История развития предпринимательства за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:38, реферат

Описание работы

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Файлы: 1 файл

история развития предпринимательства за рубежом.docx

— 24.19 Кб (Скачать файл)

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ  ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по экономике организации на тему:

«История  развития предпринимательства за рубежом»

 

 

 

Выполнила: студентка 2-го курса гр. Б-12-19

Инсапова Диана

Проверила: Шепелёва Наталья Юрьевна

 

 

 

 

 

Уфа-2013

 

Введение

Самой историей доказано: предпринимательство  было и будет основным компонентом  экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом  множество сложных задач, среди  которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике  всех развитых стран. Первоначально  предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или  просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству  стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли  и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства  как оформившегося устойчивого  явления относят к XVII веку. Оно  развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом  возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

В реферате рассмотрена вся история  предпринимательства за рубежом  в виде этапов и примеров.

I.Предпринимательство, его роль и значение в экономике

Предпринимательство, бизнес -- самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия). Предпринимательство, бизнес -- важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Развитие малого и среднего предпринимательства  имеет ряд преимуществ, в сравнении  с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку  экономики, предоставляет широкую  свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю  окупаемость затрат, оперативно реагирует  на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок  товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Он обладает значительным потенциалом  в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут  быть использованы в крупном  производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики -- позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.

Малое предпринимательство представляет собой особый тип предпринимательской  деятельности, субъект которой принимает  новационные решения с полной ответственностью и соединяет различные средства производства с целью получения дохода (прибыли). Понятие малого предпринимательства многогранное, поэтому следует его рассматривать в единстве нескольких аспектов. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). А также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям. Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем. Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

Часть экономистов связывает понятие  малого предпринимательства с его  количественными параметрами, такими как число занятых работников, объем продаж, размер капитала, величина оборота, прибыль, балансовая стоимость  активов. Другие авторы рассматривают  как основу - качественные показатели деятельности малого предприятия, к  которым можно отнести единство права собственности и непосредственного  управления, ограниченность масштабов, вызывающая персонифицированный характер отношений между хозяином и наемным  работником, полная ответственность  руководителя за результаты своей деятельности, семейное ведение дела.

Малому предприятию, как и любому другому предприятию, должны быть присущи  все общие признаки и, кроме этого, необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Однако одни количественные или качественные критерии в чистом виде не могут служить основанием для отнесения предприятий к  категории малых. Но только сочетание  этих двух подходов может выразить сущность малого предпринимательства.

К основным критериям определения  понятия малого можно отнести  следующие:

- небольшой размер предприятия  (что может включать в себя  ограничения по численности работающих, объему реализуемой продукции,  стоимости амортизируемого имущества  и др.);

- юридическую независимость от  других предприятий, общественных  организаций и государства, а  она возможна лишь при том  условии, что на этих предприятиях  будет установлена частная форма  собственности, т.е. полностью  будет отсутствовать доля в  уставном капитале государственных  и общественных организаций;

- управление предприятием осуществляется  непосредственно самим собственником  или соучредителями, что приводит  к возможности быстро принимать  решения и приспосабливаться  к изменяющимся условиям хозяйствования, а также является мощным мотивационным  стимулом для получения максимальной  прибыли.

Развитие предпринимательства  способствует успешному решению  следующих проблем:

· формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений;

· расширение ассортимента и повышение  качества товаров, работ, услуг;

· приближение производства товаров  и услуг к конкретным

· содействие структурной перестройке  экономики;

· привлечение личных средств населения  для развития производства;

· создание дополнительных рабочих  мест, сокращение уровня безработицы;

· более эффективное использование  творческих способностей людей, раскрытие  их талантов, освоение различных видов  ремесел, народных промыслов;

· вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения;

· формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

· активизация научно-технического прогресса;

· освоение и использование местных  источников сырья и отходов крупных  производств;

· содействие улучшению деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий  и оснастки;

· освобождение государства от низкорентабельных  и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

II. История возникновения  предпринимательства

Можно с уверенностью утверждать, что предпринимательство зародилось в тот момент, когда люди придумали натуральный обмен. Ручной труд, крайне примитивные технологии и общинный уклад жизни привели к необходимости менять один товар на другой. Наиболее предприимчивые граждане быстро догадались, что, создавая дефицит на определенный вид товара, можно сильно поднять его стоимость, тем самым, сделав, более ликвидным. Тогда в мире и произошла дифференциация на богатых и бедных.

Более двух миллионов лет предпринимательство  развивалось вместе с человеком. Конечно, современный образ типичного  предпринимателя сильно отличается от того, каким он был, например, в  период становления государства  и института частной собственности. С зарождением капитализма образ  делового предприимчивого человека стал постепенно складываться в то, что мы сегодня привыкли понимать под словом «бизнесмен».

История российского предпринимательства  началась с большим опозданием относительно Америки и Европы, несмотря на то, что профессия купца появилась  в IX--XIII веках. В то время купечество было не только профессией, но и определенным социальным классом. «Третье сословие» -- купцы (после дворянства и духовенства), -- делилось на три гильдии. Исходя из размеров капитала. Род занятий определялся сословным происхождением, а не только желанием создать собственное дело.

В основном, купеческая деятельность сводилась к торговле и перепродажам. Торговали всем: сырьем, мехом, продовольствием, лесом. Природных богатств было много, страна -- большая, и необходимость обеспечения логистики обусловила появление судовладельцев и транспортных компаний.

На этом, частный бизнес в России заканчивался. Были еще ростовщики, однако на Руси во все времена их деятельность считалась аморальной, и превышение ростовщиком определённой процентной ставки преследовалось законодательно. В России практически невозможно было стать предпринимателем «с нуля».

После отмены крепостного права  российское купечество увеличилось  почти в два раза -- со 125 до 230 тысяч. Люди, получив относительную свободу, смогли сами выбирать дальнейший путь развития. Отпущенные, пусть и с оговорками, крестьяне смогли свободно наниматься на работу, накапливать капитал и открывать собственное дело. Однако делать это торопились далеко не все, так как культура предпринимательства в России отсутствовала в принципе.

В то самое время, когда в России отменили крепостное право, в США  началась война между рабовладельческим  Югом и капиталистическим Севером. Юг, где было распространено рабство  и аграрная система хозяйствования, и промышленный Север выделились в два отдельных экономических  района. На Север стремились предприниматели  и основная масса эмигрантов, бегущих  из худших финансовых условий с одной  мыслью -- заработать. Рабочих рук на Севере было достаточно, демографическая ситуация была стабильной, а уровень жизни -- хорошим. Неудивительно, что на Севере сосредотачивались предприятия машиностроения, металлообработки, лёгкой промышленности. Основной рабочей силой были многочисленные эмигранты из других стран, которые работали на фабриках, заводах и других предприятиях, получая зарплату. На Юге труд был бесплатным, рабским, и, как следствие, неэффективным. При наличии большого количества свободных земель категорически не хватало рабочих. Север был сильнее экономически и поэтому одержал победу в гражданской войне.

Олицетворением успеха и американской мечты стал «дядя Сэм» (Uncle Sam -- шутливая расшифровка аббревиатуры US (United States), которая в виде штемпеля ставилась на упаковки с мясом). Реальным прототипом собирательного образа дяди Сэма стал торговец мясом Сэмуэль Уилсон, воплотивший в себе представления американцев о честности, труде и патриотизме. Он начал самостоятельную жизнь в 14 лет без цента в кармане, став затем процветающим дельцом. Со временем «дядя Сэм» стал синонимом стопроцентного американца и самой Америки как символ жизни по принципу опоры на собственные силы.

Европа тоже пришла к капитализму, однако, другим путем -- через религию. Протестантизм, возникший в противовес католичеству, создал новую модель этики, где главными ценностями стали упорный труд и накопление денег как осязаемого эквивалента божественной благодати. Германия, Англия и Голландия жили по принципу: если ты трудился в поте лица, считал каждую копейку и в итоге скопил миллион, значит, ты избран богом и будешь спасен.

В Германии (которая населена как  католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов  добивались протестанты: именно они  составляли костяк предпринимателей и  высококвалифицированных технических  специалистов. Характерная черта  протестантских обществ -- ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве богоугодного вида деятельности. Не одно поколение людей, воспитанных на принципах уважения к труду и к деньгам, сделали европейскую экономическую модель такой, какой она дошла до нас.

Такие разные принципы развития капитализма  привели к тому, что сегодня  налоги от малого и среднего бизнеса  в Европе и США (которые все  называют развитыми странами) обеспечивают 50% ВВП. В России эта цифра составляет 17%.

 

 

 

 


Информация о работе История развития предпринимательства за рубежом