Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 16:05, курсовая работа
Итак, целью данной работы является изучение фискальной политики и её особенности в Республике Беларусь. В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание финансовой политики; обозначить принципы, механизмы и инструменты воздействия фискальной политики на хозяйственную систему общества; провести анализ современной фискальной политики в Республике Беларусь; указать объективные причины необходимости реформирования существующей фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством Республики Беларусь в настоящее время, а также возможные пути дальнейших усовершенствований в области фискальной политики.
Введение…………………………………………………………………………....….4
1.Теоретические аспекты фискальной политики……………………………….…..5
1.1 Понятия,цели и методы фискальной политики…………………….………....5
1.2 Инстументы фискальной политики……………………………………………6
1.3 Виды фискальной политики………………………………….………………...8
2.Механизмы фискальной политики………………………………………………..13
2.1 Дискреционная фискальная политика…………………………………...........13
2.2 Недискреционной фискальная политика………………………………...…...19
3.Фискальная политики в Республике Беларусь……………………………….......22
3.1 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………….…….22
3.2 Анализ фискальной политики Республики Беларусь………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………....31
Список использованной литературы…………………………………………….….33
Для достижения этих целей потребуется поэтапная реализация комплекса мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики [17, c.14-19].
3.2 Анализ фискальной политики в Республике Беларусь
Основными недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране фискальной политики являются ее характер, сдерживающий производственно–инвестиционную активность товаропроизводителей. Наблюдается слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде с денежно–кредитной политикой.
Сильный налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает налоговые поступления в бюджет, способствует сдерживанию притока прямых зарубежных инвестиций, утечке отечественного капитала из страны. Значительная доля доходов населения в настоящее время формируется в негосударственном секторе экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, а практика изъятия их части в административном порядке для финансирования государственных расходов исключена. Только посредством налогов население на постоянной основе участвует в формировании доходов государственного бюджета.
К наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести:
- отсутствие системного подхода
в формировании концепции налог
- высокий уровень фискального
изъятия за счет применения
налоговых и параналоговых
- нестабильность налогового
За последние годы в Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:
- Принят Налоговый кодекс - основной документ, регламентирующий сферу налоговых отношений;
- Сокращено значительное число индивидуальных налоговых льгот и преференций;
- Снижена ставка основного бюджетообразующего налога НДС-до 18%;
- Происходит постепенное уменьшение ставок оборотных налогов и налогов на заработную плату, упрощается механизм их исчисления и уплаты.
Эти мероприятия позволили реально сократить общую налоговую нагрузку по текущим налоговым доходам по сравнению с предыдущим годом почти на 3% к ВВП, сместить структуру налогообложения в пользу прямых налогов, уменьшить налогообложение фонда оплаты труда за счет налоговых платежей.
В то же время тревожит рост целевых бюджетных и внебюджетных фондов, выпадающих из общей концепции по сокращению уровня изъятия доходов. Основная нагрузка приходится на фонды, механизм исчисления которых предусматривает обложение либо выручки от реализации продукции, либо увеличение себестоимости.
Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать комплексность и целенаправленность в формировании, как системы налоговых платежей, так и прочих неналоговых и целевых изъятий, базирующихся на единой правовой основе.
Требование комплексности состоит в том, что налоги и целевые платежи и отчисления должны быть связаны между собой, органически дополнять друг друга, не противоречить системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент и как инструмент экономической политики в целом.
Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики. Концепция налоговой реформы, на мой взгляд, должна базироваться не на экстенсивном варианте развития (снижение налоговой нагрузки - важный фактор, но не единственный), а определить в качестве приоритетной цель - налоговое регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост.
Выбор приоритетов налогообложения в инновационной сфере должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозируемых ресурсных, спросовых, инфраструктурных и других ограничений развития промышленного производства в целях обеспечения устойчивых конкурентоспособных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. В то же время недостаточная разработка механизмов налогообложения инновационной деятельности Республики Беларусь в условиях реализации стратегии устойчивого экономического развития, оценки экономических последствий применяемых мер налогового регулирования затрудняет определение и осуществление общей стратегии налогообложения в стране. Основная задача налогообложения в сфере инновационной деятельности - обеспечение инновационной активности и создание избирательной системы льгот. Предоставление различных преференций субъектам инновационной деятельности предполагает дифференциацию и должно быть обусловлено расширением объемов производства конкурентоспособной продукции. Инновационные льготы должны быть гибкими, для чего необходимо осуществлять постоянный мониторинг используемых рычагов применительно к различным субъектам хозяйствования и направлениям деятельности [8, c. 380].
От бюджетной политики государства, являющейся ключевым звеном политики экономической, во многом зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности страны, и степень финансовой активности на международной арене, и даже возможности предпринимательской деятельности. Благодаря ее умелому проведению удается сосредоточить финансовые ресурсы на приоритетных и общественно необходимых участках развития. Госбюджет может быть и средством преодоления провалов экономики, и их источником.
Самая большая трудность — совместить эти противоречивые, но взаимосвязанные функции при наличии и давлении особых интересов различных социальных групп. Любое правительство постоянно стоит перед выбором, чему отдать предпочтение: экономическому росту и эффективности или равенству и справедливости, накоплению или потреблению, непосредственному участию в производственном процессе или косвенному воздействию на рыночные стимулы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания курсовой работы можно сделать следующие выводы.
1) Фискальная (налогово-бюджеетная) полиитика — представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета. Инструментами фискальной политики выступают государственные закупки, налоги и трансферты. Данная политика делиться, в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации, на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
2) Особенностями бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь является упор на максимальное обеспечение социальной защищённости всех слоёв населения, которое достигается путём использования бюджетных средств и упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Основными задачами бюджетно–налоговой политики в 2011-2015 гг. в соответствии с Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы являются:
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
- оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
- концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
- повышение эффективности управления государственным долгом. Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетной системы заключается в следующем:
- формирование государственного бюджета продолжает осуществляться по методу «от достигнутого». Взаимодействие с ведомствами, регионами и законодательной властью носит характер субъективного торга.
- остается пока недостаточным и качество прогнозирования основных макроэкономических показателей, лежащих в основе бюджета.
- все элементы системы управления государственными финансами функционируют с низкой степенью эффективности
- до сегодняшнего дня сохраняется широкое использование целевых бюджетных фондов и механизмов связанного кредитования как инструментов бюджетного финансирования, что крайне неэффуктивно.
- до сих пор доходы и расходы государства в национальной и иностранной валютах планируются и учитываются раздельно
- качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно-ревизионными органами Министерства финансов, так и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным.
- управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов.
Подводя итоги рассмотрения фискальной политики, я пришла к выводу, что всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста.
Таким образом, влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономику страны очевидно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон «О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2012 год» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. РБ.
2. Закон «О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. РБ.
3. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003.
4. Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей вузов.-Мн.: Амалфея, 2008. – 24 c.
5. Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А.Лутохина.-Мн.: ИВЦМинфина, 2005. – 32 c.
6. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие / Т.Ю.Матвеева. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 59 c.
7. Макроэкономика: Учеб.пособие/ Под ред. М.И. Плотницкого .-М.: Новое знание, 2004. – 47-50 c.
8. Макроэкономика: учебник для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского.-Мн.: ТетраСистемс, 2010. – 380 с.
9. Налоги и налогообложение в Республике Беларусь.- Гомель: ГГТУ им.П.О.Сухого, 2006
10. Основные положения Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011 – 2015
годы. [Электронный ресурс].Доступ: www.economy.gov.by/nfiles/
11. Теория финансов / Н.Е.Заяц и др.-Мн.: БГЭУ, 2006
12. Финансы: учебник / отв. ред. В. В. Ковалев.-М.: Проспект, 2010.-926 с.
13. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика:
8-ое изд., - Минск: Дело и сервис, 2007г.
14. Ивашевский С.Н. Макроэкономика:
учебник. – 2-е изд., испр., доп. – Москва:
Дело, 2002.
15. Краткий экономический словарь.
- 4 изд. – Минск: Ин-т новой экономики, 2008г.
16. Соколовский Л.Е. Подоходный
налог и экономическое поведение. Экономика
и математические методы: Вып. – Минск,
2010. – с. 267.
17. Шулейко, О.Л. Фискальные инструменты
антикризисного макроэкономического
регулирования/О.Л.Шулейко//