Государственное регулирование цен: проблемы и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы выражается в том, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Содержание работы

Введение
1 Государственная политика в области ценообразования
1.1 Методы и меры государственного воздействия на ценообразование
1.2 Проблемы и последствия применения различных методов государственного
регулирования цен
2 Особенности государственного регулирования цен в России
2.1 Государственное регулирование цен в советский период
2.2 Реформа цен в переходной экономике России
2.3 Государственное регулирование цен
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.pdf

— 135.15 Кб (Скачать файл)
Page 1
Образовательное учреждение профсоюзов
высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
Курганский филиал
Финансовый факультет
Направление 230700 «Прикладная информатика»
(профиль «Прикладная информатика в экономике»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)»
на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН:
ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»
Студент
Старший преподаватель
Д.Н. Соколов

Page 2

Содержание
Введение
1 Государственная политика в области ценообразования
1.1 Методы и меры государственного воздействия на ценообразование
1.2 Проблемы и последствия применения различных методов государственного
регулирования цен
2 Особенности государственного регулирования цен в России
2.1 Государственное регулирование цен в советский период
2.2 Реформа цен в переходной экономике России
2.3 Государственное регулирование цен
Заключение
Список использованных источников

Page 3

Введение
Актуальность данной темы выражается в том, что в обеспечении
нормального функционирования любой современной экономической системы
важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей
истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка,
законности, организации национальной обороны, выполняло определенные
функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе
существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и
услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
В современных условиях любое государство осуществляет регулирование
цен, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное
регулирование цен, каковы границы и направления государственного
вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного
государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.
Однако необходимость выполнения государством определенных функций
в экономике не подвергается сомнению. Рыночные принципы предполагают,
прежде всего, приоритет частной собственности перед всеми остальными
формами собственности, господство строго определенных и общепризнанных
норм и правил поведения участников рыночных отношений.
Что касается государственного регулирования цен, оно ни в коем случае
не должно сводиться к тотальному планированию всей экономической
деятельности, как это было при советской экономике, а реализуется в
регулировании с помощью экономических рычагов.
Как показывает опыт, действующая система государственного
регулирования цен прошла длительный и сложный путь становления и
развития.
Рынок,
представленный
самому
себе,
порождает
множество

Page 4

непредсказуемых
проблем,
которые
способны
подорвать
основы
существующего социального порядка и тем самым поставить под вопрос
существование и государства, и экономической системы.
Рынок сам по себе не способен создать и поддерживать сколько-нибудь
устойчивую инфраструктуру экономической системы. В этом плане в РФ
государство играет и продолжает играть существенную роль.
Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики
приобретает особую значимость и актуальность в периоды радикальных
социально-экономических и общественно-политических преобразований.
Новизна данной темы: неизбежность государственного регулирования цен
постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических
проблем.
Практическая значимость данной темы: исследованные вопросы
применяются в повседневной практике многих экономистов по разрешению
различных проблем.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о государственном
регулировании цен и его проблемах последствиях.
Задачами данной работы являются:
Рассмотрение государственной политики в области ценообразовании.
Рассмотреть особенности государственного регулирования цен в России.

Page 5

1 Государственная политика в области ценообразования
1.1 Методы и меры государственного воздействия на ценообразование
Государственное регулирование рынка и цен — совокупность
принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно денежных
отношений: закупка и продажа продукции и услуг; регулирование налогов, цен,
процентных ставок, валютного курса и т.д. Государственное регулирование цен
можно представить как попытку государства с помощью законодательных,
административных и бюджетно-финансовых мероприятии воздействовать на
рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию
экономики в целом.
Необходимость
государственного
вмешательства
в
процессы
ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не
обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности.
В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требуют
определенного вмешательства государства. Роль государства заключается
главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только
роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной
занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.
Государственное регулирование цен можно рассматривать как ода из
направлений макроэкономического регулирования экономики, особое значение
которого проявляется по следующим направлениям:
- поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение
монополизации;
- борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;
- проведение социально ориентированной политики цен;
- обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних
цен.
Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются
исходные принципы и концепции политики цен, а также их законодательное и

Page 6

нормативное обеспечение.
Наряду с макроэкономическим воздействием государства на цены
существует
и
их
регулирование
на
микроэкономическом
уровне.
Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя
контроль над уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий,
предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке;
установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную
значимость;
установление
акцизов
и
субсидирование
отдельных
товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды
продукции;
регулирование
цен
и
таможенных
тарифов
во
внешнеэкономической деятельности и др.
Формы и методы прямого вмешательства государства в процесс
ценообразования
К формам и методам прямого (административного) вмешательства
государства можно отнести следующие:
1 Общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные
группы товаров (отдельные товары). Общее замораживание цен может
Применяться при сильном развитии инфляции для стабилизации уровня цен и в
экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в
экономике, острого дефицита товаров). Замораживание цен на отдельные
группы товаров обычно распространяется на товары (услуги) повседневного
спроса. Так, Федеральная служба по тарифам (до 2004 г. — Федеральная
энергетическая комиссия РФ) замораживает тарифы на электроэнергию сроком
на один год вместо ежеквартально меняющихся тарифов.
2 Установление фиксированных цен и тарифов. Решение о введении и
утверждении таких цен принимается соответствующими органами власти.
Предприятия в случае введения таких цен должны реализовывать свою
продукцию (услуги) по фиксированным ценам.
Фиксированные цены стали одним из основных видов цен при
заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена

Page 7

устанавливается на стадии заключения контракта и не изменяется при
исполнении контракта. Предприятие-изготовитель получает возможности
получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги
предприятий — естественных монополистов. В первую очередь это касается
отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта и
некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными
и муниципальными органами власти.
3 Установление пределов возможного изменения (роста) цен за
определенный период времени или предельного уровня цены, т.е.
максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена
не может подниматься. Например, с 1996 г. в России периодически
утверждаются минимальные цены на продукцию ликероводочной отрасли
промышленности. На социально значимые товары может быть установлен
максимальный предел уровня цены местными органами власти. Это гарантия
населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия
конкуренции.
Многие страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап
регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в
частности на продукты питания, и отказались от этой меры. Рынок полностью
насыщен, существует эффективная конкуренция между производителями и
продавцами, исключен монополизм производи торговцев путем действия
эффективного антимонопольного законодательства.
4 Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае
при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не больше
предельного норматива рентабельности. Эта форма распространена в России и
применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов
для которых нормативы дифференцированы по отраслям и группам продукции.
Также эта форма применяется местными орган власти при регулировании цен
определенных товаров/услуг (например, на вывод бытовых отходов). За

Page 8

рубежом этот метод практически не используется, так как имеет серьезный
недостаток - не заинтересовывает предприятия снижать издержки производства.
В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения
возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
5 Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых
надбавок. Эта форма воздействия используется местными органами
исполнительной власти при регулировании цен предприятий оптовой и
розничной торговли и распространяется только в пределах их территории.
Например, так регулируются наценки на продукцию, реализуемую на
предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах,
средних специальных и высших учебных заведениях, наценки на продукты
детского питания, лекарственные препараты и медикаменты.
6 Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти
может быть введено декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные
виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную
продукцию, сообщают в государственные органы ценообразования сведения
(декларации) о ценах на отдельные виды товаров, об изменении цен с
соответствующей мотивацией и калькуляцией. В свою очередь, органы
ценообразования принимают решение о регистрации указанных цен или
отказывают в их регистрации. С момента регистрации цены субъекты
ценообразования обязаны заключать с потребителями договоры на поставку
продукции по цене, зафиксированной в декларации.
7 Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Если предприятие устанавливает на свою продукцию цену выше
рекомендательной, то по отношению к нему применяется прогрессивное
налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по
завышенным ценам. Эта форма воздействия распространена в США и Японии.
8 Установление паритетных цен, т.е. установление взаимосвязанных цен,
когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на
другие товары.

Page 9

Косвенное
(экономическое)
государственное
регулирование
осуществляется путем регулирования: налогов, денежного обращения и
кредита,
государственных
расходов,
валютного
курса;
проведения
государственных закупок. Государство может влиять на цены через сферу
денежного обращения, принятие и применение антимонопольных законов
путем воздействия на баланс спроса и предложения.
Методами регулирования доходов производителей, продавцов и
покупателей являются субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и
производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение
уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда
бюджетников.
Методами расширения товарного предложения являются изменение
учетной
ставки
банковского
процента,
льготное
кредитование
и
налогообложение, субсидирование и дотирование из бюджета, применение
разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя. Так,
государственное субсидирование — существенный фактор поддержки
малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также
предприятий, находящихся в состоянии кризиса. Это, в свою очередь, оказывает
влияние на стабилизацию цен товаров первой необходимости.
Субсидирование
цен
широко
практикуется
через
систем
компенсационных выплат производителям конкретного вида товаров в целях
возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим
издержки или не приносящим определенного дохода.
Дотируются, как правило, низкорентабельные и убыточные производства,
важные для экономики в целом. Широко распространены дотации
сельскохозяйственного производства. Так, в результате высокого урожая
возникает переизбыток зерна и цены снижаются, не возмещая затрат на
производство. Государство осуществляет интервенцию по закупке зерна т.е.
скупает у сельхозпроизводителей зерно по ценам выше рыночных и удерживает,
таким образом, цены от дальнейшего падения. Такая прибавка к цене и является

Page 10

дотацией государства товаропроизводителям. Зерно, закупаемое государством,
закладывается на хранение и в любой момент; может быть использовано для
стабилизации рынка зерна.
Косвенное воздействие государства на цены осуществляется за счет
разработки и реализации государственными органами специальных программ и
мероприятий. Например:
- государственное финансирование научно-исследователь работ на
разработку и создание новых видов продукции приводит к снижению затрат на
производство и снижению для потребителей;
- государственное стимулирование привлечения в страну иностранных
инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;
- эффективное использование таможенных тарифов, льготных
таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по
дефицитным товарам и др.
Меры косвенного воздействия на процесс ценообразования имеют в
основном макроэкономический характер и представляют собой единое целое с
общей макроэкономической политикой государства.
1.2 Проблемы и последствия применения различных методов
государственного регулирования цен
Государственное регулирование цен осуществляется с помощью
сочетания прямых и косвенных форм и методов.
Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования
(административное регулирование) — это участие государства в лице его
административных органов в формировании уровней, структуры у динамики
цен, установлении определенных правил ценообразования.
Государственное воздействие на их уровень и структуру цен
осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении,
разработке рекомендаций по их обоснованию. Так, государственные органы
управления определяют состав затрат, учитываем в себестоимости продукции

Page 11

(Налоговый кодекс РФ, гл. 25), и расходы возмещаемые из прибыли,
устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-
монополистов.
Прямое вмешательство государства целесообразно, когда ставило задача
стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Главной целью
ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается
последовательное снижение инфляции.
Косвенное вмешательство государства в процесс ценообразования
(экономическое регулирование) обеспечивается применением государством
совокупности способов и средств, способствующих расширению предложения
товаров на рынке, увеличению рыночного спроса управлению доходами
населения, регулированию налогов на продукцию. Косвенное регулирование —
это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них и носящих
макроэкономический характер. Осуществляется через финансовую, налоговую,
кредитную, таможенную и бюджетную политику.
Используя для решения экономических задач регулирующую функцию
цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода
между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами,
предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в
процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов
национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных
противостоять экспансии на рынок зарубежных производителей аналогичной
продукции.

Page 12

2. Особенности государственного регулирования цен в России
2.1 Государственное регулирование цен в советский период
Либерализация цен или отпуск цен - элемент российского правительства
в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного
регулирования в области ценообразования. В прежние годы в экономике СССР
применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство
производимых товаров (работ, услуг). Обсуждения среди высшего руководства
страны о возможности перехода к свободным ценам начались за несколько лет
до распада СССР. На заседании Политбюро ЦК КПСС 3 ноября 1989 года Н. И.
Рыжков высказал мысль, что продовольственная проблема в стране не будет
решена, «если к 1991 году не подойдем к свободным ценам». В 1991г. кризис
привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в народном хозяйстве, а
продолжающийся производственный спад - к сокращению объёма товарного
предложения. Попытки постепенного перехода от установленных цен к
договорным проблему не решили. К концу 1991г. отношение денежной массы к
товарному предложению достигло трёхкратного уровня, что свидетельствовало
об угрожающем экономическом неравновесии. Это проявлялось в нарастающем
товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для
большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного
хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от
государственного регулирования в области ценообразования. Предполагалось
передать
функции
ценообразования
непосредственно
субъектам
предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием
конкуренции,
исходя
из
существующего
спроса
и
предложения.
Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных
экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных
депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение об отпуске
цен встретило безоговорочную поддержку съезда (878 голосов «за», и только 16
«против»).

Page 13

Фактически радикальная либерализация потребительских цен была
осуществлена 2 января 199 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от
03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением
Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен», в
результате чего 90% розничных цен и 80% оптовых цен были освобождены от
государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд
социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко,
общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них
сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были ограничены,
однако в марте 1992г. стало возможно отменять эти ограничения, чем
воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января
1992г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в
частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.
Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные
сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары
была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен
началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно
находилась в собственности государства. Во-вторых, реформы были начаты на
федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно
осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли
сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны
правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995г. цены
на около 30% товаров продолжали так или иначе регулироваться. Например,
власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот
факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему
оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия
для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-
третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые
блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета,
тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых,

Page 14

плохое состояние средств связи и высокие транспортные расходы осложняли
способность предприятий и отдельных граждан эффективно реагировать на
рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы
стали играть значительную роль в ценообразовании, и неравновесие в
экономике начало уменьшаться.
2.2 Реформа цен в переходной экономике России
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со
стороны государства во всех странах, независимо от их общественно-
политического строя. Отличия наблюдаются лишь в степени и формах
регулирующего воздействия. Цены являются одним из важнейших
инструментов государственного регулирования экономики.
Несмотря на то, что полной свободы рыночного ценообразования никогда
не было и не могло быть, как вследствие сговоров производителей, продавцов
или потребителей товаров, так и воздействия на этот процесс государства,
главный принцип ценообразования на потребительском рынке состоит в
соответствии его цен ценам равновесия, когда спрос равен предложению.
Поскольку в переходной экономике в условиях неразвитого рынка
возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и
стабильности в обществе, то государство путем установления регулируемых
цен целенаправленно создает новые условия равновесия. Так, например, в
условиях
кризиса
раскручиванию
инфляции
может
препятствовать
принудительное замораживание цен на продукты первой необходимости
(возможен вариант нормативного снабжения населения такими товарами по
твердым ценам для предотвращения дефицита продуктов) с параллельной
организацией коммерческой торговли. Однако, наряду с быстрым
антиинфляционным эффектом, это порождает и негативные результаты:
деформируется система ценовых импульсов и оценок, утрачиваются стимулы
развития производства продукции с "замороженными" ценами, что способно

Page 15

вызвать товарный дефицит.
На развитом рынке цены производителя определяются спросом на
продукцию, ее конкурентными качествами и рядом других показателей. В
условиях переходной экономики оценка предприятием спроса затруднена.
Поэтому основополагающим фактором определения величины цены являются
издержки. Предприятия включают в цены товаров и услуг затраты не только
нынешнего, но и будущего периода, учитывая дальнейшее повышение цен на
сырье, комплектующие изделия, рабочую силу.
Система ценообразования в России прошла непростой путь.
1 В централизованно планируемой экономике цены практически на все
виды продукции и услуг формировались на государственном уровне. Можно
выделить несколько этапов становления и развития системы ценообразования в
этот период, каждый из которых имеет свои особенности и характерные черты.
Первый этап (20-30-е годы ХХ века). Экономика России, вышедшая из
капиталистической системы, сохранила структуры, присущие рыночному
хозяйству, основанному на развитом товарном производстве. Такой
хозяйственной системе адекватно рыночное ценообразование. В период НЭПа
ситуация сохранялась: российские экономисты (теоретики и практики)
сохраняли в ценообразовании рыночный ориентир.
Второй этап (40-80-е годы ХХ века). Официальное направление в
ценообразовании - плановое ценообразование, основанное на теории трудовой
стоимости К. Маркса. Непризнание товарного производства при социализме
ограничивало и практически сводило на нет действие рыночных цен, действие
рыночного спроса и рыночного предложения. Цена превращалась в некий
норматив, счетную, техническую единицу. Оппозиционными считались мнения,
что и при социализме цены могут определяться под воздействием спроса и
предложения, в том числе и цены на средства производства.
Третий этап (конец 1980-х годов - 1992 год). Официальное направление в
политике ценообразования зашло в тупик. Началась критика существующей
системы ценообразования. Критиковался ее затратный характер.

Page 16

Осуществлялись попытки улучшить систему, не разрушая ее.
Предпринимались попытки встроить рыночные элементы в существующую
систему ценообразования. Наконец, к началу 1990-х годов пришло осознание
того, что необходим переход к принципиально иной системе, к рыночному
ценообразованию.
2 Период рыночных преобразований в российской экономике
характеризуется весьма незначительным воздействием государства на уровень и
динамику цен. Преобладают косвенные методы ценового регулирования
посредством денежной, кредитной, налоговой, таможенной политики,
созданием соответствующих условий для формирования конкурентной среды.
При этом проводится различная политика государства по отношению к
крупному и малом бизнесу.
Первый этап этого периода (1992-1994 гг.) начался с либерализации цен,
осуществленной правительством Е. Гайдара.
Суть либерализации цен заключалась в отказе от назначения цен
государством, отпуске цен и расширении свободы экономических действий
субъектов в области ценообразования.
Если до 1992 г. основным субъектом ценообразования было государство,
то после 1992 г. им стала фирма. Принципиальное отличие фирменного от
государственного ценообразования заключается в том, что цены на товары
устанавливаются их собственниками, государство же назначает цены на узкий
круг товаров, а для ценообразования других товаров определяет лишь общие
условия, принципы и подходы.
Характерные особенности этого этапа рыночных реформ:
Начало либерализации цен связано с "ценовым шоком", когда цены резко
выросли, структура их резко менялась, имела место дезориентация
экономических субъектов.
Деньги перестали выполнять свои основные функции (меры стоимости,
средства накопления). В результате некоторые функции денег (национальной
валюты) полностью или частично перешли к более сильной иностранной

Page 17

валюте - доллару.
Произошло снижение покупательной способности денег.
Имела место высокая и неравномерная инфляция: инфляция предложения
(издержек) и инфляция спроса.
Наблюдался высокий уровень налогообложения и дорогие кредиты.
Происходило падение производства.
В этот период складывалось инфляционное ценообразование, в основе
которого было инфляционное ожидание, то есть предположение о том,
насколько необходимо повысить действующие цены, чтобы компенсировать
инфляционный рост затрат. При этом практически не осуществлялась
ориентация ценна издержки производства.
Следствием либерализации явился беспрецедентный рост цен. Высокий
уровень монополизации отечественной промышленности препятствовал
формированию рыночного механизма ценообразования и при отсутствии
действенной
антимонопольной
политики
существенно
обострил
существовавшие и ранее диспаритеты цен.
Этот период закончился в так называемый "черный вторник" (октябрь
1994 г.), в который произошло обвальное падение курса рубля по отношению к
доллару.
Второй этап рыночных реформ в России (октябрь 1994 г.-август 1998 г.)
характеризуется проведением жесткой финансовой политики государства,
введением валютного коридора, наличием более умеренной инфляции,
усилением конкуренции на рынке за счет иностранных производителей
(особенно в потребительском секторе).
В этот период складывалось затратное ценообразование, смысл которого в
том, что цена должна быть таковой, чтобы имелась возможность возмещения
издержек и получения прибыли при определенном объеме продаж.
Третий этап трансформации российской экономики (август 1998 г. - 1999
г.). Этот период начался 17 августа 1998 г. с расширения валютного коридора,

Page 18

верхнюю границу которого Центральному банку сдержать не удалось.
Фиксированный курс уступил место плавающему с элементами регулирования
при помощи валютных интервенций Центрального банка РФ. Этот период
характеризуется паникой на валютных рынках, дестабилизацией банковской
системы (в связи с ГКО, ОФЗ), фактическим снижением покупательной
способности рубля, инфляционными ожиданиями, массовым повышением цен,
как на импортные, так и на отечественные товары.
Главная особенность ценообразования на этом этапе: оно имеет
неустойчивый, хаотичный характер и привязано к динамике курса доллара.
Современный этап реформ (с 2000 г. по настоящее время). Переходный
процесс в сфере ценообразования продолжается.
Он связан с тем, что:
- структура прежних цен перестраивается и постепенно приближается к
рыночной структуре цен;
- внутренние цены соотносятся, сопоставляются и приближаются к
мировым.
Особенно это характерно для тех сфер, где присутствует государственное
регулирование цен.
В российской экономике в ценообразовании устойчиво превалирует
фактор затрат, а фактор спроса действует слабее. По-прежнему слабо влияет на
динамику цен и конкуренция. Поэтому наиболее сильнодействующими
факторами ценообразования в переходный период являются структура и
уровень затрат, образующих нижний предел цены, индексируемый с учетом
инфляционных ожиданий.
Для преодоления затратного характера ценообразования необходимо
способствовать максимальному насыщению рынка товарами и капиталами,
стимулировать накопления и инвестиции в реальный сектор экономики.

Page 19

2.3 Роль государства в России в формировании цен в условиях рыночной
экономики
Большинство стран с рыночной экономикой в качестве общей стратегии
воздействия на формирование цен используют соответствующие правила
ценообразования, которые подкрепляются принятием законодательных актов.
Законодательные
основы
регламентируют
порядок
и
методологию
формирования цен. В развитых странах методологический аспект
ценообразования заключается в разработке государственными органами общих
принципов и механизмов установления цен. (Баздникин)
Государственная ценовая политика является частью экономической
политики государства и имеет следующие задачи:
- стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;
- создать условия для развития честной и социально направленной
конкуренции, ограничения монополизации рынка;
- преодолевать инфляционные процессы;
- добиваться экономической и социальной защиты населения и др.
Регулирование цен (тарифов) продукции (услуг) на внутреннем рынке РФ
осуществляется:
1) Правительством РФ,
2) федеральными органами исполнительной власти (Федеральная служба
по тарифам РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ),
3) органами исполнительной власти субъектов РФ (Департамент
государственного регулирования цен и тарифов Курганской области).
Ценовая политика в России обеспечивается Президентом и
Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Правительство РФ как
высший орган исполнительной власти обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также
разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен.
Министерство экономического развития и торговли РФ как , федеральный

Page 20

орган исполнительной власти приводит в исполнение государственную
ценовую политику. К его функциям относятся: разработка предложений по
совершенствованию ценового регулирования в отраслях, где применяется
государственное регулирование цен (тарифов), прогноз динамики цен, участие в
осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен
(тарифов). Министерство осуществляет регулирование цен (тарифов) на
попутный газ, сжиженный газ для бытовых нужд.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ РФ) как федеральный орган
исполнительной власти РФ осуществляет правовое регулирование в сфере
государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль
над их применением. Сферами регулирования ФСТ РФ являются: газовая
отрасль; сфера транспортировки нефти и нефтепродуктов; сфера услуг
транспортных терминалов, портов, аэропортов; сфера услуг связи;
электроэнергетика; железнодорожный транспорт; продукция оборонного
комплекса и социально значимые товары и услуги (например, лекарственные
средства, продукция сельхозпроизводителей); сфера жилищно-коммунальных
услуг.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской
области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти
Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и
надбавок к ним. Основными задачами Департамента являются:
1) установление подлежащих государственному регулированию цен
(тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения;
2) соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и
потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих
организаций и потребителей тепловой энергии (мощности);
3) недопущение установления для отдельных категорий потребителей
льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), тепловую
энергию (мощность) и теплоноситель за счет повышения цен (тарифов) для
других потребителей;

Page 21

4) создание экономических стимулов обеспечения повышения
энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и
использования энергосберегающих технологий в процессах использования
тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности);
5) государственное регулирование тарифов в пределах полномочий,
определенных действующим законодательством. (консультант)
Правовые основы формирования и функционирования ценообразования
— права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов, с одной
стороны, и полномочия органов власти по регулированию и контролю над
ценами, с другой стороны. Основные документы правового регулирования в
России: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон РФ «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках», закон «О валютном рынке», закон РФ «О естественных монополиях»,
Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен», закон «О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в РФ» и др.
В условиях рыночной экономики цена устанавливается предприятием.
Государственное воздействие на цену осуществляется в разработке методик
расчета цены, рекомендаций по обоснованию цены по отраслям народного
хозяйства. Государство определяет состав затрат, относимых на себестоимость,
устанавливает нормативы рентабельности на продукцию монополистов и пр.
2.4 Антимонопольное регулирование цен
Регулирование цены на продукцию предприятий регламентируется
нормативно-правовыми актами России по поддержке конкуренции и
ограничению монополизма. Базовым антимонопольным законом являйся
федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» (от 1991 г., с изменениями и дополнениями).
Данным законом запрещены действия хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение, целью или результатом которых

Page 22

является.
- создание (поддержание) дефицита на рынке, повышение цен;
- установление монопольно высоких (низких) цен;
- включение в договор дискриминирующих условий;
- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим
хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного порядка ценообразования.
Также законом запрещаются и признаются недействительными
достигнутые соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих
в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные
на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.
Законом не допускается недобросовестная конкуренция. В том числе
такие ее формы, как распространение ложных, неточных или искаженных
сведений; введение потребителя в заблуждение относительно характера,
способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара. Не
допускается некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его
рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с
товарами других хозяйствующих субъектов; самовольное использование
товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара;
копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого
хозяйствующего субъекта.
В случае нарушения данного федерального закона хозяйствующие
субъекты обязаны в соответствии с предписаниями Антимонопольного
комитета (его территориального управления) прекратить нарушения,
восстановить первоначальное положение, расторгнуть или изменить договор;
возместить причиненные убытки; уплатить штраф.
Рассмотрим
регулирование
цен
на
продукцию
естественных
монополистов.
Продукция и услуги естественных монополий включают:
1) транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистраль

Page 23

трубопроводам;
2) транспортировку газа по трубопроводам;
3) производство электроэнергии, теплоэнергии и предоставлен услуг по
их передаче;
4) железнодорожные перевозки;
5) услуги транспортных терминалов морских, речных портов аэропортов;
6) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Основными законодательными актами при регулировании цен на
продукцию и услуги естественных монополий в Российской Федерации
являются:
- Указ Президента РФ «О некоторых мерах по государственному
регулированию естественных монополий в Российской Федерации» (от1995 г.);
- федеральный закон РФ «О естественных монополиях» (от 1995 г. с
изменениями),
- Постановление Правительства РФ «О мерах по ограничению роста цен
(тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» (от 1996 г., с
изменениями).
Основными задачами государственного регулирования цен продукции
естественных монополий являются:
- обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен) и
регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных
для кредиторов и инвесторов);
- определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и
эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов
потребителей;
- стимулирование предприятий естественных монополий к сокращению
издержек и излишней занятости, улучшению государственное регулирование
цен (тарифов) продукции (услуг) предприятий — естественных монополистов
осуществляется на основе следующим методов:
установление фиксированных цен и тарифов;

Page 24

установление
предельного
уровня
цен и
надбавок,
наценок
(коэффициентов изменения цен);
установление предельного уровня рентабельности и размеров торговых
надбавок;
декларирование цен и тарифов в органах ценообразования при
формировании свободных цен и тарифов.
Методы
регулирования
деятельности
естественных
монополий
применяются к конкретному субъекту на основе анализа его деятельности,
стимулирующей роли в повышении качества производимых товаров и в
удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат,
принимаются во внимание издержки производства продукции.
Регулирование деятельности естественных монополий и контроль
осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. ФАС
России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции
по принятию нормативных правовых актов и контролю над соблюдением
антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности
естественных монополий, рекламы.
Субъекты естественных монополий несут ответственность следующим
образом:
- в виде штрафов за завышение цен, установленных органом
регулирования естественной монополии;
- сумма излишне полученной выручки изымается в бюджет;
- убытки, возникшие у потребителя в результате завышения цен, должны
быть возмещены ему;
- при повторном нарушении дисциплины цен штраф берется в двойном
размере.

Page 25

Заключение
Список использованных источников
Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от
20.03.2003 № 149 (в ред. От 24.12.2012) «О создании органа исполнительной
власти Курганской области в области государственного регулирования цен и
тарифов»
Цены и ценообразование: учеб. Пособие / А.С. Баздникин. - 2-е издю.
Перераб. и доп. - Мю: Издательство Юрайт: Высшее образование, 2010. - 370 с.
- (Основы наук).
Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г.
Грязновой и Н.Н. Думной. - 6-у изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 680 С.
Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учеб. Пособие для
студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.А.
Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова; под ред. Е.Н. Барикаева. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 599с.
Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд. / Под. Ред. В.Е.
Есипова — Спб.: Питер, 2008. - 480 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
Ценообразование: учеб. Пособие / Л.Е. Замураева. - 3-е изд., перераб. -
М.: Флинта : Наука, 2010. - 336 с.
http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Государственное регулирование цен: проблемы и последствия