Государственное регулирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является необходимость получить знания в области госрегулирования деятельности предприятий, ознакомиться с методами, инструментами, функциями государственного контроля.
В практической части описана деятельность открытого акционерного общества «Дальневосточное морское пароходство» (ОАО «ДВМП»).

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Теоретическая часть: Государственное экономическое регулирование…………………………………………………………….5
3. Практическая часть:
Краткая история предприятия и его основные показатели...16
Внешние факторы рынка……………………………………...20
Взаимоотношения предприятия с бюджетом………………..23
4. Заключение……………………………………………………………….27
5. Список литературы…………………………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

ЭП-к.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование современной экономики  осуществляется с помощью системы  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать  в государственном регулировании  могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. Система органов, осуществляющих государственное регулирование, представлена на следующей схеме. 
 
 
 
 

 "Система органов, осуществляющих государственное регулирование".

Наиболее яркие  изменения в современной экономике  отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая  как связующее звено между  различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли.

Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к  вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельность. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

Поскольку в  механизме государственного регулирования  торговли присутствует обратная связь, его можно рассматривать как  закрытую систему взаимоотношений  экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними.

Системность проявляется  и в том, что регулирование  осуществляется по трехуровневой системе  управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.

Региональная  система государственного регулирования  торговли взаимодействует с негосударственными структурами по вопросам развития торговой деятельности, также опирается на горизонтальные межведомственные согласования.

Субъектом государственного регулирования торговли выступает  государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом —  экономические, организационные и  управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.

Между субъектом  и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно  представить в виде целостной  и функционирующей системы. С  помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь реструктуризация, реинжиниринг предприятий (обратная связь) оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

Система государственного регулирования торговли имеет свои имманентные цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования являются: становление  рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий, конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

В целом основная задача государственного регулирования  заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов  механизма государственного регулирования  торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

Принципы механизма  регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования  торговли можно считать:

      • формирование потребительского рынка;
      • обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
      • создание эффективного механизма реализации комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы;
      • изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
      • осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка.
 
 
 

3. Практическая часть: 

3.1 Краткая история предприятия и его основные показатели 

      Дальневосточное морское пароходство берет начало в 1878-79 гг., когда в России была проведена всенародная кампания по сбору средств для создания Добровольного флота. Необходимость организации Добровольного флота вытекала из экономического и политического положения России во второй половине XIX века. Россия в это время значительно отставала от ведущих держав мира по составу флота. На собранные деньги были закуплены за границей три судна: «Россия», «Москва», «Петербург». В мае 1879 г. правительство утвердило положение общества «Добровольный флот». Оно предусматривало, что суда новой организации в первую очередь должны использоваться для пароходных линий на Дальний Восток.

      1880 год вошел в историю русского  мореплавания как год установления  регулярных товаропассажирских рейсов отечественных судов из европейской России на Дальний Восток и начала работы первой русской международной пароходной линии между портами стран Запада и Востока.

      Эту страницу истории открыл пароход  «Москва». 9 марта 1880 г. он вышел из Одессы на Дальний Восток под командованием  капитан-лейтенанта С.Н. Чирикова. На борту было более 1000 тонн груза, в основном продовольственные и производственные товары, а также первые два пассажира. После 46 дней плавания «Москва» благополучно достигла Владивостока 25 апреля 1880 г. Представитель Добровольного флота основал агентство во Владивостоке и организовал Дальневосточное морское пароходство.

      Первый  рейс парохода «Москва» во Владивосток  положил начало регулярным перевозкам между российским Черным морем и тихоокеанскими портами. До завершения строительства Великой сибирской железной дороги эта морская линия была единственным маршрутом, соединяющим Дальний Восток с центральными регионами страны. Добровольный флот подготовил почву для обширного, всестороннего развития дальневосточных территорий. Тихоокеанское географическое расположение России таково, что морской транспорт остается исключительным средством доставки запасов на Сахалин, Курильские острова, Магадан. Камчатку и северо-восточные арктические районы. От морского транспорта непосредственно зависит экономика Дальнего Востока в целом, и его развитие связано с деятельностью Дальневосточного морского пароходства – компании, остающейся стабильной и устойчивой, несмотря на все препятствия.

      Современная страница истории ДВМП открывается Указом Президента Российской Федерации №721 от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основе Дальневосточного морского пароходства было учреждено акционерное общество открытого типа «Дальневосточное морское пароходство», являющееся правопреемником прав и обязанностей преобразуемого предприятия.

      Полное  фирменное название Общества: «Открытое  акционерное общество «Дальневосточное морское пароходство»;

      Латинская транскрипция: Far Eastern Shipping Company PLC;

      Сокращенное наименование Общества: ОАО «ДВМП»;

      Латинская транскрипция: FESCO;

      Юридический адрес и местонахождение Общества: 690019, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 15.

      Основной  целью Общества является получение  прибыли.

      Основными видами деятельности Общества являются:

  • осуществление перевозок грузов, почты, пассажиров и багажа в каботаже и загранплавании;
  • ведение бункеровочных операций с использованием собственного и арендованного флота;
  • участие в смешанных внутренних и международных перевозках совместно с другими видами транспорта;
  • осуществление брокерских услуг по фрахтованию тоннажа для перевозок грузов и пассажиров;
  • страхование судов и грузов;
  • создание с российскими и иностранными компаниями совместных предприятий по эксплуатации судов, выпуску отдельных видов продукции и сервисному обслуживанию флота;
  • кроме того, Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных законами Российской Федерации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

      Общество  имеет представительства в следующих  странах:

  • Гонконг;
  • Вьетнам (Хайфон, Хо Ши Мин);
  • КНДР (Раджин);
  • КНР (Шанхай, Дальний);
  • Новая Зеландия (Крайстчерч);
  • Объединенные Арабские Эмираты (Дебаи);
  • США (Нью-Йорк);
  • Япония (Токио);
  • Тайвань (Тайбэй).

      Уставной  капитал Общества составляет 1 643 593 000 000 рублей. Общество имеет 1 643 593 000 размещенных  обыкновенных акций. Номинальная стоимость  акции составляет 1 000 рублей. Все акции являются именными бездокументарными.

      Учредителем общества является Комитет по управлению имуществом Приморского края. 

      Ведущими  акционерами компании являются:

  • Госкомимущество – 19,8%;
  • инвестиционная корпорация «Партнерство» – 6,1%;
  • АО «Фес-Инвест» – 6,8%;
  • ОАО «Дальневосточный банк» – 5,7%;
  • банк ОФ «Бермуда» – 2,6%;
  • АО КС «First Boston» – 15,8%;
  • Крауфорд холдинг – 16,2%.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности предприятия