Функции аппарата управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 14:17, реферат

Описание работы

В современных быстроменяющихся социально-политических и экономических условиях перед предприятием встает задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, наращивания своего потенциала. Эта задача может быть решена только на основе значительного повышения эффективности применяемых процессов и методов управления. Очевидно, что требуемый уровень и качество управления производством не может быть достигнуто без создания необходимой теоретической и методической базы, включающей в себя надежные и обоснованные управленческие механизмы, отражающие реальные цели стратегии и тактики управления

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Функции аппарата управления предприятием…………………………….....4
2. Понятие организационной структуры предприятия…………………….......5
3. Структуры управления предприятием…………………………………….....7
4. Линейная структура……………………………………………………….…...9
5. Функциональная структура.…………………………………………………...9
6. Линейно-функциональная структура…..……………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы…………………...………………

Файлы: 1 файл

Реферат Управление предприятием.docx

— 33.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Функции аппарата управления предприятием…………………………….....4

2. Понятие организационной структуры предприятия…………………….......5

3. Структуры управления предприятием…………………………………….....7

4. Линейная структура……………………………………………………….…...9

5. Функциональная структура.…………………………………………………...9

6. Линейно-функциональная структура…..……………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы…………………...……………………………………….....13

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            В условиях рыночных отношений обеспечить промышленному  предприятию эффективное функционирование и конкурентные преимущества может  только эффективная система управления его производственной деятельностью. Сегодня предприятие само должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта и многое другое, уметь быстро, а главное правильно реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде, и в соответствии с ними корректировать свою деятельность. А это означает, что руководство предприятия всегда должно искать новые оригинальные ходы в управлении.

            В современных быстроменяющихся социально-политических и экономических  условиях перед предприятием встает задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, наращивания своего потенциала. Эта задача может быть решена только на основе значительного повышения эффективности применяемых процессов и методов управления. Очевидно, что требуемый уровень и качество управления производством не может быть достигнуто без создания необходимой теоретической и методической базы, включающей в себя надежные и обоснованные управленческие механизмы, отражающие реальные цели стратегии и тактики управления. В свою очередь, такая база может быть создана только на основании глубокого изучения реально происходящих на предприятиях процессов производства и управления, их характера, направленности и динамики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Функции аппарата управления предприятием

            Управление представляет собой централизованное воздействие  на коллектив людей с целью  организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана  с процессами разделения труда на предприятии.

          Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия.

           К общим функциям управления относятся:

  • Планирование - это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели;
  • Организация - это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, или право использовать ресурсы предприятия;
  • Мотивация (активизация) - это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе;
  • Контроль и учет - это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.

        Современный аппарат  управления имеет в своем арсенале методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления.

        Комплекс распорядительных актов по руководству хозяйственной  деятельностью представляет собой  организационно-распорядительный метод управления. Положения, инструкции и другие служебные документы, определяющие функции, права и персональную ответственность должностных лиц и производственных коллективов, являют собой нормы административного воздействия.

        Социально-психологические  методы управления - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия  на психологию людей.

           Организацию и управление работой предприятия осуществляет аппарат управления. Структура аппарата управления предприятием определяет состав и взаимосвязь его подразделений, а также характер возложенных на них функций. Поскольку разработка такой структуры связана с установлением перечня соответствующих подразделений и штата их работников, менеджер определяет взаимоотношения между ними, содержание и объем выполняемых ими работ, права и обязанности каждого работника. С точки зрения качества и эффективности управления выделяют следующие основные типы структур управления предприятием:

  • иерархический тип, к которому относятся линейная организационная структура, функциональная структура, линейно-функциональная структура управления, штабная структура, линейно-штабная организационная структура, дивизиональная структура управления;
  • органический тип, включающий бригадную, или кросс-функциональную, структуру управления; проектную структуру управления; матричную, или программ но-целевую, структуру управления.

 

2. Понятие организационной структуры предприятия

            Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

           Структура организации  определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных  частях организации. Она устанавливает  ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

           С понятием структуры  организации тесно связано понятие  об иерархических взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

           Иерархия  представляет собой, по-видимому, общую  закономерность природы. Принцип иерархической  структуры - является также главным  принципом общей теории систем.

          Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным источником власти. Власть - это способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.

          Власть  служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации  и их ориентации на достижение общей  цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контроля за результатами деятельности организации.

          Традиционное  представление об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концепциями. Примером является принцип признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет- это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован). Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели “человеческих отношений”.

           Не мало важное значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно примыкает к концепции иерархической структуры организации и ее деления на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.

            В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.

            Однако  с развитием специализации и  усложнением предприятий это  представление о центральных  службах претерпело серьезные изменения. Они стали играть значительно  более важную роль, обеспечивая руководству  сервис, информацию и даже управление другими подразделениями организации. С увеличением роли центральных служб прежние четкие и простые взаимоотношения между линейными и центральными службами стали невозможными.

           Рассмотренные принципы структуры, иерархии, административной власти, специализации, объема контроля и взаимоотношений линейных и центральных служб в значительной мере вытекают из традиционной теории организации, где главное внимание уделялось наиболее эффективному распределению работы по группам. Принимая за исходный пункт общие цели организации, эта теория стремилась определить отдельные задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей.

 

3. Структуры управления предприятием

            На современных  предприятиях наиболее распространена иерархическая структура управления. Такие структуры управления были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными Ф.Тейлором в начале XX в. Немецкий социолог М.Вебер, разработав концепцию рациональной бюрократии, дал наиболее полную формулировку шести принципов.

            Принцип иерархичности  уровней управления, при котором  каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим уровнем и подчиняется  ему.

            Вытекающий из предыдущего  принцип соответствия полномочий и  ответственности работников управления месту в иерархии.

            Принцип разделения труда на отдельные функции и  специализации работников по выполняемым  функциям.

            Принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками  своих обязанностей и скоординированность  различных задач.

           Принцип, вытекающий из предыдущего — обезличенности выполнения работниками своих функций.

           Принцип квалифицированного отбора, в соответствии с которым  найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными  требованиями.

           Организационная структура, построенная в соответствии с  этими принципами, получила название иерархической или бюрократической  структуры.

           Всех сотрудников  можно дифференцировать на три основные категории: руководители, специалисты, исполнители.

           Руководители — лица, выполняющие главную функцию (ГФ) и осуществляющие общее руководство предприятием, его службами и подразделениями.

        Специалисты — лица, выполняющие основную функцию (ОФ) и  занятые анализом информации и подготовкой  решений по экономике, финансам, научно-техническим и инженерным проблемам и т.д.

         Исполнители — лица, выполняющие вспомогательную функцию (ВФ), например, работу по подготовке и  оформлению документации, хозяйственную  деятельность.

        В структуре управления различных предприятий много  общего. Это дает возможность менеджеру в определенных пределах использовать так называемые типовые структуры. Необходимым условием при этом должен быть учет специфики производства продукции предприятия, для которого разрабатывается вариант организационной системы управления.

 

4. Линейный тип организационной (тип прямого подчинения)

            В основу данного  варианта структуры управления положен  принцип единоначалия, который предполагает предоставление руководителю широких прав и полномочий для выполнения его функций. Менеджер имеет право единолично принимать решения по управлению подразделением и несет персональную ответственность за деятельность коллектива. Сам менеджер обычно подчинен вышестоящему органу управления. Однако руководитель этой начальственной структуры не имеет права без разрешения непосредственного руководителя (менеджера) отдавать распоряжения его подчиненным 

         Достоинства структуры:

  • четкая система взаимных связей
  • ясная ответственность
  • быстрая реакция и обратная связь в ответ на указания вышестоящего руководства.

Информация о работе Функции аппарата управления предприятием