Издержки предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование способов и приемов экономического поведения предприятия для реализации условий снижения издержек и, тем самым повышения доходности. Цель обуславливает постановку и решение конкретных задач, обеспечивающих реализацию цели.
Во-первых, задача достижения снижения издержек и повышения доходности включает поиск путей рационального использования ограниченных ресурсов фирмы.
Во-вторых, использование ресурсов требует изучения состава и структуры издержек фирмы, учета особенностей применения ресурсов.
В-третьих, оптимальный выпуск продукции, достигаемый при наименьших затратах предполагает изучение роли масштаба производства, действия экономических законов, способствующих этому, учета периодов времени и других факторов.

Файлы: 1 файл

правильноготовый курсовик.docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

         Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма (или предприятие). Фирма - это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью, обладает хозяйственной самостоятельной, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью повышения прибыли (или дохода). Добиваясь реализации этой цели, которая является локальной для каждой отдельной фирмы, множество их, как хозяйственных ячеек экономики государства, обеспечивают достижения общей цели - удовлетворение материальных и духовных потребностей всех категорий граждан страны.

          Доходность или прибыльность фирмы напрямую связана с издержками, то есть с затратами на производство продукции, реализацию, хранение и т.д.

Этим обстоятельством и определяется актуальность темы курсовой работы. В ней раскрывается значение факторов, определяющих политику фирмы по повышению доходности, а, следовательно, и снижению издержек, то есть затрат фирмы. Хозяйственная политика определяет экономическое поведение фирмы для осуществления локальной цели ее деятельности. В этом и состоит значимость данной темы для хозяйственной практики.[12;c146]

          Хозяйственная деятельность фирмы служила объектом исследования многих ученых, начиная с классиков политической экономии. В настоящее время интерес к разработке данной проблемы еще более усиливается, в частности в российской экономике в связи с переходом к формированию основ рыночных отношений и рыночного механизма хозяйствования.

          Целью курсовой работы является исследование способов и приемов экономического поведения предприятия для реализации условий снижения издержек и, тем самым повышения доходности. Цель обуславливает постановку и решение конкретных задач, обеспечивающих реализацию цели.

          Во-первых, задача достижения снижения издержек и повышения доходности включает поиск путей рационального использования ограниченных ресурсов фирмы.

         Во-вторых, использование ресурсов требует изучения состава и структуры издержек фирмы, учета особенностей применения ресурсов.

         В-третьих, оптимальный выпуск продукции, достигаемый при наименьших затратах предполагает изучение роли масштаба производства, действия экономических законов, способствующих этому, учета периодов времени и других факторов.[12;c203]

         Понятие дохода и издержек  рассматривали многие ученые  и авторы, такие как: В.В. Ковалев, А.В. Грачев, О.Е. Ефимова, Г.В. Савицкая и многие другие.

 

 

Глава 1. Понятие издержек, их суть и назначение

    1. Понятие издержек и себестоимости продукции

         Количество товара, которое будет продаваться на рынке зависит от уровня издержек и цены, по которой этот товар будет продавать. Из этого следует, что значение издержек производства является одним из условий успеха на рынке.

         Издержки производства - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Они находят свое выражение в показателях себестоимости продукции, которая характеризует в денежном выражении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые необходимы для производства и реализации продукций.

         Однако, ресурсы, использованные для изготовления продукций, не отражают всего объема затрат на осуществление производственно - хозяйственной деятельности предприятия. Кроме затрат, связанных с производством продукций, предприятие несет расходы по ее сбыту и продвижению на рынке. К ним относятся расходы по транспортировке изделий потребителям, на проведение маркетинговых исследований, организацию рекламы и др. Выраженные в денежной форме они представляют собой издержки реализации продукции.

    Кроме того предприятие платит налоги, сборы, производит отчисления в различные целевые и внебюджетные фонды, которые также относятся на себестоимость продукций. Сумма издержек производства и реализации, налогов, сборов и обязательных отчислений в целевые внебюджетные фонды образует издержки предприятия или полную себестоимость продукции. [13;c134]

Себестоимость – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т. е. самоокупаемости – основополагающей признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов.

В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции, в отечественной экономической литературе традиционно выделяют следующие ее виды:

  1. цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы;
  2. производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов. Свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;
  3. полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих (внепроизводственных) расходов. Этот показатель интегрирует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с продажей продукции.[13;с.103]

В рамках отдельного предприятия рассчитывают индивидуальную себестоимость, обусловливающуюся конкретными условиями, в которых функционирует предприятие.

 В отличие от индивидуальной, среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли.

         В себестоимость продукций включаются:

-затраты на подготовку и освоение производства;

-затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;

-затраты на оплату труда;

-затраты , связанные с использованием природного сырья;

-затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологий и организацией производства, а так же с улучшением качества продукции;

-затраты, связанные с изобретательством, техническим усовершенствованием и рационализаторскими предложениями;

-затраты по обслуживанию производственного процесса ( текущий, средний и капитальный ремонт );

-затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

-затраты , связанные с набором рабочей силы;

-текущие затраты , связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;

-расходы, связанные с управлением производством;

-затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

-расходы по транспортировке работников к месту работы и обратно;

-выплаты, предусмотренные законодательством о труде ( оплата отпусков,компенсаций и т.д. );

-отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение,в фонд занятости от затрат на оплату труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции;

-отчисления по обязательному медицинскому страхованию;

-платежи по страхованию имущества предприятий;

-затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, оплата услуг банков;

-затраты по гарантийному обслуживанию;

-расходы, связанные со сбытом продукций;

-затраты на воспроизводство основных производственных фондов;

-потери от брака;

-потери от простоев по внутрипроизводственным причинам. [6;c145]

          Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы необходимых для производства товара, а так же от технологий их использования. Цена, по которой приобретаются ресурсы, не зависят от предприятия. Она определяется взаимодействием спроса и предложения на эти ресурсы.                       Следовательно, для предпринимателя очень важен технологический аспект формирования издержек производства, определяющий с одной стороны, количество привлекаемых ресурсов и качество их использования , с другой стороны. Причем, предприятие должно использовать такие методы производства, которые были бы эффективны, как с технологической , так и с экономической точек зрения. То есть каждое предприятие стремиться выбрать такой технически эффективный процесс производства, который обеспечивал бы наименьшие издержки производства. [13;c245]

    1. Классификация затрат, образующих издержки производства

          По содержанию и назначению вышеназванные затраты группируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Группировка затрат по экономическим элементам отражает их распределение по экономическому содержанию независимо от формы использования в производстве того или иного вида продукции и место осуществления этих затрат. Эта группировка применяется при составлении сметы затрат на производства всей выпускаемой продукции. Для предприятий всех отраслей промышленности установлена следующая обязательная номенклатура затрат на производства продукции по экономическим элементам:

-материальные затраты;

-затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

-амортизация основных фондов;

-отчисления в государственные специальные фонды;

-налоги включаемые в издержки предприятия;

-прочие.

          Классификация затрат по экономическим элементам дает возможность знать структуру себестоимости и позволяет проводить целенаправленную политику по улучшению экономики предприятия. Но эта классификация не позволяет определить важный экономический показатель - себестоимость одной единицы продукции. [5;c124]

          Поэтому для определения издержек продукции на единицу товара используют классификацию по статьям расхода (калькуляционным статьям). В отличие от группировки по экономическим элементам, калькуляция позволяет учесть расходы непосредственно связанные с производством конкретного наименования изделия. В эти расходы входят, как материальные затраты, так и расходы по созданию, обслуживанию и управлению производством этого вида изделия. Калькуляция составляется по тем же статьям затрат, что и себестоимость товарной продукции по предприятию в целом, но в случае необходимости в отдельных отраслях, возникает необходимость выделения иных статей затрат. Так в консервной, плодоовощной промышленности выделяется такой вид затрат как “ тара и тарные материалы“ , которые в свою очередь калькулируются на бочки, банки, ящики и т.д.

         Для обеспечения сквозного учета и планирования в качестве калькуляционных единиц, как правило, используются физические единицы измерения конкретных видов продукций, принятые в производственной программе предприятия ( штуки, тонны метры и др. ).

На промышленных предприятиях разрабатываются плановые и отчетные калькуляций. Первые разрабатываются на плановый период по плановым затратам. Вторые - отражают фактические затраты на выпуск и реализацию продукции. Сопоставление плановых и фактических калькуляций позволяет выявить отклонение в затратах и наметить пути по их снижению. [12;c211]

        Применяются различные методы калькулирования промышленной продукции: прямого счета, расчетно-аналитический, нормативный, параметрический, исключения затрат, коэффициентный и комбинированный.

Применение того или иного метода зависит от вида производимой продукции, характера технологического процесса, особенностей перерабатываемого сырья.

        Метод прямого счета применяется на предприятиях , производящих однородную продукцию. При этом методе издержки на единицу продукции определяются путем деления общей суммы издержек на количество выработанной продукции.

         В многономенклатурных производствах более распространен расчетно-аналитический метод. Сущность его заключается в том, что прямые затраты на единицу продукции определяются на основе прогрессивных норм расхода ресурсов.

         Нормативный метод - наиболее прогрессивный. Он базируется на нормах и нормативах использования материальных и трудовых ресурсов, пригоден для разработки калькуляций на новые виды продукции.

         Параметрический метод - применяется для расчета издержек производства однотипных , но разных по качеству изделий. Он основывается на установлении закономерности изменения издержек в зависимости от изменения качественных параметров продукции. Выявив эту закономерность и издержки на изготовление изделия - макета, можно узнать издержки на другие однотипные изделия, отличающиеся друг от друга параметрами.Для отбора качественных свойств ( параметров ) выполняется корреляционный анализ зависимости изменения издержек от изменения каждого параметра. Он позволяет соизмерить улучшение качественных свойств продукции с дополнительными затратами на ее изготовление.[5;c312]

          Методы исключения затрат, коэффициентный и комбинированный основаны на определении общей суммы всех затрат на переработку исходного сырья и последующим ее распределением на получаемую продукцию. Эти методы используются в комплексных производствах , т. е. таким , где из одного исходного сырья, в едином технологическом процессе получают два или несколько разнородных видов продукции.

         Метод исключения затрат состоит в том, что из всей продукции, полученной в результате комплексной переработки сырья, один ее вид считается основным, остальные - побочными ( попутными ). Из общих затрат на переработку сырья исключают стоимость побочной продукции, а оставшуюся после исключения сумму относят на издержки по основной продукции. Применение данного метода целесообразно в отраслях, где побочные продукты занимают небольшой удельный вес, а их оценка не оказывает существенного влияния на издержки по изготовлению основной продукции.

Информация о работе Издержки предприятия