Финансовые результаты предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Целью данной работы является раскрытие понятия доходов и расходов предприятия для выявления финансового результата деятельности предприятия, раскрытие основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а именно прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
Глава 1. Доходы и расходы предприятия……………………………………...
1.1. Расходы предприятия и их классификация……………………………..
1.2. Доходы предприятия и их классификация……………………………...
Глава 2. Прибыль предприятия………………………………………………....
1.1. Экономическая сущность прибыли……………………………………...
1.2. Формирование прибыли на предприятии……………………………….
1.3. Распределение использование прибыли……………………………….
Глава 3. Рентабельность ………………...……………………………………...
3.1. Понятие рентабельности и её показатели………………………………...
3.2. Факторы, влияющие на уровень рентабельности………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 526.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Рентабельность предприятия

3.1. Понятие рентабельности и её показатели.

В рыночной экономике выживают и  успешно функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной  вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию  и не производят больше, чем можно  продать. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности  своей деятельности на основе рационального  использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности производства, улучшения качества реализуемой  продукции.

В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит  финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль.

Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование  которых принесло экономическую  выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность  полученного эффекта.

Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать  соотношение эффекта (прибыли) с  имеющимися или использованными  ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и  прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного сравнения  можно также объяснить тем, что  многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные  объёмы товарооборота, разные издержки.

Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия используют относительные  показатели — показатели рентабельности (доходности, прибыльности).

Рентабельность — показатель хозяйственной деятельности предприятия, характеризующий прибыльность производственной деятельности за определенный период.

Экономическая сущность рентабельности заключается в том, что она показывает полученную прибыль на рубль затрат.

Рентабельность  измеряется с помощью целой системы  относительных показателей, характеризующих  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и  услуг. Показатели рентабельности более  полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение  эффекта с вложенным капиталом  или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности  деятельности предприятия и как  инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Среди наиболее важных и часто используемых можно выделить следующие показатели рентабельности.








 


 

Рентабельность производства

Рассчитывается  как отношение прибыли за отчетный период (за год) к среднегодовой стоимости основных средств (производственных фондов) и нормируемых оборотных средств.

 

Данный показатель рентабельности характеризует эффективность использования предприятием основных и оборотных средств.

Рентабельность производства является одним из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятия, а также конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг.

Рентабельность продукции

Данный показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.

 

Эта формула показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Применение  этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных  аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, при внедрении в производство новых видов продукции, при снятии с производства неэффективных изделий.

Рентабельность продаж

Одним из наиболее объективных показателей, характеризующих единство тактических  и стратегических целей развития предприятия, является рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение прибыли от реализации к выручке:

 

Данный  показатель характеризует прибыль, которую получает предприятие с каждого рубля реализованной продукции.

Рентабельность  продаж отражает способность предприятия  контролировать себестоимость реализованной  продукции и его успехи в политике ценообразования.

На величину рентабельности продаж оказывают влияние  различные факторы. Основными факторами снижения рентабельности являются: рост затрат на производство и реализацию продукции; падение объемов реализации.

В первом случае тщательному анализу необходимо подвергнуть структуру затрат в  себестоимости, чтобы выявить причину  ее роста. В себестоимости продукции  нужно выделить наиболее весомые  и растущие статьи, после чего —  проанализировать возможность и  необходимость их сокращения без  ущерба для производства.

Во втором случае следует сосредоточить внимание на маркетинговых факторах, а также  качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает все аспекты деятельности предприятия — производство, маркетинг и сбыт.

Рентабельность активов

Важнейшим показателем является показатель рентабельности активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:

 

где - средняя величина активов предприятия за период.

Этот  показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, направленного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде.

Причинами ухудшения рентабельности активов  могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Если  на ухудшение показателя в большей  степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Рентабельность собственного капитала

Важную  роль в финансовом анализе играет показатель рентабельности собственного капитала. Он характеризует наличие  прибыли в расчете на вложенный собственниками данного предприятия (акционерами) капитал. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала:

 

Если  сопоставить рентабельность активов  и рентабельность собственного капитала, то это сравнение покажет степень использования данным предприятием финансовых рычагов (займов и кредитов) с целью повышения уровня доходности.

Отдача  собственного капитала повышается, если удельный вес заемных источников в общей сумме источников формирования активов возрастает.

Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акций предприятия на бирже, однако следует учитывать, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене. Поэтому высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала.

3.2. Факторы, влияющие на уровень рентабельности

В течение  производственного цикла на уровень  рентабельности влияет ряд факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние факторы.

Факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, называются внутренние факторы. Их можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя

  • снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.;
  • природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей. Например, химической, машиностроительной и д.р. отраслей, и влекут за собой значительные издержки.
  • штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом.
  • косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников.
  • управление собственным и заемным капиталом на предприятии, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия  оказывают косвенное воздействие  и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся

  • географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д.
  • конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар.
  • ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики.
  • государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эффективность производственной, инвестиционной и  финансовой деятельности предприятия  выражается в достигнутых финансовых результатах.

Финансовый  результат – главный критерий оценки деятельности для большинства предприятий. Насколько привлекательны финансовые результаты фирмы, настолько стабильно ее текущее и перспективное финансовое состояние.

Конечный  финансовый результат деятельности предприятия складывается из следующих  составляющих:

- доходов  и расходов по обычным видам  деятельности;

- операционных  доходов и расходов;

- внереализационных  доходов и расходов;

- чрезвычайных  доходов и расходов.

Финансовый  результат в виде прибыли используется на платежи в бюджет и другие цели.

Прибыль – это часть чистого дохода, который получает предприятие после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.

Текущие расходы и затраты покрываются  за счет нераспределенной прибыли, если предприятие не образует фонды специального назначения. Если же в учетной политике предприятия предусматривается образование фондов специального назначения (фондов потребления и накопления), то покрытие текущих расходов осуществляется за счет данных фондов.

Рентабельность  – показатель, характеризующий эффективность  работы в целом, и более полно, чем прибыль отражает окончательные  результаты хозяйственной деятельности.

 

 

 

Список  литературы

  1. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / О.М. Фокина, А.В. Соломка. –М: Кнорус, 2010
  2. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  3. Экономика предприятия: Учебное  пособие / Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э.,  Унгаева И.Ю. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004
  4. Экономика предприятия : учебное пособие / И. С. Большухина; под общ. ред. В. В. Кузнецова. – Ульяновск : УлГТУ, 2007
  5. Экономика предприятия: Учебник для вузов / И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько. – М.: Дрофа, 2003
  6. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. – М.: ИНФРА – М, 2010

 


Информация о работе Финансовые результаты предприятия