Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:24, курсовая работа
Лесопромышленный комплекс занимает значительное место в экономике Кировской области. Доля отрасли в промышленном производстве области составляет свыше 12%.
В настоящее время лесной сектор Кировской области включает в себя: лесозаготовительную (заготовка и первичная переработка древесины); деревообрабатывающую промышленность (лесопиление, производство фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит, столярно-строительных изделий, мебели, деревянной тары); целлюлозно-бумажную и лесохимическую промышленность. Все отрасли лесной промышленности технологически связаны между собой.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы формирования себестоимости продукции………… 5
1.1 Отраслевые особенности, влияющие на формирование себестоимости продукции ……………………………………………………………………….. 5
1.2 Пути снижения себестоимости продукции…………………………13
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………….. 20
2.1 Местоположение и специализация предприятия………………….. 20
2.2 Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования…………………………………………………………… 20
2.3 Финансовые результаты деятельности предприятия…………....... 26
3. Издержки предприятия и себестоимость продукции……………………... 31
3.1 Объемы производства продукции………………………………….. 31
3.2 Состав и структура себестоимости продукции…………………… 32
3.3 Динамика затрат на производство продукции…………………….. 34
Выводы и предложения…………………………………………………………36
Список литературы……………………………
Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли отражения в вышеизложенных факторах, то их относят к прочим. К ним можно отнести, например, изменение размеров или прекращение разного рода обязательных платежей, изменение величины затрат, включаемых в себестоимость продукции и др.
Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат т затрат на единицу продукции.
Открытое акционерное общество «Федоровский леспромхоз» (ЛПХ) действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано без ограничения срока его деятельности.
Предприятие работает в сырьевых базах Нагорского лесхоза одноименного района Кировской области в четырех лесничествах: Федоровское, Николаевское, Симоновское и Мулинское.
Предприятие расположено на севере Кировской области. Основные транспортные пути: асфальтированная автомобильная дорога Нагорск – Киров (Нововятская площадка) – 140 км, асфальтированная автомобильная дорога Нагорск –Слободской – 90 км. В период половодья (конец апреля – май) часть круглых лесоматериалов поставляется водным транспортом поставляется водным транспортом по реке Вятка (плотовой сплав) на Нововятскую площадку.
Лесоэксплуатация
Данное предприятие специализируется на заготовке, разделке, и вывозке круглого леса и пиломатериалов. Также на предприятии выполняется комплекс перевозочных и ремонтных услуг. [1]
2.2 Ресурсный
потенциал предприятия и
Федоровский леспромхоз работает в лесосырьевой базе Нагорского лесхоза Министерства природных ресурсов Российской Федерации и является крупнейшим лесозаготовителем в данной базе.
Характеристика лесосырьевых ресурсов в лесосырьевой базе лесхоза:
- общая площадь лесхоза – 325 тыс. га.
- площадь спелых и перестойных насаждений, возможных к эксплуатации – 97,3 тыс. га.
- Фактическая эксплуатируемая площадь – 1, 090 тыс. га.
- запас насаждений всего – 39855,1 тыс. м ³.
- расчетная лесосека по главному пользованию – 752,6 тыс. м ³, в том числе по хвойному хозяйству – 271,4 тыс. м ³.
- удельный вес хвойных пород в расчетной лесосеке – 36,1% [1]
Таблица 1 – Товарная структура спелых и перестойных насаждений в разрезе основных лесообразующих пород в Нагорском лесхозе, тыс. м ³.
Древесная порода |
Расчетная лесосека |
Деловая древесина |
Дрова | ||||
25 см и выше |
24-19 см |
18-14 см |
До 13 см |
итого | |||
Сосна |
38,9 |
10,4 |
12,4 |
8,7 |
4,5 |
36,0 |
2,9 |
Ель, пихта |
232,5 |
29,2 |
71,6 |
69,5 |
42,2 |
212,5 |
20,0 |
Берёза |
379,6 |
11,7 |
63,8 |
104,8 |
43,7 |
224,0 |
155,6 |
Осина |
101,6 |
17,9 |
17,2 |
9,8 |
6,9 |
51,8 |
49,8 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что
Ресурсы хвойного пиловочника в расчетной лесосеке лесхоза (диаметр от 17 и выше) оценивается в объеме 170,5 тыс. м ³, фанерного берёзового сырья – 75,5 тыс. м ³, а с учетом использования в фанерном производстве осины, что допускается существующими ГОСТами, ресурсы фанерного кряжа могут составить приблизительно 95 тыс. м ³.
В настоящее время
Федоровский ЛПХ имеет в аренде
участки лесного фонда с
На данный момент у предприятия годовая расчетная лесосека составляет 300 тыс. м ³, что полностью обеспечивает потребности предприятия в сырье.
Нагорский район, где находится ОАО «Федоровский ЛПХ», относится к одним из слабо развитых в промышленном отношении районов области. Из отраслей промышленности монопольное место занимает лесозаготовительная, на долю которой приходится все 100 % выпуска промышленной продукции, объем которой в 2008 году составил 118,6 млн.руб., в том числе продукция леспромхоза – 52,1 млн.руб.
Кроме лесозаготовок, в
районе имеется небольшое
Исторически сложилось,
что подавляющая часть
Спад в объемах производства существенно снизил потребность в кадрах специалистов и рабочих (см. таблица 2).
Таблица 2 – состав и
структура персонала
Категории персонала |
2010 |
2011 |
2012 | |||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Среднесписочная численность работников всего |
412 |
100 |
310 |
100 |
260 |
100 |
В том числе: |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
Промышленно-производственный персонал |
395 |
95,9 |
294 |
94,8 |
249 |
95,8 |
- рабочие |
349 |
84,7 |
250 |
80,6 |
208 |
80 |
- руководители |
3 |
0,7 |
3 |
0,96 |
3 |
1,2 |
- специалисты |
43 |
10,4 |
41 |
13.2 |
38 |
14,6 |
Непромышленный персонал |
17 |
4,1 |
16 |
5,2 |
11 |
4,2 |
В советское время в леспромхозе получила широкое применение самая передовая в то время техника и технология. Все лесозаготовительные операции выполнялись лесными машинами без применения ручного труда (валочно-пакетирующие и сучкорезные машины, бесчокерные тракторы, лесопогрузчики, и т.д.). Поэтому были подготовлены квалифицированные кадры специалистов, успешно работающие и в настоящее время. Существенный недостаток – это большой износ лесозаготовительной техники, которая была приобретена в дореформенный период и к настоящему времени отслужила три амортизационных срока. В результате снижения эксплуатационных характеристик оборудования выработка на единицу техники снизилась в среднем в 2 раза. Соответственно упала производительность труда. Например, на вывозке хлыстов работает 26 лесозаготовительных автомобилей МАЗ-509 выпуска 1988-1991гг., численность водителей – 35 человек. Кроме этого на ремонте занято ещё 17 человек. В результате годовая выработка на автомобиль составила 5,8 тыс. м ³. Среднесписочный автомобиль отработал на вывозке леса всего лишь 220 – 230 смен в году, что ниже нормативного срока примерно в 2 раза.
Аварийное состояние большинства видов машин и оборудования вызывает дополнительную потребность как в основных, так и во вспомогательных рабочих. Только на ремонте техники занято 31 рабочих, или 12,4 % от общей численности промышленно-производственного персонала.
По оценке специалистов предприятия проблем с кадрами пока не наблюдается. Основная проблема – старение кадров рабочих, особенно в основном производстве. Главная причина низкой привлекательности труда на лесозаготовках – низкая заработная плата.
Основную составляющую в инфраструктуре лесозаготовок представляют автомобильные лесовозные дороги. Наличие дорог круглогодового действия позволяет в значительной степени сократить сезонность лесозаготовительного производства и более равномерно распределить объемы производства по сезонам года. При этом по мере освоения лесосырьевой базы, вырубки близлежащих лесосек, для освоения более удаленных лесных массивов, необходимо ежегодно заниматься строительством новых дорог, как правило, без увеличения объемов производства.
Основными ограничителями производственной мощности на лесозаготовках являются расчетная лесосека и провозная способность лесовозных дорог. Например, потребность в лесовозных автомобилях. На 1 млн. м ³ вывозки древесины на среднее состояние 20 км составляет 50 ед., а на расстояние 120 км потребность увеличивается более чем в 4 раза и составляет уже 218 ед.
В случае ОАО «Федоровского ЛПХ» при увеличении среднего расстояния вывозки будет возрастать и потребность в лесовозном транспорте. Ежегодно ЛПХ строит до 10 км дорог.
Таблица 3 – состав и структура основных средств
Виды фондов |
2010 |
2011 |
2012 | |||
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% | |
Здания |
332,3 |
5 |
255,8 |
3,5 |
136 |
2 |
Сооружения |
1010,2 |
15,2 |
915,4 |
12,5 |
1295 |
19 |
Машины и оборудование |
3456 |
52 |
4581,8 |
62,7 |
4103 |
60,4 |
Транспортные средства |
1847,5 |
27,8 |
1557 |
21,3 |
1264 |
18,6 |
Всего основных фондов |
6646 |
100 |
7310 |
100 |
6798 |
100 |
В том числе |
||||||
Производственные |
6160,8 |
92,7 |
7112,6 |
97,3 |
6662 |
98 |
непроизводственные |
485.2 |
7,3 |
102,8 |
2,7 |
136 |
2 |
Как показано в Таблице
3, в структуре основных средств
предприятия преобладают произв
Важной составляющей
лесозаготовительной
В ОАО «Федоровский ЛПХ» имеется 2 нижних склада: Романиха и Липовое, причем на первом разделывается более 100 тыс. м ³ древесины. Следует отметить, что территория нижних складов не обустроена: подъездные пути не имеют твердого основания. В результате в период дождей и распутицы дороги становятся непроезжими. Автомобили, груженые готовой продукцией, приходится буксировать трелёвочными тракторами, что вызывает более интенсивный износ техники и увеличивает затраты на перевозку леса. Кроме этого на нижних складах отсутствуют краны по погрузке готовой продукции на автомобильный транспорт. Погрузка автомобильного транспорта производится низко производительным самоходным погрузчиком – штабелером ЛТ-72, малопригодным для погрузки сортиментов на автомобиль. Затраты времени на погрузку автомобиля с прицепом достигают до 40 минут на рейс. Это вызывает дополнительные простои автомобилей при ожидании погрузки и самой погрузки.
Нижние склады во время паводка затапливаются водой и в течение двух месяцев (мае и июне) неработоспособны. Причем необходимо проводить комплекс работ по ликвидации последствий паводка в части обустройства территории нижних складов и ремонта нижнескладских сооружений (эстакад, подкрановых путей, площадок хранения хлыстов и сортиментов и т.д.) и оборудования. Это дополнительные, но необходимые затраты, которых можно избежать при условии строительства нового нижнего склада, примыкающего к автодороге Синегорье – Нагорск в районе существующего лесопильного цеха. Также это позволит сократить расстояние доставки хлыстов из лесосеки примерно на 6 км. [1]
Ремонтная база в леспромхозе
находится в удовлетворительном
состоянии и не требует больших
затрат на её модернизацию. Наоборот, обновление
основного парка машин и
Весь парк лесозаготовительных машин (тракторы, лесопогрузчики, автомобили, нижнескладское и вспомогательное оборудование) был приобретён в 90-х годах прошлого века. Фактически машины и оборудование проработали 3 амортизационных срока и физически изношены. [1]
2.3 Финансовые
результаты деятельности
Экономико-финансовое состояние
оценивается как
Несмотря на кризисное состояние экономики ОАО «Федоровский ЛПХ» является в Нагорском районе основным плательщиком налогов среди промышленных предприятий, на долю которого приходится 38,3 % всей суммы налогов в бюджеты всех уровней, 37,7 % - в федеральный бюджет и 46 % - в местный бюджет.
Таблица 4 – Показатели размера предприятия
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2012 |
Денежная выручка от реализации прод-ции тыс.руб. |
63225 |
57676 |
52109 |
82,4 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
412 |
310 |
260 |
63,1 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. |
6646 |
7310 |
6798 |
102,3 |
Из Таблицы 4 видно, что в условиях кризиса денежная выручка от продукции уменьшилась, также снижается количество работников на предприятии для уменьшения затрат, и в связи с уменьшением объемов производства. В 2011 году увеличилась стоимость основных средств, так как была закуплена новая техника.