Государственное регулирование
рынка
Важной
частью инфраструктуры рынка является
разветвленная система законодательства,
регулирующая правовые взаимоотношения
хозяйствующих субъектов и определяющая
правила «рыночной игры».
Рыночная
экономика доказала, что нет альтернативы
при решении главных экономических
задач. Во-первых, рынок обеспечил
взаимосвязь производства и потребления.
Во-вторых, гарантирует общественную
оценку результатов труда обособленных
производителей. Механизм этой оценки
заключен в том, что состоялась купля-продажа
или нет. Стремление как можно
выгоднее купить, или продать заставляет
продавцов и покупателей постоянно
поддерживать «рыночную форму». В-третьих,
рынок создает условия для
высокой эффективности производства.
Конкуренция выбирает преуспевающих,
тем самым безжалостен к отстающим.
Достоинство
рыночной системы заключается, прежде
всего, в рассмотрении анализа эффективности
распределения ресурсов и свобод.
Конкурентная рыночная система направляет
ресурсы в производство той продукции,
в котором общество больше всего
нуждается. Благодаря этому в
экономику внедряется более новые
технологии производства. «Невидимая
рука» управляет на рынке личной
выгодой, которая обеспечивает общество
наибольшим количеством необходимых
товаров. В связи с этим многие
экономисты сомневаются, как правильно
необходимо вмешиваться в функционирование
свободных рынков, или регулирования
их операций, за исключением тех
случаев, когда такое вмешательство
становится вынужденным. Важный не экономический
аргумент, который также составляет
достоинство рыночной экономики, служит
обстоятельство, что она делает ставку
роль на личной свободы. Рыночная система
способна координирует экономическую
деятельность без принуждения. Каждому
человеку предоставляется свобода
предпринимательства. Предприниматели,
без принуждения, могут добиваться
увеличение своей выгоды, с учетом
вознаграждений и наказаний, которые
они получают от самой рыночной системы.
Таким образом, рыночная экономика
способствует эффективности распределение
ресурсов и личной свободе.
Избавляя
общество от товарного дефицита, развивая
научно-технический прогресс, рыночная
экономика не способна решить другие
важные социально-экономические проблемы.
Это удовлетворение тех потребностей
общества, которые невозможно измерить
в деньгах и превратить в платежеспособный
спрос. Всякое общество нуждается в
национальной системе обороны, образования,
аппарата управления государством и
другие необходимые мероприятия, в
которых нуждаются люди. Эти услуги
и общественные товары должны финансироваться
из средств государственного бюджета
за счет налогов граждан. Итак, удовлетворение
потребностей на общественные товары
не может происходить на рыночной основе.
Другая
проблема рыночной экономики связана
с «внешними эффектами». Например,
это загрязнение окружающей среды
в результате деятельности производства,
исчерпание природных запасов, которые
идут в хозяйственный оборот. Сама
экономика не способна «убрать» эти
негативные последствия, это ведет
к тому, что государство должно
заниматься этим процессом. Оно измеряет
и перераспределяет доходы через
государственный бюджет с целью
погасить отрицательные эффекты
или справедливо перераспределить
выгоду. Устранение негативных внешних
эффектов возможна через запрет эксплуатации
невосстанавливаемых природных
ресурсов, применение вредных технологий,
наносящих ущерб здоровью населения.
Государство борется с этим с
помощью штрафов, которые могут
превышать выгоду нарушаемого производителя.
«Все это дает возможность существенно
координировать действия рыночного
механизма, смягчать или вовсе ликвидировать
негативные последствия слепой игры
рыночных сил, проявляющейся во внешних
эффектах».
Третья
проблема, связанная с социально-экономическими
правилами личности, прежде всего, право
на труд. Ясно, что рыночная экономика
не может существовать с занятостью
всего населения в целом. В
стране возникает безработица. При
этом государство не стремится к
полной занятости людей, а лишь регулирует
рынок рабочей силы, с помощью
социальных выплат людей, осуществление
программ по созданию новых рабочих
мест и проводит другие мероприятия,
чтобы хоть как-то обеспечить жизнь
людей, которые не по своей воли утратили
рабочие места.
Государство
постоянно должно контролировать рынок,
то есть система мер законодательного,
исполнительного и контролирующего
характера осуществляется государственными
учредителями в целях адаптации
социально-экономической системы
к постоянно изменяющимся условиям.
Вмешательство государства в
рынок влияет на состояние дел
на нем, формирования спроса и предложения,
перераспределение доходов, решает
глобальные проблемы развития экономики,
обеспечивает социальную защиту общества.
Субъектами государственного регулирования
являются федеральные, региональные, муниципальные
органы управления.
Государственное
регулирование ставит перед собой
цели: соблюдать интересы государства,
общества, социально незащищенных слоев
общества, придерживаясь прав и свобод
личности. Государство следит, чтобы
не были ущемлены интересы отдельных
регионов, социальных групп, а также
государственное регулирование
направлено на защиту интересов будущего
поколения, охрану окружающей среды. Государство
стремится минимизировать негативные
последствия рыночных процессов, создать
правовые, финансовые предпосылки эффективного
функционирования рыночной экономики.
Правовое
регулирование разрабатывает законы,
которые обеспечивают защиту прав покупателей
и интересов общества, равноправие
рыночных субъектов, борьбу с теневой
экономикой. Этим занимается антимонопольное
законодательство и дефляционная политика.
Антимонопольная политика ведет
жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов,
проводит антимонопольную экспертизу
принимаемых законов. Дефляционная
политика - политика стабилизации уровня
цен. Эта политика ограничена выбором:
или стабилизация платежеспособного
совокупного спроса, или переход
к свободным ценам на продукцию,
что может привести к росту
цен, или увеличения предложения, что
требует стимулирования предпринимательской
активности.
Финансовое
регулирование. С помощью финансов,
которые государство «берет»
из своего бюджета, принимаются меры
для стимулирования рыночных отношений
в периоды экономических спадов.
Государственное вмешательство
необходимо, когда рынок обнаруживает
свою несостоятельность и для
устранения последствий своей же
деятельности. Финансовое регулирование
происходит за счет фискальной политики.
В проведении этой политики большую
роль играют правительственные расходы.
Они делятся на правительственные
закупки - регулируемые законодательством
государственные расходы, которые
включают в себя все затраты государства
на конечную продукцию производителей
и на прямые покупки ресурсов, и
трансфертные платежи - выплаты со стороны
государства из бюджета и внебюджетных
фондах предприятием и населением (субсидии,
пенсии, процент по государственному
долгу). Налоговая политика заключается
в том, что в периоды экономических
спадов применять стимулирующую
политику - снижение налогов и увеличение
государственных расходов. В периоды
экономических подъемов применяется
сдерживающая политика - увеличение налогов
и сокращение государственных расходов.
Государственные займы являются
методом финансового регулирования
в силу того, что используются правительством
для финансирования расходов и дефицита
бюджета.
Государственное
регулирование имеет две модели:
1.
Адаптационная модель. Эта модель
основана на постоянном приспособлении
к постоянно меняющимся условиям
рынка, на сочетании форм собственности
и совместной деятельности государственного
и частного сектора;
2.
Координирующая модель. Она основана
на планировании деятельности, прогнозирования
и постоянных переговоров. Эта
модель предполагает предупреждение
сбоев в экономике путем точной
дозировки объемов государственного
вмешательства.
В
макроэкономике существует такое понятие,
как макроэкономические институты
- совокупность политических, экономических
факторов, по средствам которых общество
оказывает воздействие на экономику
в плане стабильности и поддержания
баланса. Широко используемым инструментом
в области внешней торговли и
внешнеэкономических связей являются
экспортно-импортные тарифы, таможенные
пошлины, квоты на ввоз и вывоз
товаров капитала. В зависимости
от того, в какой области государство
воздействует на экономические процессы,
различают разные виды экономики. Макроэкономические
инструменты включают в себя фискальную,
монетарную, внешнеэкономическую политику.
«В более широком плане в государственную
экономическую политику включают такие
ее части, как социальная, структурная,
инвестиционная, приватизационная, региональная,
аграрная, научно-техническая, налоговая,
банковская, ценовая, антимонопольная,
природоохранная, внешнеэкономическая
политика».
Выполняя
свои функции, государство применяет
разнообразные методы воздействия
на экономику. Выделяют косвенные и
прямые методы государственного регулирования.
Прямые базируются на административных
мерах воздействия. Косвенные носят
экономический характер. В первую
очередь выделяют денежно-кредитную
политику, инструментом которой являются
норма обязательных реквизитов, ставка
межбанковского процента, учетная ставка,
операции Центрального банка с государственными
облигациями на рынке ценных бумаг.
Эти инструменты позволяют государству
противостоять инфляции, регулировать
процентные ставки. Также большую
роль уделяют налоговой политике,
без которой невозможно поднять
экономику и организовать распределение
доходов. К налоговой политике можно
присоединить политику государственных
расходов. Эта политика осуществляет
преобразование производства, сглаживает
региональные диспропорции, снижает проблему
безработицы. Планирование - предопределение
будущего, построение моделей намечаемого
будущего состояния экономики, способов,
средств и сроков достижения их состояния.
Планы почти всегда ориентируются на цели,
на решение задач, которые необходимо
решить экономике, что находит отражение
в показателях плана, его числовых параметров.
Для того чтобы достигнуть целей делают
прогноз, то есть строят вариантные гипотезы
возможных экономических траекторий.
С помощью планирования и прогнозирования
государство достигает своей цели, хотя
при этом, сталкиваясь на пути с различными
препятствиями, которые могут привести
к негативным последствиям.
Государственное
регулирование происходит за счет представительной
и исполнительной власти. Но избранные
и назначенные чиновники проводят
политику, исходя из своих собственных
интересов. Все они стремятся
извлечь свою выгоду и максимизировать
свое благополучие. Гипотеза о роли
индивидуального интереса в политической
деятельности, в сущности, аналогична
предположению о рациональности
поведения различных субъектов
в экономической деятельности. В
соответствии с этим потребитель
стремится получить максимальную полезность,
а бизнесмен - максимальную прибыль.
Политики же стремятся повысить свою
должность. Таким образом, в политике
происходят ошибки, которые не отражают
интересы каждого человека. Чтобы
избежать этого, необходима хорошо оформленная
общественная система, где люди, которые
управляют государством, стремились
достичь интересы общества при реализации
собственных целей. То есть «нужна система,
подобная рыночной системе, при которой
«невидимая рука» рынка направляет
действие индивидов, преследующих сугубо
личные интересы, на реализацию общественных
интересов».
Исследованиям
взаимосвязи политических и экономических
явлений, принятие общественных решений
занимается теория общественного выбора.
Центральное место в этой теории
занимает проблема примирения различных
взглядов, интересов членов общества
по тем вопросам, по которым расходятся
мнения избирателей. Эта теория также
рассматривает деятельность правительства,
вопросы государственных финансов,
фискальной и денежной политики, меры
по сокращению бюджета страны и экономической
стабильности и многое другое. Она
задает вопросы - как, что и для
кого - в масштабах общества, как
теория спроса и предложения изучает
выбор в рамках частного сектора.
Различие в том, что центральные
фигуры озабочены тем, как победить
на выборах или продвинуться по иерархической
служебной лестницы, а центральные
фигуры рынка - фирмы - стремятся получить
максимальную прибыль. Но сама по себе
государственная экономическая
деятельность не является гарантией
преодоления недостатков рынка
и достижения экономически эффективного
размещения ресурсов. Современные экономисты
не переоценивают роль государства
в экономике, но государственные
органы могут принимать неверные
решения. Например, существуют несостоятельные
рынки типа монополий и загрязнение
окружающей среды, так же может существовать
и несамостоятельности правительства,
когда вмешательство государства
в экономику ведет к убыткам
или нежелательному перераспределению
доходов. Сторонники теории общественного
выбора приходят к выводу, что в
силу чрезмерного вмешательства
государства в рыночные процессы
возможно принятие невыгодных с точки
зрения экономической эффективности
общественных решений. Хотя они и
не отрицают положительной роли государства,
которое исправляет несовершенства
рыночного механизма в определенных
рамках. Но сторонники сходятся во мнении,
что именно государственное вмешательство
вносит неопределенность в экономическую
систему. На их взгляд, государство
внесет наибольший вклад в достижение
экономической стабильности, если будет
поменьше вмешиваться в экономику.
Теоретически
кто осознал роль государства
в рыночной экономике, был английский
экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что
экономика не в состоянии решить проблемы
в период спада производства или кризиса,
необходимость государственной политики
как средства, способного уравновешивать
совокупный спрос и совокупное предложение,
выводит экономику из кризисного состояния,
содействовать ее дальнейшей стабилизации.
Позиции Кейнса противостоят принципам
неоконсерваторов, которые придерживались
мнению, чтобы государство не вмешивалось
в деятельность предприятий, что система
цен представляет собой механизм, способный
обеспечивать общую сбалансированность
хозяйства без управления из центра. Они
считали, что именно этот механизм способен
регулировать национальную экономику.
Но современные экономисты считают, что
в целях улучшения управления экономики
разумнее применять смешанный тип управления,
где соединяются достоинства позиций
Кейнса и неоконсерваторов. «Управлять
экономикой в отсутствии того или другого
все равно, что пытаться аплодировать
одной рукой».