Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:25, реферат
Можно выделить восемь основных форм прямого вмешательства государства в процесс ценообразования: общее замораживание цен; установление фиксированных цен и тарифов; установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены; установление предельного норматива рентабельности; установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок; для биржевой торговли и внебиржевого оборота; декларирование цен; установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Формы и методы воздействия государства на цены 4
2 Государственная поддержка цен в сельском хозяйстве 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
К формам косвенного регулирования
цен также можно отнести
- создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;
- эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
- разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
- государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
2 Государственная поддержка цен в сельском хозяйстве
Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства обусловлена его низкой эффективностью по сравнению с другими отраслями экономики:
- длительный период окупаемости инвестиций, особенно направленных на основное средство производства - поддержание необходимого уровня плодородия почв;
- влияние природных, климатических условий (большая часть территории Российской Федерации находится в зоне рискованного земледелия) связывает вероятность окупаемости капитала и получения прибыли большим риском;
- быстрый износ производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах (в животноводстве, птицеводстве, при работе с минеральными удобрениями и т. п.);
- научно-технический прогресс в сельском хозяйстве внедряется и проявляется медленнее, чем в промышленности;
- сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, медленным реагированием на условия и требования рынка – так, при повышении спроса на сельхозпродукцию особенности сельскохозяйственного производства не дают возможности быстро отреагировать и увеличить выпуск продукции;
- в условиях нерегулируемой рыночной экономики, при свободной конкуренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значительно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции.
Совокупность этих факторов:
сезонный характер производства и высокая
фондоемкость; иммобильность материально-
Не стоит забывать и про социальные аспекты. Российская Федерация имеет очень низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности, характеризующийся бездорожьем, малой степенью газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения.
Проведенная приватизация
привела к разрыву
Пути решения проблем
Повышение прибыльности
сельскохозяйственного
- повышением цен на продукцию в целях окупаемости затрат товаропроизводителей;
- искусственным понижением себестоимости производства сельхозпродукции через прямые субсидии на произведенные затраты.
В настоящее время используются следующие механизмы господдержки:
- налоговая политика, осуществляемая путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов, дифференциации в налогообложении производства отдельных видов продукции аграрного комплекса и т.д.;
- денежно-кредитная политика, посредством которой правительство воздействует на денежное обращение. Это меры по льготному и приоритетному кредитованию инвестиционных проектов, льготному страхованию урожая определенных видов сельскохозяйственных культур, особенно в регионах рискованного земледелия;
- бюджетная политика – государственные органы вправе распределять средства бюджета по различным направлениям, выделяя отраслям, социальным группам населения, признанным в данный промежуток времени приоритетными, большие бюджетные ассигнования. Государство осуществляет субсидирование процентных ставок по кредитам для агропромышленных предприятий, формирование федеральных и региональных продовольственных фондов, полное или долевое государственное финансирование, компенсирование затрат по договорам страхования, лизинг;
- ценовая политика в целом осуществляется путем регулирования цен, установления предельных цен на некоторые общественно значимые товары и услуги, предельных уровней рентабельности для предприятий – монополистов и параметров, определяющих величину цен.
- механизм гарантированных цен – в сельском хозяйстве его применяют путем устанавления органами власти цен на уровне, обеспечивающем хозяйствам минимальную рентабельность производства и получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, пороговых (защитных) цен, если цены на внутреннем рынке существенно выше импортных, а сбыт отечественного продовольствия затруднен, мониторинга паритета цен и улучшения их соотношения, закупочных и товарных интервенций, дифференциации транспортных тарифов на перевозки сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- планирование, которому принадлежит особое место в системе господдержки аграрного сектора. Инструментами при этом являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы, имеющие рекомендательный характер. Оно включает прогнозирование, разработку программ и планов различного назначения, позволяющих предсказать положительные последствия принимаемых решений и в необходимой и достаточной мере ограничивающих рыночные отношения;
- дотации из бюджета – ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых, например, дотации к ценам на продукты питания для снижения расходов потребителей;
- поддержка сфер образования, здравоохранения, охрана окружающей среды, социальная политика – поддержка научных исследований по тематике, представляющей интерес для агробизнеса, содействие развитию социальной сферы села (регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда, меры по пенсионному обеспечению, помощь инвалидам, детям, страхование жизни и здоровья селян), меры по защите природы;
- государственный заказ, когда государство выступает крупнейшим прямым заказчиком продукции;
- механизм ограничений и запретов определенных видов экономической деятельности, государственное лицензирование и регистрация;
- внешнеэкономическая политика, предполагающая законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций, валютных ограничений. Это, например, установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в целях защиты отечественных товаропроизводителей и продовольственного рынка.
Налоговая поддержка, в
виде льгот и пониженных налоговых
ставок предоставляется организациям и предпринимателям, «
- Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшие на уплату ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) с доходов, уменьшенных на величину расходов, освобождает от налога на прибыль, на имущество, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией; НДС с операций по договорам о совместной деятельности, договорам инвестиционного товарищества, договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ), НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 35% и 9%).
- Организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, находящиеся на «традиционной» системе налогообложения уплачивают налог на прибыль с 2004 по 2012 год по ставке 0%, с 2013 по 2015 - 18% (3% - в федеральный бюджет, 15% - в бюджеты субъектов РФ), с 2016 - в общем порядке (20%, если ставка не изменится).
- Не являются объектом налогообложения транспортным налогом: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
- Совокупная ставка страховых взносов: 2012 год - 20,2%, 2013-14 – 27,1%.
- Налоговая ставка земельного налога не может превышать 0,3% в отношении земельных участков отнесенных к землям с/x назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для с/x производства.
Основной формой поддержки со стороны государства является бюджетная политика поддержки аграрного сектора. В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» государственная поддержка в форме субсидий предусмотрена по следующим направлениям:
Предоставление субсидий осуществляется также в рамках реализации федеральных программ по развитию агропромышленного комплекса. При этом финансовая поддержка оказывается как за счет средств федерального или региональных бюджетов, так и на принципах софинансирования (федеральный бюджет выделяет субсидии на осуществление каждого мероприятия господдержки при условии, если из регионального бюджета будут предоставлены свои средства на софинансирование по каждому мероприятию). Ярким примером софинансирования является субсидирование процентных ставок по кредитам. Как правило, они возмещаются за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в региональный бюджет, в размере 80% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, при условии возмещения указанных затрат за счет средств регионального бюджета в пределах 20% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора.