Источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающей жизнедеятельность организации.
Поэтому забота о финансах является отправным моментом деятельности любого субъекта хозяйствования, в нашем случае – туристического предприятия. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение.

Файлы: 1 файл

Основной текст.docx

— 27.05 Кб (Скачать файл)


  1. Понятие и сущность источников финансирования

 

Результаты в любой  сфере бизнеса зависят от наличия  и эффективности использования  финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающей жизнедеятельность организации.

Поэтому забота о финансах является отправным моментом деятельности любого субъекта хозяйствования, в нашем случае – туристического предприятия. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение.

Как правило, источники средств  появляются как результат целенаправленных действий – например, получение  банковского кредита означает приток денежных средств на расчетный счет и одновременно появление в пассиве  баланса источника этих средств  в виде задолженности перед банком.

Вместе с тем источники  могут возникать в известном  смысле спонтанно как результат  финансово-хозяйственной деятельности – например, выявление финансового  результата за отчетный период сопровождается необходимостью начисления и уплаты налога на прибыль, что выражается в  обособлении в пассиве баланса  статьи «Задолженность по налогам и  сборам», т.е. в составе источников появляется новый источник.

Нередко тот или иной источник образуется с целью идентификации  плана использования средств  фирмы. Необходимо особо подчеркнуть, что источник средств следует  отличать от собственно средств. Источник – это искусственная конструкция, обусловленная применением двойной  записи в учете.

 

2. Классификация  источников финансирования деятельности  туристического предприятия

 

Финансовые ресурсы в  большей степени, чем другие, определяют успех туристической организации. Основным их источником является стоимость реализованного туристического продукта (услуги), часть которой после распределения выручки принимает форму денежных фондов специального назначения.

По режиму использования  все источники финансовых ресурсов делятся на:

- собственные и приравненные к ним средства;

- заемные средства;

- привлеченные средства.

Собственные финансовые средства — это базовая и основная часть всех финансовых ресурсов предприятия, которая образуется на момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на протяжении всего срока ее существования, — уставный фонд

К собственным средствам  приравниваются так называемые устойчивые пассивы — переходящая задолженность работникам предприятия по заработной плате и отчислениям в специальные налоговые фонды, облагаемой базой которых являются фонд оплаты труда, задолженность партнерам и потребителям по полученным авансам, кредиторская задолженность и др.

Заемные финансовые средства образуют долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, ссуды.

Привлеченные средства — это средства других предприятий и организаций, временно находящиеся в обороте туристического предприятия в связи с существующей системой расчетов (задолженность кредиторам, доходы будущих периодов и др.).

Основные формы (структура) существования финансовых ресурсов туристического предприятия:

- основные средства;

- оборотные средства.

Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длится дольше года).

Оборотные средства — это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения, которые обеспечивают непрерывность процесса производства и продажи продукции.

 

  1. Инвестиционная деятельность туристического предприятия

 

Одна из сложных задач, стоящих перед любым нормально  работающим предприятием, — выгодное вложение денежных и других ресурсов с целью получения максимального  дохода. Такое вложение средств со стороны предприятия в производственную и финансовую сферы, а также в  сферу обращения называется инвестиционной деятельностью.

Инвестиции (от англ. investments) — это долгосрочное вложение капитала с целью получения дохода и прибыли. При этом под выгодой необходимо понимать не только получение предприятием дополнительной прибыли, но и сохранение достигнутого уровня рентабельности, снижение возможных убытков, расширение круга клиентов, завоевание новых рынков сбыта продукции и услуг, победа в конкурентной борьбе и т. п. [3].

Инвестиции являются одним  из важнейших условий развития системы туризма.

Инвестиционная деятельность относится к числу финансовых методов, которые непосредственно связаны с привлечением и размещением финансовых ресурсов.

Наиболее распространенными  формами инвестиций являются прямые и портфельные.

Прямы́е инвести́ции — вложения (инвестиции) денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности (прямые инвестиции обеспечивают обладание контрольным пакетом акций).

Портфе́льные  инвести́ции — инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.

Иностранные инвестиции — это вложенные (вкладываемые) иностранными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. Иностранными инвесторами могут выступать иностранные государства, объединения, международные организации, иностранные юридические и физические лица, а также граждане Беларуси, постоянно проживающие за границей.

Объектами иностранных инвестиций могут быть:

- любые предприятия и организации, занимающиеся деятельностью, не запрещенной на территории республики;

- здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физических лиц;

- акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги и средства;

- права на интеллектуальные ценности;

- иное имущество.

Иностранные инвестиции осуществляются в следующих формах:

- долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами;

- создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

- приобретение предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг;

- приобретение прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

- любые другие формы, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Инвестиционные  проекты в туризме могут быть направлены:

• на расширение и развитие предприятия (разработку проектов строительства или реконструкцию офиса; приобретение имущества, строительство предприятий размещения и питания; приобретение транспортных средств, объектов социально-культурного и спортивного назначения или долевое участие в их строительстве; обновление и реконструкцию рекреационных туристических объектов; улучшение условий труда сотрудников и др.)

• освоение новых сегментов рынка и производство туристических продуктов и услуг ( составление бизнес-плана; маркетинг туристического рынка;  разработку рекламной кампании; переподготовку кадров; внедрение системы качества обслуживания)

• внедрение информационных технологий (разработку проектов по компьютеризации; внедрение системы Интернет, различных программных

проектов и т.д.)

• приобретение финансовых и нематериальных активов (приобретение пакета акций; финансовый лизинг; франчайзинг).

Принятие решения об инвестировании основывается на расчетах и выборе ставки дисконтирования.

Отечественной практике известен целый ряд методов расчета, однако наибольшее распространение получили:

метод расчета чистого  приведенного эффекта;

метод расчета индекса  рентабельности инвестиций;

метод определения срока  окупаемости инвестиций;

метод расчета коэффициента эффективности инвестиций. Следует  отметить, что универсального метода, пригодного для туристического предприятия или того или иного проекта, не существует. Тем не менее, владея расчетами, полученными приведенными методами, легче принимать окончательные решения.

Инвестиционный процесс  всегда связан с риском. Более того, неопределенность усиливает фактор времени: чем длиннее сроки окупаемости  затрат, тем рискованнее проект. Поэтому при принятии инвестиционных решений затраты, доход и эффективность  проекта следует оценивать с  учетом этого фактора. Такая операция производится путем дисконтирования. Дисконтирование позволяет определить нынешний (текущий) денежный эквивалент суммы, которая будет получена в будущем:

Р = —,

1 + ш

где Р — первоначальная сумма; в — наращенная сумма; п  — продолжительность периода, лет; I — относительная величина годовой ставки процента.

Завершающим этапом в принятии инвестиционного решения является выбор источников финансирования. Условно их можно разделить на внутренние и внешние, хотя на практике используются разнообразные их варианты и комбинации [2].

Внутренние  источники финансирования:

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

амортизационные отчисления;.

дивиденды и другие доходы.

Внешние источники  финансирования:

заемные финансовые средства, кредиты банков, облигационные займы;

привлеченные  финансовые средства (паевые взносы, ценные бумаги);

государственные инвестиционные ассигнования;

инвестиционные  фонды ассоциаций;

средства благотворительных  организаций;

взносы населения.

Внутренние источники  инвестиций являются самыми надежными и эффективными. Однако, как показывает практика, для расширения бизнеса и устойчивого развития туристических предприятий этих средств недостаточно. Привлечение финансовых ресурсов связано со значительными издержками и риском потерять контроль над собственным капиталом. Тем не менее, привлечение заемного капитала необходимо и представляет собой нормальное явление. Важнейшими внешними источниками финансирования являются банковские кредиты и эмиссия ценных бумаг.

Кредит есть форма движения ссудного капитала. Различают следующие виды кредитов:

коммерческий;

ломбардный;

ипотечный;

венчурный;

контокоррентный;

доверительный;

лизингг

Ценные бумаги — это финансовые инструменты, которые свободно продаются заемщиками (эмитентами). Выпуск акций дает возможность туристической фирме помимо прочих финансовых источников получить дополнительные средства на длительный срок.


Информация о работе Источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия