Гуманитарная экспертиза естественнонаучных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

Предметом исследования является себестоимости продукции хозяйственного подкомплекса тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Целью данной работы является характеристика себестоимости продукции и обоснование ее снижения на примере отдельной отрасли. Задачи:
Определение понятия себестоимости продукции.
Обоснование путей снижения себестоимости продукции на примере отрасли тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ. ЕЕ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПОКАЗАТЕЛИ 5
1.1 Определение и виды себестоимости. 5
1.2 Показатели себестоимости, способы ее определения 8
1.3 Функции и планирование себестоимости. 15
ГЛАВА 2 ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОТИ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ. 17
2.1 Пути снижения себестоимости. 17
2.2 Себестоимость продукции и пути ее снижения в хозяйственном подкомплексе тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Сущность метода заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями.

Обособленно ведут оперативный  учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции.

Отклонения  определяются методом документирования или при помощи инвентаризации.

Фактическая себестоимость рассчитывается одним из следующих способов:

    1. Если объектом учета являются отдельные виды продукции, то отклонения от норм и их изменения относят на эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость определяют по формуле: Затраты фактические = Затраты нормативные + Величина отклонений от норм + Величина изменений норм [24].
    2. Если объект учета группы однородных видов продукции, то фактическая себестоимость каждого вида получается путем распределения отклонений от норм и их изменений пропорционально нормативам затрат на производство каждого вида продукции.

Виды отклонений:

    1. Отклонение затрат основных материалов.
    2. Отклонение прямых трудовых затрат.
    3. Отклонение общепроизводственных расходов.

Каждое из отклонений может быть вызвано изменением запланированных цены и объема расхода ресурса [15].

Позаказной метод учета применяется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.

Попередельный метод применяется на предприятиях, где исходное сырье и материалы в процессе производства проходят ряд пределов, этапов (кирпичное, текстильное), или там, где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе производства получают различные виды продукции. При попередельном методе сначала определяется себестоимость всей продукции, а затем себестоимость ее единицы [4].

Среди методов расчета в зарубежной практике можно выделить следующие:

    1. Стандарт-костинг.

Метод широко применяется в западных странах с развитой рыночной экономикой. Используется в отраслях, где цены на ресурсы относительно стабильны, а сами изделия не изменяются в течение длительного времени.

Метод представляет собой систему учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. Стандарт – количество необходимых для производства единицы продукции затрат; костинг – их денежное выражение. Система появилась в Америке в начале 30-х годов XX века, когда США переживали экономический кризис.

В основу системы положены следующие принципы:

  1. Предварительное нормирование затрат по их элементам и статьям.
  2. Составление нормативных калькуляций на изделие и его составные части.
  3. Раздельный учет нормативных затрат и отклонений.
  4. Анализ отклонений.
  5. Уточнение калькуляций при изменении норм.

Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям расходов: основные материалы, оплата труда производственных рабочих, общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие), коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).

Нормативные затраты базируются на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на 1 изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.

В течение отчетного периода ведется учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода они списываются на финансовые результаты и анализируются. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов.

    1. Директ-костинг.

Метод используется на предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и результат работы можно легко определить и измерить. Его ключевые понятия:

Маржинальный доход – разница между выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты.

Маржинальная калькуляция себестоимости – распределение на объект затрат только переменных прямых затрат.

Фактическое внедрение системы  директ-костинга в США относится к 1953 году, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала ее описание.

Современная система директ-костинга предлагает 2 варианта учета:

  1. Простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты.
  2. Развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные, и косвенные переменные общехозяйственные расходы.

Учет себестоимости ведется  в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.

Изменение величины маржинального  дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат.

Взаимосвязь показателей позволяет  влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.

Директ-костинг определяет критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.

Критический объем производства (количество продукции) можно определить по формуле:

О = ПоЗ : (Ц – ПеЗ) (1.1)

где: О – критический объем выпуска; ПоЗ – постоянные затраты в целом по предприятию; Ц – продажная цена единицы продукции; ПеЗ – переменные затраты на единицу продукции [26].

  1. Система точно вовремя (Just In Time).

В основу системы, появившейся в Японии в середине 1970-х годов, положен принцип:

«Ничего не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость». Снабжение производства осуществляется малыми партиями по необходимости, в результате чего достигается снижение уровня запасов товарно-материальных ценностей.

Использование этой методики позволяет предприятию  избавиться от лишних издержек путем сокращения непроизводительных расходов, которые складываются, в частности, из выпуска излишней продукции, простоев оборудования и персонала, содержания излишних складских помещений, потерь, связанных с наличием дефектов изделий.

При этом спрос  сопровождает продукцию в течение производства всего объема. Запасы доставляются к моменту их использования в производственном процессе. Часть косвенных затрат переводится в разряд прямых.

Основной упор делается на качество, доступность и общую стоимость продукции, а не на уровень закупочных цен. 

  1. ABC-костинг (Аctivity Вased Сosting).

Сущность этого метода, называемого по-другому дифференцированным методом учета себестоимости, заключается в учете затрат по работам (функциям). Предприятие рассматривается как набор рабочих операций, в процессе которых необходимо затрачивать ресурсы.

При этом определяется полный перечень и последовательность выполнений функций с одновременным расчетом потребности ресурсов для каждой из них.

Выделяют 4 типа операций по способу их участия в выпуске продукции:

  1. Штучная работа (выпуск единицы продукции).
  2. Пакетная работа (выпуск заказа, комплекта).
  3. Продуктовая работа (продукция как таковая).
  4. Общехозяйственная работа [24].

Первые 3 операции соотносятся с затратами, которые могут быть прямо отнесены на конкретный продукт. Общехозяйственные затраты нельзя точно отнести, поэтому они распределяются согласно разработанным алгоритмам.

Ресурсы классифицируются путем выделения 2 групп: поставляемые в момент потребления и поставляемые заранее.

Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость, но простой подсчет по отдельным операциям не позволяет определить себестоимость продукции. Поэтому также рассчитывается индекс распределения затрат (кост-драйвер), через него определяется количество потраченных ресурсов в расчете на выпуск продукции.

  1. Функционально-стоимостный анализ (ФСА).

Метод активно применяется в США с 1960-х годов. Сегодня он популярен там, где большую часть затрат составляют накладные расходы (например, отрасли сферы услуг).

Его сущность – анализ затрат на выполнение изделием его функций. Все объекты рассматриваются как совокупность операций, которые они должны выполнять. Функции анализируются на предмет необходимости и полезности и подразделяются на основные (определяют назначение изделия), вспомогательные (способствуют выполнению основных функций) и ненужные (не содействуют выполнению основных функций).

Цель метода – развитие полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителей и затратами на их осуществление.

ФСА проводится для разрабатываемых  и существующих продуктов, чтобы снизить затраты без потери качества и включает следующие основные этапы:

  1. Сбор информации о функциях исследуемого объекта (назначение, технико-экономические характеристики, себестоимость и т.д.).
  2. Исследование функций (степень полезности), разработка предложений по совершенствованию (снижение себестоимости путем устранения ненужных функций).
  1. Таргет-костинг (Target Costing).

Система таргет-костинга (Target Costing) появилась  в 60-х годах XX века в Японии и распространилась по всему миру в основном в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и сфере обслуживания.

Таргет-костинг применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции.

В основу его идеи положено понятие целевой себестоимости и формула ее расчета:

Cебестоимость = Цена – Прибыль  (1.2)

 

Цена – рыночная стоимость изделия (услуги), которая определяется при помощи маркетинговых исследований. Прибыль – желаемая величина, которую стремятся получить от продажи изделия (услуги) [24].

Таргет-костинг рассматривает себестоимость  не как заранее рассчитанный по нормативам показатель, а как величину, к которой должна стремиться организация, чтобы предложить рынку конкурентный продукт. Поэтому задача метода – разработка изделия (услуги), сметная себестоимость которого равна целевой себестоимости. Если новое изделие таково, что невозможно добиться его целевой себестоимости, не ухудшив при этом качества, принимается решение о том, что оно не будет разрабатываться. 

  1. Кайзен-костинг (Kaizen Costing)

Как и таргет-костинг, этот метод возник в Японии во второй половине 1980-х годов. Его использование возможно практически в любой отрасли производства и в совокупности с другими методами управления затратами.

Это процесс постепенного снижения затрат на этапе производства продукции, в результате которого достигается необходимый уровень себестоимости и обеспечивается прибыльность производства.

Кайзен-костинг используется в японской модели управленческого учета параллельно с таргет-костингом. Обе системы имеют одинаковую цель – достижение целевой себестоимости: таргет-костинг – на этапе проектирования нового изделия, кайзен-костинг – на этапе его производства.

Если на этапе проектирования разница между сметной и целевой себестоимостью составляет до 10%, то принимается решение о начале производства такого изделия с расчетом на то, что 10% будут ликвидированы в процессе производства методами кайзен-костинга. Сокращение разницы между сметной и целевой себестоимостью называется кайзен-задачей, которая касается всего персонала организации, и ее выполнение должным образом поощряется.

Кайзен-задача определяется на этапе  планирования производства на следующий финансовый год как на уровне каждого изделия, так и для предприятия в целом по отдельным статьям переменных затрат. Постоянные затраты подсчитываются по отдельным подразделениям и группируются в специальные бюджеты.

Используя данные кайзен-задачи и бюджеты постоянных затрат, специалисты составляют годовой бюджет предприятия. 

Существует довольно много методов расчета себестоимости готовой продукции. Руководству предприятия важно четко представлять себе отличия между ними, а также понимать, как именно выбор того или иного метода отразится на финансовом результате деятельности предприятия.

Методика  расчета себестоимости в зависимости  от степени готовности продукции :

  1. Затраты на производство = Материальные затраты + 
    Амортизация + Оплата труда и отчисления в фонды + Прочие затраты. [7].
  2. Себестоимость валовой продукции = Затраты на производство – 
    Непроизводственные счета –  Расходы будущих периодов.
  3. Производственная себестоимость товарной (готовой) продукции = Себестоимость валовой продукции – Изменение остатков незавершенного производства (прирост вычитается, сокращение прибавляется).
  4. Полная себестоимость товарной продукции = Производственная себестоимость + Внепроизводственные расходы.
  5. Себестоимость реализованной продукции = Полная себестоимость + Коммерческие расходы (реклама, маркетинг) – Переходящие остатки нереализованной продукции [15].

Информация о работе Гуманитарная экспертиза естественнонаучных проектов