Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 13:39, контрольная работа
На переходном этапе развития при создании новой экономической и правовой базы неуклонно возрастает значение проблемы профессионализма менеджеров и лиц, принимающих решения, их психологической готовности к успешной реализации управленческих решений.
Важной составной управленческой деятельности является определение совокупности принципов и механизмов, на которых должен базироваться процесс формирования и реализации управленческих решений. Особенность управленческого решения заключается в том, что здесь цена ошибки очень высока.
Капитал. Для хорошей прибыльной работы предприятия ему необходим собственный капитал, т.е. оплаченный капитал, прибыль и другие доходы. Капитал основной, включающий стоимостную оценку всего имущества, срок амортизации которого превышает один год, а также капитал инвесторов (банков, акционеров, частных лиц).
Трудовые ресурсы. Обеспечение фирмы трудовыми ресурсами соответствующей квалификации, способными выполнить поставленные задачи.
Государство. Обеспечивает эффективную работу предприятий с различными формами собственности за счет разработки таких законов, включая налоговую политику, которые отвечали бы интересам предпринимателей, государства и обеспечивали стабильность развития экономики.
Потребители. Продукция предприятия производится не потому, что важен сам процесс производства, а ради того, чтобы ее покупали потребители. Именно потребители определяют, какие товары и услуги им необходимы и по какой цене они будут реализовываться. Следовательно, предприятие должно вести постоянную работу в поисках своего потребителя, своей рыночной ниши.
Конкуренты. Конкуренция предполагает постоянное соперничество и борьбу за достижение лучших результатов работы на конкретном поприще. Конкуренция относится к внешнему фактору по отношению к организации.
Менеджер (руководитель) осуществляет деятельность, которая должна быть направлена на детальное изучение действий конкурентов, рынка, потребностей потенциальных покупателей.
Факторы косвенного воздействия на управлением трудовым коллективом оказывают не меньшее влияние, чем факторы прямого воздействия. Однако факторы косвенного воздействия более мощны по своей структуре и предугадать их действие можно, опираясь на практический опыт и интуицию, так как руководитель организации не всегда располагает соответствующей информацией и ему приходится прогнозировать эти процессы.
К факторам косвенного воздействия относятся:
Техника и технология. Предприятия не могут успешно работать, если не будут достаточно полно учитывать уровень развития техники и технологии, который одновременно является как внутренней переменной, так и внешним фактором. Именно уровень развития техники и технологии определяет все нововведения в части производства новых видов продукции, способствующей быстрой переналадке производственного процесса. Движущим мотивом в применении новой техники и технологии является конкуренция.
Состояние экономики. Состояние развития экономики является определяющим фактором и может оказать решающее воздействие на привлечение капитала для предприятия; может влиять на предприятие как положительно, так и отрицательно.
Социокультурные факторы. Любой коллектив функционирует, как правило, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, в решающей степени влияют на плодотворную деятельность этого коллектива. Социокультурные факторы воздействуют не только на взаимоотношения внутри данного коллектива, но и являются определяющими при производстве продукта и повышении его качества.
Политические факторы. Политическая обстановка в конкретном государстве определяет отношение к нему не только других государств, но и оказывает существенное воздействие на поведение менеджеров разных уровней управления. Наличие стабильного демократического общества, его правительства создают условия для эффективного действия факторов как прямого, так и косвенного воздействия, а также всех социокультурных факторов. Руководители в данном случае остро реагируют на политику налогообложения, налоговых льгот и пошлин, систему ценообразования, стандарты на охрану окружающей среды и т.д.
Отношения с местными органами управления. Правовые отношения руководителей предприятий с местными органами управления, допустим в нашем государстве, являются предметом особой озабоченности и фундаментальных исследований данной проблемы. Желательным является установление доброжелательных и справедливых отношений.
Международное окружение. Международное окружение обусловлено действием множества факторов (экономика, культура, количество и качество трудовых ресурсов, материальное обеспечение, стабильность, уровень НТП, законы). Руководитель должен учитывать эти факторы при управлении трудовым коллективом при осуществлении функций планирования, организации, контроля и стимулирования. Но, прежде всего, при организации управления коллективом каждый руководитель должен предусмотреть этапы глобального анализа окружения:
В реальном мире суть процесса управления намного сложнее, чем может показаться, если исходить из приведенного выше описания управленческих функций. В сущности, более реальную картину функций управленческого персонала можно создать, если рассматривать их с точки зрения процесса. Процесс управления — это комплекс текущих решений и различных видов деятельности, которыми занимаются менеджеры, планируя, организуя, руководя и контролируя. Это означает, что при выполнении менеджерами своей работы (иными словами, при исполнении ими управленческих функций), деятельность, которой они занимаются, зачастую носит постоянный, продолжающийся характер, т.е. является процессом. При этом в процессе выполнения управленческим персоналом функций планирования, организации, руководства и контроля нельзя выделить какой-нибудь отдельно взятый "отрезок", имеющий четко выраженное начало и конец. В ходе управления менеджер нередко занимается работой, которая частично заключается в планировании, частично — в организации, частично — в управлении и контроле; довольно часто эти функции выполняются в абсолютно другом порядке.
Подход к описанию работы управленческого персонала с точки зрения функций и процесса сохраняет свою популярность, потому что он отличается простотой и четкостью. Пользуясь этим способом, несложно ответить на вопрос о том, в чем заключается работа управленческого персонала. Менеджеры планируют, организуют, руководят и контролируют работу организации непрерывно принимая решения и занимаясь определенными видами деятельности. Однако охватывает этот ответ не охватывает все аспекты деятельности менеджеров. Один из известных исследователей менеджмента Генри Минцберг (Henry Mintzberg) также ответил бы на этот вопрос отрицательно и возразил бы, что четче всего можно описать работу менеджеров, основываясь на том, какие ролевые установки они выполняют в процессе своей деятельности.
В конце 1960-х годов Минцберг провел детальное исследование работы пяти менеджеров высшего звена. Полученные им результаты опровергли некоторые концепции работы управленческого персонала, которые долгое время считались незыблемыми. Так, например, в отличие от преобладающих представлений того времени, что менеджеры — это в основном мыслители, скрупулезно и систематически обрабатывающие информацию, прежде чем принять то или иное решение, Минцберг обнаружил, что люди, работу которых он исследовал, часто занимались самыми разными видами деятельности, на которые нередко затрачивали совсем немного времени. На долгие размышления у них просто не было времени, поскольку им постоянно приходилось переключаться на другое. Половина действий исследуемых менеджеров продолжалась не больше девяти минут. Сделав этот вывод относительно работы управленческого персонала, Минцберг составил также схему классификации деятельности, основанную на собранном им фактическом материале.
Минцберг пришел к заключению, что существует 10 различных, но находящихся в глубокой взаимосвязи ролевых установок управленческого персонала. Термином ролевые установки управленческого персонала определяются различные категории поведения менеджеров.
Как показано в таблице 1, Минцберг объединил 10 ролевых установок управленческого персонала в три основных типа: межличностные, информационные и ролевые установки, связанные с принятием решений.
Ото всех менеджеров требуется исполнять обязанности, связанные с работой с людьми (как их подчиненными, так и с людьми вне организации), а также другие обязанности, церемониальные и символические по своей природе. Это — межличностные ролевые установки. Когда президент колледжа вручает дипломы или фабричный мастер проводит экскурсию для группы студентов, они играют роль номинального, или формального, главы. Кроме того, все менеджеры исполняют роль руководителя. Эта ролевая установка включает наем, обучение, мотивацию служащих и контроль над их дисциплиной. Третья роль в пределах межличностной группы — роль связующего звена. Минцберг описал эту деятельность как контакт менеджера с внешними источниками, которые обеспечивают его информацией. Эти источники — отдельные лица или группы — могут существовать как в пределах организации, так и вне ее. Так, коммерческий менеджер, получающий информацию от менеджера по персоналу своей же компании, осуществляет внутренние связи. Если тот же коммерческий менеджер совещается с другими коммерческими менеджерами на встрече представителей торговых компаний, он осуществляет внешние связи.
Таблица 1
Ролевые установки управленческого персонала по Г. Минцбергу
Роли |
Описание |
Примеры деятельности |
1 |
2 |
3 |
Межличностные ролевые установки | ||
Номинальный глава |
Символический глава; обязан исполнять ряд постоянных обязанностей правового или социального характера |
Прием посетителей; подписание юридических документов |
Лидер |
Отвечает за мотивацию и активизацию работы подчиненных; отвечает за кадровое обеспечение и обучение персонала; выполняет связанные с этим обязанности |
Выполнение практически всех видов деятельности, предполагающих наличие подчиненных |
Связующее звено |
Поддерживает созданную им сеть внешних контактов и источников информации, обеспечивающих помощь и поставляющих информацию |
Получение почты; налаживание внешних связей правления директоров компании; другие виды деятельности, связанные с контактами вне организации |
Информационные ролевые установки | ||
Наблюдатель |
Ищет и получает самую разнообразную специальную информацию (в основном текущего характера), необходимую для всесторонней оценки состояния компании и среды, в которой она находится; представляет "нервный центр", в котором хранится внутренняя и внешняя информация о компании |
Чтение периодических изданий и отчетов; личные контакты |
Распространитель |
Передает информацию, полученную извне или от подчиненных, другим членам организации; часть информации содержит фактические данные, часть предполагает интерпретацию и интеграцию ряда важных позиций по факторам, влияющим на организацию |
Проведение собраний для обмена информацией; передача информации по телефону |
Продолжение Таблицы 1 |
||
Представитель |
Передает информацию о планах организации, политике, действиях, результатах и т.д. за ее пределы; выступает экспертом в отрасли, в которой действует организация |
Проведение собраний правления; передача информации в средства массовой информации |
Ролевые установки, связанные с принятием решений | ||
Предприниматель |
Изучает компанию и среду, в которой она действует, участвует в поиске потенциальных возможностей, инициирует "проекты по усовершенствованию'' для внедрения перемен; руководит разработкой конкретных проектов |
Выработка стратегии и проведение анализа для разработки новых программ |
Ответственный за отсутствие сбоев в работе |
Отвечает за принятие мер в случае, если компания сталкивается с непредвиденными проблемами |
Организация выработки стратегии и анализа для решения проблем и выхода из кризисных ситуаций |
Распределяющий ресурсы |
Отвечает за распределение организационных ресурсов всех видов — практически, принятие или утверждение любых важных организационных решений |
Составление планов; получение разрешений; осуществление любых мероприятий, связанных с формированием бюджета и программ работы подчиненных |
Участник переговоров |
Представляет организацию в ходе важных переговорах |
Участие в переговорах по заключению договоров |
Все менеджеры в той или иной степени исполняют роли, связанные с работой с информацией, а именно с ее получением, сбором и распространением. Как правило, для получения информации вне своей организации они читают прессу и общаются с другими людьми, чтобы изучить изменения вкусов потребителей, планы конкурентов и т.п. Минцберг называет это ролевой установкой наблюдателя. Кроме того, менеджеры служат проводниками информации для других членов организации, выполняя при этом роль распространителя. Если же менеджер представляет свою организацию посторонним, он исполняет роль представителя.
И наконец, Минцберг идентифицировал четыре ролевые установки, связанные с принятием решений. Выступая в роли предпринимателей, менеджеры начинают новые проекты, способные улучшить показатели работы их организации, и контролируют их реализацию. Как ответственные за отсутствие сбоев в работе, менеджеры предпринимают корректирующие действия в ответ на любые непредвиденные обстоятельства. Выполняя роль распределителя ресурсов, менеджеры отвечают за распределение людских, физических и денежных ресурсов. И наконец, менеджеры исполняют роль участника переговоров при проведении переговоров, когда они обсуждают сделки с другими группами, чтобы получить преимущества для своих организаций.
1.2 Сущность и содержание управленческого решения
Термин «управленческое решение» включает организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений. Ряд специалистов под управленческими решениями понимают «продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему». Другие определяют их как «выбор определенного курса действий из возможных вариантов», «выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения» [9, c.24]. В.С. Юкаева считает, что «управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии» [3, c.41].
Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации;-выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей.
Информация о работе Функции решений в методологии управления