Издержки производства, себестоимость продукции, пути их снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение издержек производства, себестоимости продукции и рассмотрение путей их снижения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• узнать что такое издержки производства, классификацию;
• дать краткую характеристику предприятия;
• провести анализ деятельности ОАО «Омск-пригород»;
Объектом исследования является предприятие ОАО «Омск-пригород».

Содержание работы

Реферат…………………………………………………………………………….4
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Издержки и затраты производства: понятие, виды…………………………6
1.1.Понятие затрат и издержек производства……………………………….6
1.2.Виды затрат предприятия…………………………………………………6
1.3. Себестоимость продукции. Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции……………………………………………………….10
1.4.Группировка затрат по экономическим элементам ( смета затрат на производство) и статьям калькуляции…………………………………………16
1.5.Определение себестоимости продукции………………………………..21
2.Анализ себестоимости продукции……………………………………………24
2.1. Краткая характеристика предприятия …………………………………24
2.2. Организационная структура Общества………………………………...25
2.3. Основные показатели (в том числе – технические, численность работников и т.п.)……………………………………………………………….25
2.4.Анализ динамики результатов деятельности компании……………….32
2.5.Заработная плата………………………………………………………....38
3.Рекомендации, принятые компанией для повышения качества………40
3.1.Мероприятия, направленные на снижение расходов………………….40
3.2.Мероприятия, направленные на повышение доходов…………………42
3.3.Мероприятия, направленные на совершенствование системы обслуживания пассажиров, улучшение условий их проезда…………………42
3.4.Мероприятия по оптимизации затрат на ремонт и эксплуатацию МВПС…………………………………………………………………………….43
3.5.Мероприятия по улучшению условий труда и отдыха работников Общества…………………………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………46
Список используемой литературы…………………………………………..….48

Файлы: 1 файл

Храмцова Шульгина.doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

При разработке калькуляции  на единицу продукции затраты, как  известно, подразделяются на прямые и  косвенные.

Прямые затраты можно сразу же отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, материалы, энергия технологическая, заработная плата основных рабочих и т.д.

Прямые  материальные затраты включаются в себестоимость на основе установленных норм расхода и цен на данный вид ресурса. Основная заработная плата производственных рабочих определяется исходя из действующих норм труда (выработки, времени) и сдельных расценок (при сдельной оплате труда), или нормативных ставок оплаты (при повременной оплате труда).

После определения возможного набора прямых затрат все остальные  затраты относятся к косвенным и распределяются между всеми видами продукции пропорционально выбранной базе. Так, дополнительная оплата труда и отчисления на социальные нужды распределяются пропорционально основной заработной плате. Цеховые и общепроизводственные расходы могут быть разделены либо в соотношении прямых затрат, либо по доле расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Иногда расходы по содержанию оборудования невозможно отнести на определенную продукцию. Тогда их учитывают в составе цеховых расходов и соответственно распределяют.

Для определения объема косвенных затрат предварительно разрабатываются  сметы вспомогательных и обслуживающих  цехов, расходов на управление и др. На их основе планируются затраты по комплексным статьям калькуляции: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общепроизводственные расходы, расходы на подготовку нового производства. Эти затраты планируются в сметном и калькуляционном разрезе и используются как для определения себестоимости единицы изделий, так и всей товарной и валовой продукции.

Расчет себестоимости  на основе установленных норм прямых затрат и разработки плановых комплексных  статей принято называть методом норм, или методом прямого счета. Надежность расчетов обеспечивается экономически обоснованной системой норм и нормативов затрат. Несмотря на высокую трудоемкость расчетов, этот метод планирования себестоимости является основным на предприятиях.

При предварительных  расчетах и на ранних стадиях разработки бизнес-планов используется метод расчетов по технико-экономическим факторам, или аналитический. Его сущность заключается в определении влияния отдельных факторов в плановом периоде на установленный базовый показатель – уровень затрат на рубль продукции. В качестве основных факторов, как правило, принимаются: изменение спроса на продукцию и объема производства, сдвиги в ассортименте продукции, повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства, труда, управления и проч. Учитывается влияние и внешних факторов.

При планировании себестоимости  предприятие кроме калькуляции  и сметы затрат на производство разрабатывает  сводную шахматную таблицу затрат на производство и реализацию продукции, отражающую взаимосвязи экономических элементов и калькуляционных статей затрат.

Основными плановыми  и отчетными показателями, определяемыми  предприятием по себестоимости продукции, являются:

  • себестоимость единицы продукции в рублях (тыс. руб.), рассчитываемая на основе плановых и отчетных калькуляций;
  • затраты на рубль товарной продукции, рассчитываемые как отношение затрат на производство и реализацию продукции к объему выпуска товарной продукции в ценах реализации, показывающее величину затрат в каждом рубле товарной продукции;
  • процент снижения затрат по сравнимой товарной продукции (к сравнимой относится продукция, которая выпускалась предприятием в предшествующем году).

Расчет себестоимости  обычно предполагает разработку плана  снижения себестоимости товарной продукции.

 

 

2.Анализ себестоимости  продукции

2.1. Краткая  характеристика предприятия 

В целях совершенствования  системы пригородных пассажирских перевозок на территории Омской области  в 2003 году ОАО «РЖД» и Омской областью  было создано открытое акционерное общество «Омск-пригород» в форме дочернего общества с долей уставного капитала 51%  и 49% соответственно.

Главными целями деятельности Общества является обеспечение потребности  населения в пригородных железнодорожных перевозках, а также получение прибыли.

ОАО «Омск-пригород» осуществляет пригородные пассажирские перевозки  на территории Омской области.

Омская область - субъект  Российской Федерации на юго-западе Сибири. Граничит на юге и юго-западе - с Казахстаном на западе и севере с Тюменской областью, на востоке - с Томской и Новосибирской областями. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Площадь - 141,1 тыс. км², т.е. 1/15 часть Западной Сибири – разделена на 32 административных района, 12 из которых прилегают к железной дороге. Протяженность с севера на юг - 600 км, с запада на восток - 300 км

Общая численность населения  Омской области составляет 2012 тыс. человек (по состоянию на 2010 г.). Плотность населения - 14,3 чел./км². Население области проживает в 6 городах областного подчинения, 21 рабочем поселке, 1517 сельском населенном пункте.

Удельный вес городского населения -69,3%, в сельской местности проживает 30,7%.

Областной центр –  город Омск. Численность населения  г. Омска составляет 1394 тыс. человек – восьмое место по числу жителей среди 11 городов - миллионников РФ и второе по численности населения среди регионов Сибирского федерального округа.

Услугами компании пользуются как жители города, так и области.

Определяющим фактором изменения численности населения  Омска является естественное движение, то есть изменение рождаемости и  смертности.

Экономически активное население составляет 1277 тыс. чел.

Возрастная структура  населения: к трудоспособному относится 64% населения, моложе трудоспособного  возраста – 16%, старше – 20%.

 

2.2. Организационная структура Общества (Приложение 3.)

 

2.3. Основные показатели (в том числе – технические, численность работников и т.п.).

 


Инвентарный парк моторвагонного депо Омск в 2010 году содержал 16 электропоездов или 132 вагона (в 2009 году – 19 поездов  и 156 вагонов). Эксплуатируемый парк в 2010 году составил 99 вагонов (в 2009 году – 113 вагонов). В течение 2010 года пригородные перевозки обеспечивали 10 составов в будние дни и 11 составов в выходные и праздничные.

С начала своей деятельности компания уделяет особое внимание к  обеспечению комфортного и безопасного  проезда пассажиров в  электропоездах.  Наружная и внутренняя уборка моторвагонного подвижного состава осуществляется мойщиками-уборщиками, которые находятся в штате компании.

Новые электропоезда, поступающие  в эксплуатацию, оборудованы биотуалетами (ЭЧТК). В компании создана специализированная бригада по обслуживанию и ремонту ЭЧТК.

          Ежегодно при подготовке парка  электропоездов к летним пассажирским  перевозкам, совместно с моторвагонным  депо Омск  выполняется внутренняя  и наружная окраска вагонов.

Постоянно, по мере необходимости, обновляется наглядная информация в салонах и на кузовах подвижного состава.

В пользовании ОАО  «Омск-пригород» на 94 остановочных пунктах и станциях находится 177 посадочных платформы общей площадью 78,8 тыс. м2, 33 пассажирских здания и павильона, из них:


на балансе ОАО «Омск-пригород»: пригородный вокзал на станции Омск – Пассажирский  и крытый пешеходный переход через ж.д. пути;

 

 

на балансе моторвагонного депо Омск (ТЧ-31): 6 пассажирских зданий;

на балансе НГЧ-1: 26 зданий.

 

 

 

Содержание объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» - текущий ремонт, обслуживание, уборка пассажирских зданий и павильонов в 2010 году выполнялась работниками ОАО «Омск-пригород», согласно договору с Западно-Сибирской железной дорогой.

Платформы пригородного сообщения

 

№ п/п

Участок

Количество платформ

Площадь платформ,

 кв. м. 

1

Омский

24

11 398,0

2

Исилькульский

28

10 749,6

3

Называевский

36

14 456,8

4

Татарский

52

20 455,0

5

Иртышский

37

21 755,5

 

Итого:

177

78 814,9


Для улучшения качества обслуживания инфраструктуры в компании приобретены 6 ручных бензиновых газонокосилок и 6 бензиновых снегоуборщиков.

В течение 2010 года в Омске  и на линейных участках, обслуживаемых  компанией, для обеспечения безопасности и удобства пассажиров выполнялись  ремонты пешеходных настилов посадочных платформ, обновлялась перед летними пассажирскими перевозками разметка полос безопасности, выполнялся ремонт ограждений посадочных платформ, изготавливались и обновлялись предупреждающие аншлаги, заменялись расписания и знаки безопасности.

Проводимая работа направлена на обеспечение  исправного состояния перронного и  платформенного освещения, налажен  учет и устранение замечаний машинистов и обращений пассажиров. Энергетиками оперативно проводятся мероприятия  по восстановлению аппаратуры освещения объектов инфраструктуры.

В  ОАО  «Омск-пригород»  в  пригородном  сообщении  работает 19  билетных касс, 31 билетное окно, из них:

10 - на Омском вокзале  и 5 - на Омском узле,

5 - на Исилькульском  участке, 

3 - на Называевском  участке, 

5 - на Татарском участке,

3 - на Иртышском участке. 

Контроль наличия у  пассажиров проездных документов осуществляется контролерами  -  кассирами   в   количестве   43   человек,   что  обеспечивает 100 %-й охват  ревизиями электропоездов.

Контролеры - кассиры  находятся в штате компании, что обеспечивает им социальные гарантии и значительно влияет на качество работы каждого сотрудника. Заработная плата контролеров - кассиров зависит от итогов их работы за месяц – полученных тарифных сумм и сумм оказанных дополнительных услуг. Такая система оплаты труда позволяет повысить качественные показатели работы и уровень индивидуальной ответственности. Целью контрольно - ревизионной работы является ликвидация безбилетного проезда в пригородных электропоездах, повышение доходности пригородных перевозок, а также контроль за соблюдением порядка в электропоездах.  

           Систематически работниками компании  проводятся заслоны электропоездов  с целью пресечения безбилетного  доступа. Анализ экономической  эффективности показывает, что рост выручки и количество проданных документов в билетных кассах в дни проведения «заслонов» составляет всего лишь 1,5%. Это свидетельствует об отсутствии безбилетников.

Для поддержания общественного  порядка, пресечения безбилетного проезда, несанкционированной торговли и случаев вандализма к внутрисалонному оборудованию вагонов привлекается Служба контроля и сопровождения электропоездов. В результате их работы за 2010 год 875 человек передано в органы внутренних дел и удалено из электропоездов 1618 человек нарушающих правила проезда.

 

 

2.4.Анализ динамики  результатов деятельности компании.

 

ДОХОДЫ  КОМПАНИИ

 

Динамика доходов  и расходов по видам деятельности с 2009 - 2010 годы

(тыс. руб.)

Доходы от реализации 2009г = 464 993 ; 2010г. = 361 878

Отклонение 2010 / 2009 = 361 878/464 993= 0,78= 78%

Доходы от перевозок 2009г.= 347 279; 2010г. = 232 702

Отклонение 2010 / 2009 = 232 702/347 279 = 0,67= 67%

пригородные перевозки 2009г.= 227 127; 2010г= 189 391

Отклонение 2010 / 2009 = 189 391/227 127= 0,83= 83%

ускоренные электропоезда2009г = 120 152; 2010г= 43 311

Отклонение 2010 / 2009 = 43 311/120 152= 0,36= 36%

Доходы за оказание услуг  по содержанию инфраструктуры 2009г.= 103 253; 2010г.= 102 064

Отклонение 2010 / 2009 = 102 064/103 253= 0,99 = 99%

Прочие доходы 2009г.= 112 736; 2010г.= 111 399

Отклонение 2010 / 2009= 111 399/112 736= 0,99= 99%

Информация о работе Издержки производства, себестоимость продукции, пути их снижения