Инвентаризация как основной метод фактического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения и перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливается руководителем предприятия, кроме случаев, когда в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации обязательно.
Обычно инвентаризации подразделяются по различным объектам учета на:
Инвентаризацию основных средств;
Инвентаризацию капитальных вложений, незавершенных капитального строительства и капитального ремонта;
Инвентаризацию незавершенного производства;

Файлы: 1 файл

Контр Инвентаризац как основной метод фактич контроля .docx

— 85.98 Кб (Скачать файл)

При проверке правильности начисления амортизации по объектам основных средств необходимо проверить:

  • правильность определения месяца, с которого началось начисление амортизации;
  • правильность определения срока полезного использования;
  • соответствие способов начисления амортизации, фактически применяемых по группам однородных объектов, способам, указанным в учетной политике предприятия;
  • правильность расчета сумм амортизационных отчислений и их отражения в учете;
  • факты перевода основных средств на консервацию. Согласно п.3 ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев;
  • не было ли случаев начисления амортизации по объектам основных средств, по которым амортизации не начисляется. В соответствии с п.17 ПБУ 6/01 такими объектами являются:
  • объекты основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и/или пользование;
  • объекты основных средств некоммерческих организаций, амортизация по которым не начисляется;
  • объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).

Для оформления данных инвентаризации основных средств применяется инвентаризационная опись основных средств (форма № 
ИНВ-1, Приложение 1). Результаты инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета, отражают в сличительной ведомости (форма № ИНВ-18, Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Инвентаризация нематериальных активов

 

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить обоснованность включения актива в состав нематериальных активов.

Согласно п.3 ПБУ 14/2007 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • отсутствие материально-вещественной формы;
  • возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • наличие правильно оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.)

Согласно п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации при инвентаризации нематериальных активов необходимо в первую очередь проверить наличие документов, подтверждающих права организации на его использование (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения патента, товарного знака и т.п.).

При создании нематериальных активов в самой организации основание для записи в регистрах бухгалтерского учета  являются:

  • акт, подтверждающий создание нематериальных активов на предприятии;
  • акт приемки нематериальных активов, подтверждающий их оприходование в качестве таковых в самой организации;
  • документы, подтверждающие размер затрат, произведенных при создании нематериальных активов (аналогичные документы, подтверждающие затраты, произведенные при изготовлении основных средств).

После проведения указанных проверок инвентаризационная комиссия уточняет, используется ли объект нематериальных активов в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд организации. Согласно п.22 ПБУ 14/2007 стоимость нематериальных активов, использование которых прекращено (в связи с прекращением срока действия патента, свидетельства, других охранных документов, уступкой (продажей) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности либо по другим основаниям), подлежат списанию.

Кроме того инвентаризационной комиссии необходимо проверить правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации в них должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Для оформления данных инвентаризации нематериальных активов применяется унифицированная форма № ИНВ-1а (Приложение 3). Результаты инвентаризации нематериальных активов, по которым выявлены отклонения от данных учета, отражают в сличительной ведомости (форма № ИНВ-18), которую составляет бухгалтер непосредственно после выявления излишков или недостач в процессе проверки инвентаризационной описи.

3. Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов

В ходе инвентаризации материально-производственных запасов проверяют счета 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 43 «Готовая продукция».

Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (далее – ПБУ 5/01), к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • предназначенные для продажи;
  • используемые для управленческих нужд организации.

При этом готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях установленных законодательством).

Товары также являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Инвентаризация материально-производственных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в том помещении, где они хранятся.

При хранении материально-производственных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица, инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, оно опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение (3.16 Методических указаний по инвентаризации).

Согласно п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания и перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия (п. 3.17 Методических указаний по инвентаризации).

Согласно п. 3.18 Методических указаний по инвентаризации товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которой записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственным лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его поручению) члена комиссии (п.19 Методических указаний по инвентаризации).

В тех случаях, когда по условиям деятельности организации инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одно дня произвести подсчет материалов и записать их в инвентаризационную опись, для учета фактического наличия сырья и прочих материалов на складах в период проведения инвентаризации применяется инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ-2) (Приложение 4).

Ярлык заполняется в одном экземпляре ответственными лицами инвентаризационной комиссии и хранится вместе с пересчитанными товарно-материальными ценностями по месту их нахождения.

Данные формы № ИНВ-2 используются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальные ценности (форма № ИНВ-3) (Приложение 5).

При инвентаризации материально-производственных запасов необходимо также проверить:

  • состав фактических затрат на их приобретение;
  • соответствие используемых организацией способов оценки по отдельным группам материально-производственных запасов, способам, предусмотренным учетной политикой;
  • порядок списания разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах (при использовании счетов 15 и 16);
  • порядок отражения товаров, приобретенных организацией для перепродажи;
  • соответствие используемых способов начисления погашения по специальным инструментам, специальным приспособлениям, специальному оборудованию (в дальнейшем – специальная оснастка) способам, предусмотренным учетной политикой.
  • Результаты инвентаризации материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета, отражаются в сличительной ведомости (форма № 19).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основными документами, которые необходимо изучить при инвентаризации кассы, являются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации доверенностей, журнал (книга) регистрации депонированных сумм, журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам.

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить: наличие документов, подтверждающих права организации на его использование; правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе. Результаты инвентаризации отражают в описи нематериальных активов (форма № ИНВ-1а). Если же данные описи отличаются от данных бухгалтерского учета, составляют сличительную ведомость (форма № ИНВ-18).

Для инвентаризационной описи предусмотрен типовой бланк. Опись составляют в 2 экземплярах.

Одним из основных первичных документов по учету результатов, выявленных инвентаризацией, является инвентаризационная опись товарно материальных ценностей (форма № ИНВ 3). Данная форма применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и др.) в местах хранения и на всех этапах их движения в организации.

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешиваниятоварно-материальных ценностей отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу или группе лиц, на ответственном хранении которых находятся ценности.

 

Список использованных источников

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ.
  2. «Методические указания о проведении инвентаризации имущества и обязательств», утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (с изменениями и дополнениями).
  3. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01).
  4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007).
  5. Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01.
  6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (от 31 октября 2000 г. N 94н) (с изменениями и дополнениями).
  7. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
  8. Инвентаризация: бухгалтерская и налоговая/Под ред. Г.Ю.Касьяновой (4-е изд., перераб и доп.). – М.: ИД «Аргумент», 2008.
  9. Гарант: (Информационно-правовой портал).– URL: http://www.garant.ru.
  10. Компания «Консультант Плюс»: (Официальный сайт). – URL: http://www.consultant.ru.

Информация о работе Инвентаризация как основной метод фактического контроля