Франчайзинг: сущность, организация и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру франчайзинга и определить перспективы развития франчайзинга в России.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы франчайзинга;
Рассмотреть историю развития франчайзинга;
Изучить анализ и структуру франчайзинга;
Определить состояние франчайзинга в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Франчайзинг как комплексная экономическая категория
Теоретические основы франчайзинга: понятие и сущность
Классификационные признаки франчайзинговых систем
История развития франчайзинга в России и в мире
Анализ и структура франчайзинга: Мировой и Отечественный опыт
Зарубежный опыт использования франчайзинга
Формирование франчайзинга в России
Российская модель франчайзинга: сильные и слабые стороны
Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России
Состояние франчайзинга в России. Барьеры развития франчайзинга в России
Организационные и правовые сложности развития франчайзинга в России
Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации
Заключение……………………………………………………………….
Список используемых источников……………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая моя один из вариантов.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

 Образовательные  проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области.

 Решение  образовательных проблем связано  с необходимостью создания сети  учебных и консультационных центров  по франчайзингу, что требует  решения чисто экономических  проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.

 Как видно  из сказанного выше, взаимосвязь  экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных  проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других. [34]

 Экономические  проблемы франчайзинга 

 Важнейшей  экономической проблемой франчайзинга  в России становится отсутствие  стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

 Последнее  десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.

 Франчайзинг,  как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух  типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.

К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели  обладают подобным капиталом.

 Попытка  получить стартовый капитал в  виде банковского кредита также сталкивается с рядом проблем:

    • уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным;
    • существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

 Организационно-правовые  проблемы

Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее  время концентрируются в области  права. Это вызвано тем, что франчайзинг  как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.

 В современной  правовой системе России термин "франчайзинг" встречается  только один раз, в 54 главе  Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.

Однако самый  поверхностный анализ позволяет  утверждать:

"коммерческая  концессия" значительно уже  понятия "франчайзинг";

 Франчайзинг  в нашей стране приходится  базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на "обходных" правовых схемах.

 Все это  затрудняет использование франчайзинга  в отечественной экономике. 

Повышение эффективности  и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в  законодательство.

 Ими необходимо  достичь следующих целей [30]:

    • Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
    • Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
    • Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

 Все три  цели тесно связаны между собой. 

Федеральный закон  РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:

    • основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
    • понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
    • отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
    • порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширит<

Информация о работе Франчайзинг: сущность, организация и структура