Иследовательская работа по Китаю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Китай - это страна, преодолевшая тяжелые последствия «культурной революции», трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой, ни с революционными традициями. Всё это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешний день страны.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Геополитическое и экономико-географическое положение
Китая …………………………............................................................. 5
1.1 Географические факторы геополитического положения государства……… 5
1.2. Экономико-географического положение Китая………..……. 27
Раздел 2. Анализ ресурсной базы Китая …………………………….. 35
Раздел 3. Анализ природно-климатических условий страны ……… 39
Раздел 4. Предпринимательский климат и инвестиционная привлекательность …………………………………………………………….. 51
Раздел 5. SWOT-анализ результатов исследования …………………. 54
Заключение ………………………………………………………………. 58
Список используемой литературы……………………………………. 63
Приложения ……………………………………………………………. 64

Файлы: 1 файл

КР по Китаю.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………. 3

Раздел 1. Геополитическое и экономико-географическое положение

Китая …………………………............................................................. 5

1.1 Географические  факторы геополитического положения государства……… 5

1.2. Экономико-географического  положение Китая………..……. 27

Раздел 2. Анализ ресурсной  базы Китая …………………………….. 35

Раздел 3. Анализ природно-климатических условий страны ……… 39

Раздел 4. Предпринимательский  климат и инвестиционная привлекательность …………………………………………………………….. 51

Раздел 5. SWOT-анализ результатов исследования …………………. 54

Заключение  ……………………………………………………………….  58

Список используемой литературы……………………………………. 63

Приложения ……………………………………………………………. 64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня Китай - это страна, преодолевшая тяжелые последствия «культурной революции», трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой, ни с революционными традициями. Всё это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешний день страны.

В настоящее время  очень сильно проявляется интерес  к традициям и обычаям этого  государства, в особенности к уровню развития его национальной экономики. Это обусловлено несколькими факторами.

1. Китайская Народная Республика - третье по размерам территории государство мира, уступая лишь территории России и Канаде. Политико-географическое положение КНР имеет важные особенности. Во-первых, он расположен в регионе, где живет (включая Китай) большое количество  населения земного шара. Естественно, что часто изменения внешней политики Китая прямо или косвенно касаются одновременно многих государств с огромной численностью населения.

2. Более 2/3 длины границ Китая на суше приходится на пять социалистических стран, в том числе самая длинная (7518 км.) и удобная для транспортных связей граница - с Россией. Китай граничит также с четырьмя миролюбивыми развивающимися странами (из них Афганистан и Бирма - страны социалистической ориентации), которые придерживаются антиимпериалистического курса во внешней политике. Наиболее протяженная граница среди них - с Индией. Соседство с социалистическими и развивающимися странами объективно очень благоприятно для Китая. Однако в последнее время вследствие враждебного отношения правительства КНР к большинству соседних государств, в том числе и территориальных претензий к ним, серьезные преимущества такого положения используются слабо.

Исходя из выше сказанного, следует, что выбранная тема исследовательской  работы является актуальной.

Цель исследовательской  работы -  раскрыть проблемы и перспективы развития национальной экономики Китая, определить его место в мировом сообществе.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

изучить геополитическое и экономико-географическое положение страны;

проанализировать ресурсную базу государства;

охарактеризовать природно-климатические условия страны;

дать оценку предпринимательскому климату и инвестиционной привлекательности объекта исследований;

провести SWOT-анализ результатов исследования.

В ходе решения поставленных задач использовались нормативные акты, действующие на территории Китая и трактаты отечественных и зарубежных специалистов, работающих в области изучения исследуемой проблематики.

Объектом исследовательской  работы является Китай.

Предметом исследования выступает национальная экономика Китая.

Исследовательская работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1.  ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ  И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

КИТАЯ

 

1.1 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  ФАКТОРЫ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Фундаментальное изменение политической карты мира, образование большого количества новых независимых государств, стремительное нарастание территориальных, социальных, экономических, демографических, экологических противоречий и неспособность классической политической теории указать выход обусловливают повышенный интерес к бурно развивающейся науке - геополитике.

В рамках географического организма  функционируют и развиваются  различные объединения людей: племена, этносы, суперэтносы, государства, империи, блоки государств и т.д. В современной науке они называются большими социальными системами.

 Следовательно, геополитика  - это наука, изучающая особенности  протекания политических процессов  в больших социальных системах  через призму географических ландшафтов.

 В геополитическом анализе  выделяются три аспекта: 

1)   исследование социально-политической  ситуации с точки зрения конкретных  географических и временных условий  их развития;

2)   сопоставление реальных  данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории;

3)   прогноз и рекомендации  по проведению политической стратегии  преобразования пространства.

Главными геополитическими факторами  выступают:

 географические - пространственное положение, природные ресурсы;

 политические - политический строй и особенности государства, его границы, социальная структура общества, наличие основных свобод и др.;

 экономические - мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и мобилизационные мощности и др.;

 военные - величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил, уровень развития военного искусства, уровень подготовки военных кадров и др.;

 экологические - демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и др.;

 демографические - плотность и состав населения, темпы его развития;

 культурные - конфессиональные, национальные, трудовые традиции, интересы коренных национальностей в других государствах, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.

Географические факторы геополитического положения Китая представлены в табл. 1.1

Таблица 1.1

Географические факторы геополитического положения Белоруссии

Факторы

Характеристика 

Пространственное   положение

Общая площадь сухопутной территории Китая составляет 9,6 млн. кв. км. По этому показателю Китай, уступая России и Канаде, занимает 3-е место в мире. В меридианном направлении территория Китая простирается на 5,5 тыс. км - от фарватера реки Хэйлунцзян севернее города Мохэ до коралловых рифов Цзэнмуаньша в самой южной оконечности архипелага Наньшацюньдао. В широтном направлении земля Китая протягивается на 5,2 тыс. км от места слияния рек Хэйлунцзян и Уссури до западной окраины Памирского нагорья.  
Республика Корея, Япония, Филиппины, Бруней, Малайзия и Индонезия. 
В омывающих Китай морях расположены 5,4 тыс. островов. Крупнейший из них - Тайвань, его площадь - 36 тыс. кв. км, второй по величине - остров Хайнань, его площадь - 34 тыс. кв. км. Дяоюйдао и Чивэйюй находятся северо-восточнее Тайваня являются самыми восточными островами Китая. Географические названия группы островов, рифов и отмелей в Южно-Китайском море - самой южной границы Китая - Дуншацюньдао, Сишацюньдао, Чжуншацюньдао и Наньшацюньдао.  
КНР - расположена в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с десятью государствами : на Севере - с Монголией и Россией, на Западе - с Казахстаном и Афганистаном, на Юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Тайландом, Лаосом, Вьетнамом, на Востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филлипинами и Японией. Длина которой примерно равна 11 тыс. км (а включая длину береговых линий островов - 21 тыс. км). Длина же сухопутных границ составляет около 15 тыс.км.

Природные  ресурсы

Китай чрезвычайно богат природными ресурсами. По суммарным запасам полезных ископаемых страна занимает третье место в мире. Из примерно двухсот видов существующих минеральных ресурсов в его недрах в промышленных масштабах содержится 156 видов, в т. Ч. 9 энергетических, 54 металла, 90 неметаллов, 3 других жидких и газообразных полезных ископаемых. Китай обладает большими запасами вольфрама, олова, сурьмы, свинца, ртути, цинка, молибдена. Количество редкоземельных металлов превышает общий запас остальных стран мира. Из энергоносителей в КНР имеются нефть, уголь, природный газ, горючие сланцы. Запасы каменного угля составляют почти одну треть мировых.

Земельные ресурсы Китая представлены самыми разнообразными типами: пахотные угодья, леса, степи, пустыни и т.д. В настоящее время площадь обрабатываемых земель в Китае составляет более 130 млн. га. Леса занимают около 160 млн. га. Площадь естественных пастбищ в Китае составляет примерно 400 млн. га.


Источник: составлено автором по материалам http://ua-referat.com/Геополитика

Таким образом, наличие выгодного географического положения и обилие природных ресурсов оказывают благоприятное влияние на развитии ее национальной экономики.

Политические факторы  геополитического положения Китая представлены в табл. 1.2

Таблица 1.2

Политические факторы  геополитического положения страны

Факторы

Характеристика

Тип  государственности

Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической  диктатуры народа, руководимое рабочим  классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.

Организационная  структура управления

Согласно Конституции КНР в Китае на центральном уровне имеются шесть властных структур: Всекитайское Собрание народных представителей и его Постоянный Комитет, Председатель КНР, Государственный Совет, Центральный Военный Совет, Верховный Народный Суд и Верховная Народная Прокуратура.

Председатель КНР, Государственный  Совет, Центральный Военный Совет, Верховный Народный Суд и Верховная  Народная Прокуратура образуются Всекитайским Собранием народных представителей и подотчетны ему и его Постоянному Комитету.

Всекитайское Собрание народных представителей и его ПК

ВСНП - высший орган государственной  власти. ВСНП и местные СНП возникают  на основе демократических выборов.

Всекитайское собрание народных представителей образуется из депутатов от всех провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, специальных административных районов и армии. Все национальные меньшинства представлены в нем должными количествами депутатов. В ВСНП 10-го созыва, избранное в начале2003 г., входят 2985 депутатов. По сообщению ПК ВСНП, опубликованному 28 февраля 2006 г., в ВСНП 10-го созыва насчитывались 2988 депутатов.

ВСНП выполняет законодательные  полномочия, вносит поправки в Конституцию  КНР, осуществляет контроль над соблюдением Конституции КНР, разрабатывает и вносит исправления в основные законы и другие законы; избирает и назначает руководителей административных, судебных, прокурорских и военных органов государства, ВСНП также полномочно освобождать от должности этих лиц; руководствуясь Конституцией и законами, ВСНП осуществляет контроль над работой правительства, рассматривает и утверждает важнейшие вопросы государства. Все административные, судебные, прокурорские и военные органы государства подотчетны и подконтрольны ему.

ВСНП каждого созыва избирается на 5 лет. Сессии ВСНП созываются Постоянным Комитетом ВСНП раз в год.

Постоянный Комитет ВСНП - постоянно действующий орган ВСНП, который выбирается ВСНП и выполняет высшие властные полномочия в перерывах между сессиями ВСНП. Согласно Конституции члены ПК ВСНП не могут занимать должности в государственных административных, судебных и прокурорских учреждениях. В состав ПК ВСНП входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и члены.

 От имени Китайской Народной Республики председатель КНР совершает государственную деятельность и принимает верительные грамоты иностранных послов; на основе решений ПК ВСНП назначает и отзывает чрезвычайных полномочных послов КНР в других странах, ратифицирует и расторгает договора и важные соглашения, заключенные с другими странами.

Председатели КНР в прошлом: Мао Цзэдун, Лю Шаоци, Сун Цинлин (почетный Председатель КНР), Ли Сяньнянь, Ян Шанкунь, Цзян Цзэминь.

В настоящее время Председатель КНР - Ху Цзиньтао, Цзэн Цинхун - заместитель председателя КНР.

Государственный Совет КНР - Центральное народное правительство, высший орган исполнительной власти государства. Госсовет претворяет в жизнь законы и решения, разработанные и принятые ВСНП и его ПК, и подотчетен им.

Согласно Конституции КНР Госсовет КНР обладает следующими функциями: административное законодательство, правозаконодательные предложения, административная власть, экономическое управление, внешнеполитическая власть, управление социальной жизнью и другие функции, порученные ВСНП и ПК ВСНП.

Премьеры Госсовета КНР в  прошлом: Чжоу Эньлай, Хуа Гофэн, Чжао Цзыян, Ли Пэн, Чжу Жунцзи.

Нынешний Премьер Госсовета  КНР - Вэнь Цзябао, заместители премьера Госсовета - Хуан Цзюй, У И (жен.), Цзэн Пэйянь, Хой Лянъюй; члены Госсовета - Чжоу Юнкан, Цао Ганчуань, Тан Цзясюань, Хуа Цзяньминь и Чэнь Чжили (жен.).

В Госсовете учреждена канцелярия, работу которой курирует ответственный  секретарь, он также отвечает за повседневную работу Госсовета, ныне ответственным  секретарем является Хуа Цзяньминь (по совместительству).

Центральный Военный Совет КНР - высшее военное командное учреждение государства, руководящее всеми  вооруженными силами страны. ЦВС состоит  из председателя, заместителей председателя и членов. Срок полномочий председателя ЦВС каждого периода соответствует сроку полномочий ВСНП - 5 лет. Срок пребывания конкретного человека на посту председателя не ограничивается.

Вооруженные силы КНР включают войска НОАК, войска вооруженной полиции  и народное ополчение.

Народные суды - судебные органы государства. В Китае учреждены Верховный народный суд, местные народные суды различных ступеней и военные суды.

Верховный Народный Суд - высший судебный орган Китая, подотчетен ВСНП и ПК ВСНП. Верховный Народный Суд является носителем верховной юрисдикции и судебной автономии, принимает решения в соответствии с законом и без оглядки на любые административные учреждения, общественные организации и частных лиц.

Верховная народная прокуратура

Народная прокуратура - государственный  орган надзора за соблюдением законности. В Китае учреждены Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры различных ступеней и военные прокуратуры.

Верховная Народная Прокуратура - высший орган государственного надзора  над проведением законов. ВНП  подотчетна и подконтрольна ВСНП и его Постоянному Комитету. Верховная Народная Прокуратура является носителем верховной прокуратуры и прокурорской автономии, принимает решения в соответствии с законом и без оглядки на любые административные учреждения, общественные организации и частных лиц.

По Конституции и соответствующим  законам в обязанности ВНП  входит: осуществлять руководство местной  народной прокуратурой всех ступеней и специальной народной прокуратурой в деле надзора над проведением  законов; брать на рассмотрение или проводить следствие по делам, касающимся коррупции, хищений, посягательств на права граждан, пренебрежения служебными обязанностями и другим уголовным делам и выносить решение о возбуждении (невозбуждении) дела в судебной инстанции; осуществлять правовой контроль над судебным разбирательством и ходом следствия в судебной инстанции по уголовным делам; давать санкцию на арест наиболее злостных уголовных правонарушителей, проводить следствие и возбуждать дело в суде; осуществлять правовой надзор над ходом разбирательства уголовных дел в суде; в отношении дел, по которым вынесен народным судом любой инстанции ошибочный приговор или решение, прибегать к опротестованию в Верховном Народном Суде; осуществлять надзор над работой пенитенциарных учреждений; давать разъяснения по вопросам конкретного применения законов в прокурорской практике; вести работу по внешним связям с целью налаживания международной правоохранной взаимной помощи.

Разделение  органов власти

Китай законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

Социальная  структура общества

В декабре 2012 года Академия общественных наук Китая опубликовала доклад об изучении социальных слоев современного Китая. Их число сводится к десяти. Это слой лиц, управляющих государством и обществом, менеджеры, частные предприниматели, специальный и технический персонал, канцелярские служащие, индивидуальные промышленники и торговцы, обслуживающий персонал торговли, промышленные рабочие, труженики сельского хозяйства, а также лица без определённых занятий, безработные и полубезработные. Дифференциация в плане социальных слоев Китая всё больше и больше идёт по линии профессии, что иногда приводит к социальным взрывам.

Наличие  гражданского общества

На  протяжении всей истории Китая гражданское  общество подавлялось государством. После прихода к власти Коммунистической партии Китая (далее КПК) в 1949 г., когда  в экономической сфере утверждалась социалистическая общественная собственность и плановая экономика, а в политической — реализовывалась высокоцентрализованная система с партийным ядром, негосударственные организации, сформировавшиеся в период до 1949 г., почти полностью прекратили свое существование. В начале 1950-х гг. осталось всего 9 массовых организаций: Всекитайская Федерация профсоюзов. Коммунистический союз молодежи Китая. Всекитайская федерация женщин, Всекитайское научно-техническое общество, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев и т.д. Такая ситуация начала меняться только в конце 1970-х гг.

После 1978 г. в Китае под руководством Дэн Сяопина осуществлялся курс «реформ и открытости», что привело  к коренным переменам в китайском  обществе, Одним из важных следствий  этого курса стали некоторые  перемены гражданского общества: благодаря существующей и изменяющейся экономической, политической, законодательной и культурной обстановке, впервые в истории современного Китая появилось большое число негосударственных организаций. Позиция Коммунистической партии Китая по отношению к гражданскому обществу изменилась от отрицания до признания. Вплоть до начала периода «реформ и открытости» КПК и возглавляемое ею правительство в целом придерживались негативного отношения к общественным организациям, полагая, что в социалистическом Китае невозможно формирование относительно независимого гражданского общества.

В июне 1998 г. министерство гражданской  администрации официально изменило название «департамента по общественным организациям» на «управление по делам негосударственных организаций». Это означало, что негосударственные организации получили официальное признание властей.

Однако партийные и государственные  органы осуществляют строгий контроль оборотных средств и учреждают  партийные ячейки в структуре  неправительственных организаций. На сегодняшний день негосударственные организации различных типов имеют в целом три источника финансирование: 1) полное правительственное; 2) правительственное и самообеспечение в равных долях; 3) полностью самостоятельное финансирование.

При такой системе управления большинство  негосударственных организаций  подчиняется руководству партийных  и правительственных органов, сохраняя относительную самостоятельность. Подчинение руководству партийных  и правительственных органов, в  особенности тех, которые непосредственно отвечают за работу с негосударственными организациями, — это обязательное условие, однако, в то же время, в определенной степени — это и источник выгоды. 

Добровольно подчиняясь руководству  партийных и правительственных  органов, можно улучшить с ними отношения, получить большую финансовую поддержку и расширить полномочия. Поэтому большинство относительно влиятельных негосударственных организаций охотно подчиняются руководству партийных и правительственных органов, или сотрудничают с ними. В связи с этим возникает проблема идентификации многих общественных организаций Китая, так как встает вопрос — являются ли они элементами гражданского общества, или функционирует в системе власти.

Помимо подчинения и самостоятельности, важной формой взаимодействия между общественными организациями и государственными органами является стремление первых оказать влияние на партийную и правительственную политику. Это, и стремление оказывать влияние на партию и правительство для корректирования действующего курса или выработку нового курса в области тактических решений. Кроме того, все больше негосударственных организаций, особенно тех, что объединили представителей интеллигенции, стремятся оказывать влияние на стратегический курс партии и правительства, на характер политических и экономических реформ, внешнеполитических отношений. Примером могут служить такие негосударственные организации как институт экономики Тяньцзэ (Unirule Institute of Economic Research), общество «друзья природы» (FriendsofNature), книжный магазин «Саньвэй» (Sanwei Bookstore) и др.

Китайские негосударственные организации  имеют ряд характерных отличий  и обладают следующими специфическими особенностями:

1. Китайское гражданское общество  — это показательный пример  гражданского общества, направляемого правительством и обладающего двойственной частно-государственной природой.

Большинство китайских негосударственных  организаций созданы правительством, а также принимают правительственное  руководство.

2. Китайские негосударственные  организации находятся на стадии становления, обладают характеристиками, свойственными переходному периоду.

Китайские негосударственные организации, по сравнению с их западными аналогами, еще не полностью оформились. Такие  типичные черты, как самостоятельность, добровольность, независимость от правительства, еще не полностью выкристаллизовались. Большинство негосударственных организаций зародились только к 80-х гг. и насчитывают лишь десятилетнюю историю и еще находятся в процессе изменения и развития.

3. Негосударственные организации современного Китая развиваются неравномерно, велика разница в статусе и степени общественного, экономического, политического влияния между различными негосударственными организациями.

В то же время, несмотря на то, что китайское  гражданское общество начало формироваться совсем недавно, уже существует немало проблем как в сфере его политического и экономического развития, так и в отношении его структуры и функций. В частности, негосударственные организации современного Китая сталкиваются с проблемой чрезмерной зависимости от партийных и правительственных органов власти. Для многих негосударственных организаций правительственная составляющая слишком велика, а частная — слишком мала. Можно также отметить существенное различие между декларируемыми и фактическими функциями многих негосударственных организаций.

В силу постепенного появления в  Китае элементов рыночной экономики, изменение политической и правовой обстановки неизбежно стимулирует  формирование различных негосударственных  организаций. В последние годы в китайском гражданском обществе появились признаки роста гражданского сознания. Это доказывает, например, идущая «снизу» инициативность неправительственных организаций, появление «мозговых трестов» с тем, чтобы стимулировать социальный прогресс и процесс разработки правительственной политики. Несмотря на то, что эта тенденция пока еще и не стала доминантой китайского гражданского общества, но уже обозначила направление своего развития. Однако в целом надо отметить, что уровень самостоятельности, независимости и добровольности негосударственных организаций Китая все еще довольно низок. При этом в связи с высокой степенью зависимости и контроля общественных организаций со стороны правительственных и партийных органов, существует проблема идентификации элементов гражданского общества Китая, которая требует дальнейшего детального изучения.

Свобода  прессы

Рейтинг «Свобода прессы» показывает степень свободы средств массовой информации в государстве или зависимой территории. Рейтинг оценивается по шкале от 1 до 100, при этом страны набравшие от 0 до 30 баллов классифицируются, как страны со свободными СМИ, от 31 до 60 баллов - частично свободными СМИ, от 61 до 100 баллов - полностью зависимые средства масс-медиа.

На 2012 год было известно, что в Китае 14 % «свободы прессы», т.е.  несвобода прессы.  

Взаимоотношения  с другими государствами

Российско-китайские отношения - взаимоотношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а в исторической ретроспективе — между государствами, существовавшими соответственно на территории этих стран на протяжении последних 400 лет. На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.

Отношения, в истории которых  периоды «братской дружбы» сменялись вооружённым противостоянием, в настоящее время характеризуются обеими странами как «стратегическое партнёрство и взаимодействие».

«В 2011 году объем российско-китайской торговли впервые превзошел рубеж $20 млрд. Это определенный успех, но обе стороны считают, что, с точки зрения потенциала и базы для сотрудничества, этот показатель недостаточен», — отмечал в 2012 году официальный представитель МИД КНР.

В марте 2012 было подписано несколько меморандумов в области поставок российских энергоресурсов, которые позволят Китаю повысить свою энергетическую безопасность и получить независимость от внешней политики США и стран Западной Европы. С российской стороны право экспорта энергоносителей было закреплено за государственными компаниями — «Газпромом», «Роснефтью» и РАО ЕЭС (с 2008 года РАО ЕЭС перестала существовать).

 На 2012 год РФ занимает девятое  место в списке десяти основных  торговых партнеров КНР (в 2011 году – 10-е место), при этом  «В отечественном экспорте превалируют товары сырьевой группы, доля машинно-технической продукции незначительна. Обратная ситуация в импорте из КНР, в структуре которого машины и оборудование занимают первое место», - отмечал посол России в КНР Сергей Разов.

Оборот китайско-российской торговли в 2012 г. увеличился на 11,2 % по сравнению с предыдущим годом и составил 88,16 млрд долларов США. По темпам роста товарооборота Россия заняла пятое место среди основных торговых партнеров КНР (после ЮАР, Вьетнама, Филиппин и Гонконга).

Тибет, как и Синьцзян, играет принципиальную роль для государственного самосознания китайцев и подобно Синьцзяну  осложняет взаимоотношения Китая с другими государствами. Скалистое Тибетское нагорье, богатое железной и медной рудой, занимает колоссальное пространство. Именно поэтому Пекин испытывает все большую тревогу в связи с возможностью автономии Тибета, не говоря уже о полной его независимости, и с таким усердием строит шоссе и железные дороги, связывающие этот регион с другими частями страны. Если бы Тибет отделился, от Китая осталось бы лишь куцее охвостье, к тому же Индия в этом случае резко усилилась бы на субконтиненте за счет присоединения северной зоны (речь идет о спорных районах в принадлежащем Китаю Кашмире, а также об индийском штате Аруначал-Прадеш, которые по площади составляют почти 150 тыс. кв. км. - Ред.).


Источник: составлено автором по материалам http://ru.wikipedia.org/wiki/Китайская_Народная_Республика#.

Состав Госсовета КНР исследуемого объекта, организационная структура которых показана в табл. 1.2, представлены в приложении 1.

Исходя из выше сказанного (см. табл. 1.2), можно сделать вывод, что в основе стратегий поведения Республики на политической платформе заключены отлаженность внешнеэкономических отношений и стремление к созданию внутри государства «гармоничного общества». Все стратегические планы государства нацелены на решение внутренних социально-экономических и политических проблем. Однако наличие идеологии ««специфически китайского социализма», соединявшая идеи марксизма с его последующими толкованиями, предложенными Мао Цзэдуном, Дэн Сяопином и Цзян Цзэминем снижает уровень привлекательности Китая в глазах зарубежных потенциальных партнеров, что не благоприятно сказывается на повышении эффективности функционирования национальной экономики.

Экономические факторы  геополитического положения республики Китая показаны в табл. 1.3

Таблица 1.3

Экономические факторы геополитического положения страны

Факторы

Характеристика

Уровень  жизни населения

Социальная ориентация при переходе к рыночной экономике и решение  проблем повышения жизненного уровня населения – главные направления  деятельности китайского руководства после провозглашения «политики реформ и открытых дверей» в КНР.

Китай наглядно продемонстрировал  положительный образец органического  совмещения роста экономики страны с непрерывным повышением уровня благосостояния собственного населения. Особенно наглядно это проявилось при применении методов государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов как внутри страны, так и на внешнем рынке.

Результаты опроса, проведённого в 2007 г. в крупнейших мегаполисах страны, показали, что суммарные годовые доходы на одну семью составляют: 56 тыс. юаней в Шанхае, 43 тыс. – в Гуандуне, 38 тыс. – в Пекине. При этом, степень удовлетворённости качеством жизни среди опрошенных составила 60.6% в Пекине и 50% в Гуандуне.

Однако результаты исследования, проведённого Академией общественных наук КНР в 2010г., показали, что уровень удовлетворённости жизнью среди китайцев снизился. Преимущественно это коснулось жителей небольших городов, посёлков и деревень.

По пятибалльной системе в 2010г. он составил для городов 3.41 для городов, 3.37 для посёлков (в 2009 был 3.59) и 3.42 для деревень (в 2009 был 3.55).

При этом, жители городов (особенно мегаполисов) более оптимистично смотрят на перспективы  роста заработной платы и собственной  конкурентоспособности на рынке  труда. Жители же деревень менее оптимистичны, особенно они обеспокоены вопросами заботы о себе в старости. Известно, что система социального страхования в Китае слабо развита по сравнению с другими странами.

По данным Государственного статистического  управления КНР, инфляция в мае 2011 г. составила 5.5% (самый высокий уровень за последние 3 года) и прогнозируется её дальнейший рост – до 6% (хотя власти планировали удержать инфляцию в пределах 4%).

На рост инфляции особенно повлиял  рост цен на продовольствие – на 11.7%. Рост цен на продукты питания и сырьё снижает уровень жизни и, соответственно, вызывает недовольство населения и озабоченность властей.

Власти Китая сохраняют оптимистичный  настрой и призывают к активным действиям по исправлению ситуации. Министр финансов КНР Се Сюйжэнь заявил недавно, что в текущем году на цели улучшения жизни населения из государственного бюджета будет направлено около 2/3 всех расходов, а с учётом местных бюджетов, расходы составят не менее 75% бюджета.

В свою очередь, премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао заявил, что на 12-ую пятилетку (2011-2015 гг.) рост ВВП Китая не должен превышать 7.5% годовых.

Таким образом, в Китае прирост  ВВП отныне не является самоцелью, а  власти заверили, что основное внимание будет уделяться качеству жизни  людей. Наибольшим вниманием будут пользоваться социальные программы: образование, социальное обслуживание и страхование, вопросы трудоустройства (особенно сельского населения), развитие транспорта, охрана окружающей среды, система энергетики.

В 12-ой пятилетке руководство Китая обещает построить не менее 36 млн. квартир социального найма, отладить систему мотивации переезда сельских жителей в город и их адаптацию в новых условиях. Создать не менее 9 млн. рабочих мест, обеспечить ежегодный прирост реальных доходов городского и сельского населения минимум на 7%.

Производственные  мощности

В Китае растет спрос на сталь, несмотря на то, что производственные мощности черной металлургии в стране являются в избытке. Согласно данным, представленным местными аналитиками, ежедневно выпуск стали в Китае составляет 2 миллиона 34 тысячи тонн, а это на 1,4% больше, чем в середине января. В то же время такие данные наблюдаются с середины февраля текущего месяца.

Известно, что Китай является крупнейшим потребителем руды и производителем стали в мире. Поэтому ситуация на его внутреннем рынке сильно влияет и на мировые тенденции. При этом в Китае производят разные виды стали и в разном виде. Здесь можно найти и нержавеющую сталь, и оцинкованную и любую другую, в том числе есть здесь и отмотка металла от рулона, которая так важна для небольших предприятий.

При всем этом производство стали на китайских  предприятиях тоже растет. Так на 0,79% увеличилась выработка металлопродуктов стали на крупных и на средних меткомбинатах, достигая при этом отметки в 1 миллион 732 тысячи 300 тонн.

И если раньше китайские металлурги заявляли, что не будут расширять производство стали. То на этой неделе одна из крупнейших металлургических предприятий страны Baosteel завила о том, что собирается увеличить свои мощности по производству стали еще на 16 миллионов тонн в год. 

По  данным Национального Управления статистики КНР, до ноября 2012 г. общая сумма активов предприятий отрасли составила 139,3 млрд юаней, что на 44,24% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Общая прибыль от реализации продукции составила 140,1 млрд юаней. Валовая прибыль составила 10,4 млрд юаней, что выше прошлогодних показателей на 37,14%.

К ноябрю 2012 г. общие активы сектора нефтедобывающего бурильного оборудования составили 81,6 млрд юаней, что на 58,53% превосходит прошлогодние показатели этого периода. Прибыль от реализации продукции в этом секторе составила 79,4 млрд юаней, что на 59,9% больше, чем в 2011 г. Валовая прибыль составила 6,8 млрд юаней, что на 32,75% больше аналогичных показателей прошлого года. Объем продаж составил 65,1 млрд юаней, на 58,58% выше показателей 2012 г.

Лидерами отрасли по валовой  прибыли являются три провинции:  
1. Цзянсу – 1,45 млрд юаней  
2. Шаньдун – 1,44 млрд юаней  
3. Сычуань – 0,95 млрд юаней

2013 г. продолжил так называемый «золотой век» развития отрасли. Производственные мощности предприятий по производству бурового и нефтедобывающего оборудования намного превысили потребности внутреннего рынка Китая.

Особенность развития отрасли в 2013 г. состоит в том, что за последние 8 лет потребности внутреннего рынка постепенно снижаются в связи с чем возник вопрос об уменьшении ассортимента продукции при одновременном повышении требований к ее качеству и техническим характеристикам. Ввиду того, что разведка новых месторождений с каждым годом становится все труднее, увеличивается потребность в оборудовании для глубокого бурения, электрических и цифровых бурильных установках, высокомобильном оборудовании, оборудование для работы в специальных условиях (например, в условиях пониженных температур). Таким образом, сейчас на рынке существуют некоторые диспропорции между предложением и спросом.

Основные отраслевые производственные мощности Китая на сегодняшний день сосредоточены в таких компаниях, как Baoji Oilfield Machinery, Honghua, RG Petro-machinery, SJ Petroleum Machinery.

В 2013 г. компания Baoji Oilfield Machinery Co., Ltd. экспортировала 34 единицы бурового оборудования, в 2012 г. этот показатель равнялся 25 единицам. Увеличив производство и продажи оборудования на внешнем рынке, для того, чтобы удовлетворить высокие требования к экспортному оборудованию, компания активно улучшает качество продукции и усиливает контроль производства, осуществляет качественный контроль, регулярные проверки производства и продукции. Цикл производства экспортного оборудования от одного года уменьшился до 4-6 месяцев. В 2013 г. компания вышла на международные рынки Индии, Мьянмы, России, Алжира и других стран и стабилизировала прежние позиции на международном рынке.

В середине прошлого года, власти принудили предприятие Baosteel подписать соглашение, согласно которому им пришлось существенно сократить производство стали рядом с Шанхаем. Причиной этому послужили действия местного населения, которое часто выступало за закрытие всех производственных мощностей в регионе в связи с его пагубным влиянием на внешнюю среду и здоровье людей.

Аграрные  мощности

Главные виды сельхозпродукции. С 90-х  годов XX века Китай занимает первое место в мире по производству зерновых, мяса, хлопка, семян рапса, фруктов, листового табака, второе — по производству чая и шерсти и третье либо четвёртое по производству соевых бобов, сахарного тростника и джута. Однако в среднедушевом расчёте объём продукции невелик.

В Китае большое разнообразие земельных  ресурсов, однако гористых местностей много, а равнин мало. Равнины составляют — 43 % всей земельной площади страны. Пахотных земель у Китая 127 млн га, а это приблизительно 7 % всех пахотных земель мира. У Китая огромная прибрежная морская полоса. Его мелководные рыбные угодья занимают 1500 тыс. кв.км. и составляют четверть всех мировых мелководных угодий.

Китай с давних пор является аграрной страной, но с 50-х годов прошлого века он приступил к широкомасштабной индустриализации. В начале 80-х годов доля сельского хозяйства в ВВП составляла примерно 32 %, но затем стала постепенно снижаться и в 2001 году упала до 15,2 %. Сельские труженики, удельный вес которых в общей численности занятых снизился с 70,5 % в 1978 году до 50 %, насчитывают теперь около 365 млн чел. В Китае земля является государственной и коллективной собственностью. В конце 1978 года и прежде всего в деревне началась реформа. Благодаря ей быстро распространилась новая хозяйственная система — семейная подрядная ответственность, связанная с результатами производства.

Транспортная  инфраструктура

Протяжённость автодорог (включая  сельские) составляет 3,5 млн км. Общая  длина современных многополосных  автострад на конец 2006 года составляла 45,3 тыс. км (в 2006 году было построено 4,3 тыс. км автострад, в 2007 году планируется ввести 5 тыс. км).

Протяжённость железнодорожной сети China Railways составляла на конец 2006 года 76,6 тыс. км (в 2006 году прирост составил 1,2 тыс. км). В 2006 году была введена в строй самая высокогорная железная дорога в Тибете (до 5072 м над уровнем моря) стоимостью $4,2 млрд. Водный транспорт включает в себя морские внешнеторговые и внутренние перевозки, а также грузоперевозки по наиболее крупным внутренним рекам.

Водный транспорт сосредоточен на юго-восточном приморье и южных  районах. Его доля в общем грузообороте поднялась с 42 процентов в  1980 году до 53,2 процента в 2012 году. Общая протяженность внутренних рек Китая превышает 110 тыс. км, а общая протяженность судоходных фарватеров — 7,8 тыс. км.

Воздушный транспорт. До конца XX века полет на самолете был у китайцев признаком положения и богатства. Сейчас частота рейсов между городами все больше растет. Так, из Пекина в  Шанхай ежедневно более 40 рейсов. В 2012 году в Китае насчитывалось уже 143 гражданских аэропорта и 1143 авиалинии.

Связь  и инфраструктура

Уровень телефонизации Китая в 1991 году составлял лишь 1,29 %, а в 2012 году он уже достиг 30 %. Число абонентов  проводной связи 207 млн. и является самым большим в мире.

Мобильная связь. Число абонентов  мобильной телефонной связи, составлявшее в 1990 году лишь 18 тыс., к концу сентября 2012 года поднялось до 190 млн. став наивысшим в мире, сохраняет ежемесячный прирост в 5 млн.

Экономические  связи с другими государствами

Товары с пометкой «сделано в  Китае» ныне можно встретить по всему  миру, страна в XXI веке стала «мировой фабрикой». Крупнейший в мире экспортёр, Китай первенствует по объёму экспорта свыше 100 видов продукции. В Китае выпускается более 50 % продаваемых в мире фотоаппаратов, 30 % кондиционеров, 25 % стиральных машин и примерно 20 % холодильников.

Кроме того, согласно таможенной статистике, Китай уже много лет подряд является первым экспортёром текстильных  изделий, одежды, обуви, часов, велосипедов, швейных машин и других видов трудоёмкой продукции. С 1989 года среднегодовой прирост импортной и экспортной торговли Китая составляет 15 %.

Ключевой экспортный рынок для  Китая — США, торговые связи двух стран чрезвычайно сильны. Основные статьи экспорта из КНР в США: электрооборудование, одежда и обувь, товары народного потребления, мебель. Китай также стал крупнейшим игроком на рынках Европы и России.

Информация о работе Иследовательская работа по Китаю