Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, повышение эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

Файлы: 1 файл

Инвестиционная политика в строительстве.docx

— 34.42 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная  политика государства — составная  часть финансовой политики, которая  выражает отношение государства  к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления  инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 
Основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, повышение эффективности капитальных вложений. 
Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств. 
Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем: 
1. Определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности. Сейчас приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ. Как известно, в Российской Федерации приняты и финансируются из федерального бюджета десятки федеральных целевых программ. Среди них президентская программа “Дети России” (1998—2001 гг.), программа “Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России” (1996—2004 гг.), Федеральная программа “Жилище” (2000—2005 гг.), программа “Возрождение Волги” (1996—2010 гг.), программа “Преодоление катастроф” (2001—2010 гг.), программа “Создание единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории РФ” (1997—2002 гг.), программа “Обеспечение населения России питьевой водой” (1998—2010 гг.) и другие. 
2. Приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами, центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий. 
3. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности. 
4. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений. 
5. Сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство РФ намечает достичь стабильного финансирования инвестиций по схеме: 1 рубль государственных инвестиций на 4 рубля частных и предприятий-инвесторов.  
Инвестиционная политика в строительстве — комплекс мероприятий по финансированию воспроизводства, конкретное содержание которых определяется финансово-бюджетной ситуацией и общегос. соц.-эконом, приоритетами. Эти факторы определяют общий объем капиталовложений, состав инвестиций и направления их использования. Последоват. переход от административно-распорядит. системы к рыночным отношениям в строительстве определяет необходимость принцип, изменений в И.п. Содержание этих изменений сводится к следующему:  
1) существенно сокращается объем централизов. капиталовложений (как в целом, так и по отд. отраслям);  
2) значит, объем инвестиций выделяется бюджетом на заемной основе, т.е. на условиях срочности, платности, возвратности;  
3) осуществляется перераспределение значит, части инвестиций из сферы производства средств производства на финансирование производства предметов потребления и соц. сферы;  
4) сокращается финансирование нового строительства объектов производств, назначения при одноврем. наращивании объемов инвестиций, на правляемых на финансирование структурной перестройки производств, конверсионных программ, инфраструктур 
ных отраслей;  
5) существенно возрастает значение финансовых инвестиций. 
 
Критерием эффективности И.п. в с. является окупаемость капит. вложений. Эффективность реальных инвестиций обеспечивается за счет прибыли от реализации готовой строит, продукции и продукции, выпускаемой на построен, объектах; для финансовых инвестиций — за счет дохода от операций с ценными бумагами; для интеллект, инвестиций — за счет повышения производительности труда работников и специалистов строительства, прошедших соответствующую подготовку, 
переподготовку или повышение квалификации, а также за счет дохода от коммерч. реализации лицензий, "ноу-хау", научных разработок. И.п. в с. определяется и реализуется гос. и отрасл. органами управления в рамках общегосударственных программ соц.-эконом. развития. Участниками реализации этой политики являются также кредитно-финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, биржи ценных бумаг и др.). Составной частью И.п. в с. являются капиталовложения, осуществляемые самостоят, хозяйствующими субъектами разл. организационно-правовых форм собственности; доля указ. капиталовложений в условиях развития рыночных отношений и экономич. стабилизации должна возрастать. То же относится к привлечению иностр. инвестиций и развитию инвестиц. сотрудничества. 

Актуальность исследования. Устойчивый рост экономики Российской Федерации во многом зависит от инвестиционной активности организаций строительной сферы. Переход России к рыночной модели ведения национального хозяйства потребовал от экономической науки формирования новой идеологии активизации инвестиционного процесса. В условиях централизованной плановой экономики инвестиционный процесс практически монопольно регламентировался и осуществлялся государством. Напротив, в современных российских условиях в инвестиционной деятельности все возрастающую роль приобретают как частные физические, так и юридические лица (отечественные и зарубежные), а также такие субъекты рыночной инфраструктуры, как коммерческие и специализированные банки, финансовые компании, консультационные фирмы и т.д.

К одной из наиболее востребованных обществом и государством по своей  социальной направленности и инвестиционной емкости относится строительная отрасль, активно участвующая в реализации жилищных программ. Произошедшие за последние пятнадцать лет реформы в жилищной сфере кардинально изменили методы управления: от планово-административных к рыночным. Сформирован слой собственников жилья; доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67,0 до 25,6%, а доля частного жилищного фонда возросла с 33,0% (1990 г.) до 79,5% в 2009 г. Наряду с этим основную роль в жилищном строительстве стали играть частные и индивидуальные застройщики.

Несмотря на положительные  изменения в этой сфере, анализ ситуации показывает, что пока не удается  обеспечить 61% российских семей жильем и требуется увеличение жилищного фонда на 46%. При этом из-за резкого падения доходов и сокращения объемов инвестирования, вызванных мировым финансовым кризисом- 2008 г., порядка 70% строительных компаний либо уже обанкротились, либо>находятся на пороге банкротства.

Недостаточные объемы жилищного строительства, востребованность повышения качества и надежности возводимых зданий и сооружений, низкая эффективность, высокие административные барьеры, отсутствие достаточного объема инвестиций, высокий уровень спроса при низкой, платежеспособности потребителей обуславливают необходимость формирования и реализации гибкой, инвестиционной- политики в строительном секторе экономики.

 
Однако, несмотря на достаточно глубокую проработку многих теоретико-методических- вопросов развития инвестиционной сферы, включая механизмы, оценки инвестиционного* климата и определения перспективности инвестиционных, строительных проектов, раскрытые в различных методиках, целый ряд аспектов формирования и< реализации» инвестиционной политики в строительной отрасли, комплексного управления инвестиционной деятельностью остался за рамками выполненных- исследований. Кроме того, нестабильная; постоянно меняющаяся ситуация в области социально-экономического развития страны требует новых подходов к решению проблемы активизации инвестиционной деятельности и выявлению>путей< выхода из затянувшегося инвестиционного кризиса:

Актуальность проблемы формирования и реализации1 инвестиционной политики в строительном секторе экономики и ряд ее недостаточно исследованных аспектов определили выбор данной темы, а также структуру работы,, включающую, три' главы и охватывающую наименее- изученные вопросы управления инвестиционными процессами в строительстве.

Целью исследования является исследование особенностей развития инвестиционных процессов в современной экономике  и разработка методических рекомендаций по формированию и реализации инвестиционной политики в строительстве, учитывающих отраслевую специфику.

Поставленная цель исследования предопределила решение следующих  взаимосвязанных задач:

- исследовать взаимосвязь  основных категорий инвестиционного  процесса, определить особенности инвестирования в строительстве;

- выявить специфику формирования  и реализации инвестиционной«  политики в. строительном секторе  в условиях современной экономики;

- исследовать условия- развития инвестиционного' процесса в строительстве- и выявить перспективы изменения его основных характеристик;

- обосновать принципы  регулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающие на основе системного  подхода поступательное развитие  строительной' отрасли;

- разработать организационно-экономическую  модель ресурсного обеспечения инвестиционных процессов и обосновать основные направления инвестиционной политики в строительстве;

- разработать модель управления  инвестиционными потоками в строительном секторе экономики;

- обосновать направления  активизации» инвестиционной политики  в строительной отрасли (на  примере реализации, программ жилищного  строительства), сформулировать предложения и методические рекомендации, обеспечивающие снижение инвестиционных рисков и развитие системы управления инвестиционными процессами в отрасли.

Объект исследования —  инвестиционная политика в строительном секторе экономики.

Предмет исследования - организационно-экономические  отношения, возникающие в процессе формирования и реализации инвестиционной политики в строительном секторе экономики.

Научная новизна заключается  в разработке методических и практических рекомендаций по формированию и реализации инвестиционной политики в строительном секторе экономики, основанных на ресурсно-рыночном подходе к принятию инвестиционных решений и обеспечивающих приток инвестиционных ресурсов в процессе достижения, экономических и социальных целей развития строительной сферы.

В процессе этого этапа обеспечивается согласованность отдельных направлений инвестиционной политики предприятия по объектам, срокам реализации и другим параметрам. При больших объемах инвестиционной деятельности предприятия его инвестиционная политика дифференцируется в разрезе проектов реального и финансового инвестирования.

Однако приведенные нами подходы к формированию инвестиционной политики для исследуемых организаций нефтегазовой отрасли и осуществляемого им капитального строительства требуют определения возможных информационных границ системы показателей по строительным инвестиционным проектам.  
Такими границами являются организационные вопросы по осуществлению видов деятельности в сфере капитального строительства. Организация капитального строительства представлена схематично бизнес-процессом (рис. 2).

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
(Рис.2 ). Структура бизнес-процесса “капитальное строительство” 


 



 

 



 

 
 
Структура бизнес-процесса “капитальное строительство” включает в себя четыре основных под процесса, отраженных на рис. 2.  
По окончании строительства Заказчик осуществляет приемку законченного строительством объекта от Подрядчика в соответствии с условиями договора строительного подряда, которым регламентируются требования по приемке объектов. Надо отметить, что крупные компании, осуществляющие строительство многочисленных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность самой компании ,и ее дочерних структур, в договорах подряда предусматривают в обязательном порядке мониторинги устранение скрытых дефектов, которые могут возникнуть в гарантийный период эксплуатации объектов. Приемка в эксплуатацию производственных объектов осуществляется только в том случае, когда объекты подготовлены к эксплуатации, в том числе укомплектованы эксплуатационными кадрами, обеспечены энергоресурсами, на них устранены недоделки, проведено испытание оборудования. Ввод объектов в эксплуатацию и оформление правоустанавливающих документов на эти объекты предполагают нормативно-методическое обеспечение и документирование работ в каждом из бизнес-процессов. 
Крупные компании ориентированы в своей деятельности по капитальному строительству не только на применение внутренних стандартов компании и политику компании в области капитального строительства, но и на международный стандарт ИСО 9001:2000 “Система менеджмента качества - Требования”.Как и любой бизнес-процесс, бизнес-процесс“организация капитального строительства” может иметь свой паспорт. Для более глубокого представления данного бизнес-процесса, который необходим для понимания специфики учетно-аналитических работ организации контроля капитального строительства, следует составлять матрицы ответственности всех участников бизнес-процесса “организация капитального строительства” и выделять требования к входам, выходам и ресурсам бизнес процесса. Документами, регламентирующими бизнес-процесс “организация капитального строительства”, могут быть локальные нормативные документы компании, разработанные как система внутренних стандартов. Для каждого под  процесса  целесообразнее составлять отдельный стандарт.

Технический надзор, понимаемый как процедура проверки и контроля соответствия выполняемых работ требованиям нормативных документов и проектным решениям при строительстве, реконструкции, расширении, техническом перевооружении и капитальном ремонте  объектов. Эту процедуру выполняют работники служб капитального строительства (управлений, отделов) дочерних обществ. Процедура технического надзора за соблюдением требований нормативных документов, проектных решений и качеством работ включает разные виды работ, которые выполняются в большей степени службами капитального строительства. Технический надзор за качеством производства работ осуществляется на протяжении всего периода капитального строительства. На всех этапах работ предусматриваются:

- производственный пооперационный  контроль выполнения работ Подрядчиком; 
- технический контроль Заказчика;

- авторский надзор проектных  организаций;

- контроль со стороны государственных органов надзора.

Периодичность осуществления технического надзора за качеством производства работ установлена в режиме не реже одного раза в неделю, а при проверке законченных этапов скрытых работ  по окончании каждого этапа на протяжении всего периода капитального строительства. Такой подход позволяет сделать объем контроля за качеством производства работ полным для охвата всех объектов строительства. Для мониторинга и ре инжиниринга бизнес-процесса “организация капитального строительства” мы рекомендуем выделять четыре основных показателя, периодичность измерения которых может соответствовать периодичности составления бухгалтерской отчетности либо быть более частой, что зависит от требования управления компанией к получению информации о капитальном строительстве (табл. 3). Ресурсной базой для реализации инвестиционной политики компании, являются источники финансирования отдельных инвестиционных проектов (объектов в рамках одного инвестиционного проекта), права пользования вне оборотными активами, например, земельными участками, и др. Информационным  обеспечением  реализации инвестиционной политики служит внешняя информация о ситуации на строительном рынке, в сегментах рынка, где компания осуществляет основные виды деятельности, а также внутренняя информация, характеризующая финансовую устойчивость компании, ее дочерних обществ и других структурных подразделений, участвующих в капитальном строительстве. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1 . 
Определить первоначальную, восстановительную, остаточную и ликвидационную  стоимость строительного крана при условии, что его приобрели у завода-изготовителя по цене 150 000 руб.; расходы по доставке и монтажу составили 20 000 руб.; срок службы 10 лет; стоимость металлолома при его списании – 35 000 руб.; резка строительного крана на металлолом и доставка металлолома на базу «Втор чермета» - 5 000 руб.; повышающий коэффициент стоимости основных фондов в связи с инфляцией и рыночной конъюнктурой – 1,8; время эксплуатации крана – 2,5 года.

Информация о работе Инвестиционная политика государства