конкурентоспособность национальной экономики в значительной мере обусловливается неоднородностью экономического пространства и взаимодействием региональных экономик, при этом проблема экономической конкурентоспособности имеет существенные особенности применительно к разным регионам страны.

Происходящие процессы коренным образом изменяют роль отдельного региона в национальной и мировой экономике.

Регион как самостоятельная территориально организованная экономическая система постепенно становится не только отдельным действующим экономическим агентом национальной экономики, но также вступает в мировые конкурентные процессы. Положение и роль территориально организованных экономических систем оказываются зависимыми не только от макроэкономических условий или возможностей самих регионов, но также от расстановки конкурентных сил, механизмов конкурентного взаимодействия регионов и позиций региона в этом взаимодействии.

В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов федерации, и преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции, определяемые во многом его отраслевой специализацией.

В отечественной региональной науке проблема межрегиональной конкуренции разработана недостаточно. В России до начала процесса рыночных преобразований регион анализировался, прежде всего, с ресурсно-производственной стороны и не выступал как самостоятельный субъект хозяйствования. Соответственно, региональная экономика не рассматривала регион в качестве субъекта экономических отношений, носителя особых интересов, отличных от интересов других регионов и страны в целом. Следствием этого стало отсутствие теории конкуренции регионов. Необходимо понимать и уметь применять в управлении ключевые термины конкурентоспособности регионов, модели и показатели её оценки, выбирать направления повышения конкурентоспособности, знать и учитывать тенденции развития регионов-конкурентов и возможности сотрудничества с ними.

Объектом исследования выступает конкурентоспособность региона.

Предметом исследования выступают аспекты раскрывающие сущность объекта данной работы.

Целью данной курсовой работы является изучение факторов конкурентоспособности регионов.

Задачи, поставленные для достижения цели:

  • изучение понятия и факторов конкурентоспособности регионов;
  • анализ факторов и перспективы развития конкурентоспособности Нижегородской области.

Методами исследования, на основе поставленных задач, являются: индукция и дедукция; сравнительный метод; контент-анализ.

Решение данных задач требует новых практических действий, нацеленных на формирование и развитие конкурентоспособности российских регионов, которые требуют теоретического обоснования.

 

 

Глава 1. Понятие и факторы конкурентоспособности регионов

1.1 Понятие конкурентоспособности  региона

Термин «конкуренция» происходит от лат. concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его происхождение можно проследить из французских слов: courir – бегать, concour – бега, concourrence – совместные бега с соперником. Аналогичное значение в итальянском – concurrere.

Конкурентоспособность является одной из основных экономических категорий в рыночных отношениях, которая формируется на уровнях товара, предприятия, отрасли, региона, страны и в общем виде выражает способность выдерживать соперничество с другими аналогами.

В условиях усиления взаимозависимости и взаимосвязи экономических процессов в иерархии конкурентоспособности особое место занимает конкурентоспособность региона. Это объясняется тем, что регионы являются самостоятельными субъектами рыночных отношений, где непосредственно реализуются поставленные цели и задачи удовлетворения социально-экономических потребностей населения.

Кроме того, в формирующемся рыночном пространстве участвуют все субъекты Российской Федерации, интересы которых тесно переплетаются, образуя конкурентную среду, где побеждает регион, имеющий наиболее надёжные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Происходящее на современном этапе развития экономики усиление конкуренции регионов за инвестиции, покрытие растущего уровня потребностей населения предъявляют повышенные требования к раскрытию сущности и экономического содержания региональной конкурентоспособности. Развитие региона зависит, в первую очередь, от конкурентоспособности организаций и компаний, расположенных на его территории. Именно поэтому, создание достойных условий функционирования организаций в целом является приоритетной региональной политикой.

Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым: конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику

Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона, наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

В связи с новыми экономическими тенденциями XXI века конкурентоспособность регионов стала рассматриваться как самостоятельная теоретическая и практическая проблема регионального развития.

При анализе конкуренции чаще всего авторы выделяют в формулировках такие критерии, лежащие в основе рассматриваемой категории, как способность:

− достижения высокого уровня жизни населения региона;

− достижения более высокого валового регионального продукта на душу населения;

− реализации экономического потенциала региона;

− создания условий региональным хозяйствующим субъектам для удержания своих конкурентных преимуществ в определённых областях деятельности;

− создания инвестиционной привлекательности региона;

− производить товары и услуги, конкурентоспособные на рынках.

Анализ приведённых критериев свидетельствует о разноаспектности авторских определений рассматриваемого понятия. Отсутствие единого подхода к формированию определения этой сложной категории затрудняет понимание её объективной сущности.

 

1.2 Факторы конкурентоспособности  регионов

Большинство исследований и литературы ставит на первое место в качестве движущей силы региональной конкурентоспособности какие-либо из следующих факторов:

1) кластеры;

2) человеческий капитал;

3) имеющиеся предприятия  и сети;

4) инновации/региональные  инновационные системы;

5) управление и институциональный  потенциал;

6) отраслевая структура  и тип предприятий;

7) инфраструктура (в широком  понимании);

8) типология регионов  и уровень интеграции предприятий;

9) интернационализация и  характер прямых иностранных  инвестиций (ПИИ);

10) географическое положение;

11) инвестиционная привлекательность.

Тем не менее, не следует забывать о том, что предпосылки для региональной конкурентоспособности создаются на национальном уровне. В действительности, для придания устойчивости региональному развитию необходимо создание благоприятных условий, таких как макроэкономическая среда, стимулирующая рост, создание рабочих мест и стабильность, и налоговая и правовая системы, поощряющие развитие бизнеса и создание рабочих мест.

  1. Кластеры.

Конкурентным преимуществом компаний в рамках новой экономики является усиление специализации, приводящее к большей степени взаимной зависимости с другими фирмами, организациями, поставщиками. Вследствие этого фирмы все более часто становятся частью сетей или кластеров, в рамках которых они, в числе прочего, могут получить преимущество от объединения ресурсов и обмена информацией. Более конкретно, промышленные кластеры можно определить как фирмы, работающие в связанных отраслях.

Кластеринг предоставляет фирмам доступ к большему количеству поставщиков и специализированных услуг поддержки, опытным и квалифицированным резервам рабочей силы и обмену информацией (формальному и неформальному).

Кластеры имеют большое значение в рамках регионального развития и для региональной конкурентоспособности, поскольку региональные экономики часто являются в различной степени специализированными. Поэтому конкурентные преимущества регионов лучше всего рассматривать с точки зрения конкурентных преимуществ конкретных отраслей в рамках региона в результате кластеринга. Более того, кластеры создают эффект снежного кома, ведь они привлекают не только аналогичные, но и взаимодействующие предприятия, которые, в свою очередь, также создают кластеры. Многочисленные исследования показываю позитивное влияние кластеринга на экономическое развитие и производительность.

  1. Человеческий капитал.

Уровень квалификации и структура населения данного региона оказывают следующее влияние на его конкурентоспособность:

  • Влияют на тип промышленности, возникающий в регионе и тип производимой продукции.
  • Инновационный потенциал региона. Качество человеческих ресурсов является важнейшим фактором, определяющим появление и распространение новых технологий и предпосылкой роста потенциала экономики соответствующего региона по восприятию инноваций.
  • Предпринимательский менталитет населения. Способность региона рождать предпринимателей зависит от таких факторов как возраст населения и предпринимательская культура/культура принятия рисков, сложившаяся в регионе. Это, в свою очередь, влияет на количество создаваемых МСП и таким образом динамизм и конкурентоспособность экономики региона.
  • Эффективность рабочей силы. Возраст населения и социальные параметры в действительности могут оказать реальное влияние на рабочую силу. Имеется в виду, например, гибкость рабочей силы, роль женщин на рынке труда, культура труда и т.д.
  • Жизнеспособность региона. Средний возраст трудоспособного населения, темпы роста (или снижения) численности населения и миграционные потоки являются факторами, значительно влияющими на развитие и конкурентоспособность региона. Например, в ЕС, регионы, характеризующиеся пожилым трудоспособным населением и негативными демографическими тенденциями, считаются отсталыми и обычно имеют низкий уровень доходов и высокий уровень безработицы.
  • Инновационный потенциал региона. Качество человеческих ресурсов является важнейшим фактором, определяющим появление и распространение новых технологий и предпосылкой роста потенциала экономики соответствующего региона по восприятию инноваций.
  1. Имеющиеся предприятия и сети.

Среда или условия определяются как территориальная система, открытая для внешнего мира и интегрирующая ноу-хау, нормы и связанный капитал. Среда связана с группой факторов и ресурсами – как человеческими, так и материальными.

Сети являются ключевым элементом в создании и развитии территориальной среды, поскольку связывают различных факторов, участвующих в процессе развития региона. Качество и тип сетей влияют на способность региональных факторов адекватно реагировать на внешние стимулы. Сети могут быть разного типа. Они могут быть как формальными (сетевые структуры предприятий, институциональные сети), так и неформальными. В их задачи может входить производство, обмен информацией, или передача ноу-хау, или сочетание всех трех функций. Как бы то ни было, они являются передаточным звеном между фирмами и средой, с которой те контактируют.

Информация о работе Факторы конкурентоспособности регионов