Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 17:07, дипломная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития отечественной экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей повседневной работе финансового менеджера занимает управление оборотными средствами, т.к. именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций фирмы. В конечном итоге, рациональное использование оборотных средств в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Организация оборотных средств предприятия……………………………….6
1.1 Понятие, состав и структура оборотных средств………………………………….6
1.2 Классификация оборотных средств………………………………………………11
1.3 Источники формирования оборотных средств…………………………………..13
1.4 Определение потребности предприятия в оборотных средствах, их норматив. Методы нормирования оборотных средств…………………………………………..15
1.5 Эффективность использования оборотных средств……………………………..20
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Рязанов» ………..39
2.1 Краткая характеристика предприятия. Организационная структура…………...39
2.2 Анализ динамики реализации продукции……………………………………….43
2.3 Анализ трудовых ресурсов………………………………………………………...46
2.4 Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО «Рязанов»…………….49
2.5 Анализ себестоимости продукции………………………………………………...51
2.6 Анализ прибыли……………………………………………………………………55
Глава 3 Состояние и пути совершенствования оборотных средств
ООО «Рязанов»…………………………………………………………………………63
3.1 Анализ использования оборотных средств ООО «Рязанов»……………………63
3.2 Предложения по совершенствованию использования оборотных средств
ООО «Рязанов»…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………………………..73
Список использованных источников…………………………………………………
2.2 Анализ динамики реализации продукции
Основной задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат - расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.
По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
Информационной базой для анализа объемов производства и реализации продукции может быть: статистические показатели (приложение к балансу – форма № 4, «движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» – форма №16); оперативные отчеты; планы-графики производства; планы экономического и социального развития предприятия; различные виды сопроводительной документации.
Анализ работы предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.
Основные задачи:
- оценка объема, качества, динамики, структуры продукции;
-проверка сбалансированности
- выявление влияния отдельных
факторов на конечный
- разработка мероприятий, как текущего характера, так и на перспективу.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция представляет собой стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. Товарная же продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Рассмотрим изменение объемов продаж отдельных видов продукции по годам в таблице 2.
Таблица 2 - Объем продаж по видам продукции за 2002 – 2004 гг.
Год |
Моющие средства |
Чистящие средства |
Парфюмерия |
Хозяйственные изделия |
Лакокрасочные изделия | |
2002 |
тонна |
42 003 |
62 812 |
1 560 |
3 861 |
12 648 |
тыс. руб. |
46683,67 |
81948,8 |
933,913 |
1013,042 |
13213,943 | |
2003 |
тонна. |
59 104 |
64 214 |
3 198 |
5 766 |
14 441 |
тыс. руб. |
73433,08 |
90569,6 |
2080,730 |
1825,058 |
17055,064 | |
2004 |
тонна |
78 289 |
60 188 |
3 829 |
3 804 |
24 655 |
тыс. руб. |
116727,4 |
85006,9 |
2906,8 |
1411,7 |
33383,2 |
Из представленной таблицы можно сделать вывод, что объемы реализации продукции ООО «Рязанов» возрастают. Так, например, объем реализации
лакокрасочных изделий возрос в период с 2002 по 2004 гг. на 194,93 %, а объем реализации моющих средств - на 186,38 %.
В таблице 3 отражена доля основных товаров в общем объеме продаж общества.
Таблица 3 - Доля основных товаров в общем объеме продаж предприятия
Год |
Моющие средства |
Чистящие средства |
Лакокрасочные изделия | |||
тонна |
% |
тонна |
% |
тонна |
% | |
2002 |
42 003 |
35,75 |
62 812 |
53,46 |
12 648 |
10,77 |
2003 |
59 104 |
42,9 |
64 214 |
46,6 |
14 441 |
10,48 |
2004 |
78 289 |
48 |
60 188 |
36,9 |
24 655 |
15,11 |
Очевидно, что общий объем продаж продукции по указанным товарам в 2002 году составлял 117 463 тонны, в 2003 году - 137 759 тонны, в 2004 году – 163 132 тонны. То есть объем реализации продукции увеличился. Увеличение объема выпуска сказалось и на структуре выпускаемой продукции. Наибольший удельный вес в 2002 году в общем объеме производства занимали чистящие средства (53,46 %). В то же время увеличился удельный вес моющих средств в общем объеме продукции. Если в 2002 году он составлял 35,75 %, то в 2004 году - 48 %. Аналогичная ситуация с лакокрасочными изделиями - их доля изменилась с 10,77 % в 2002 году до 15,11 в 2004 году.
2.3 Анализ трудовых ресурсов
Анализу хозяйственной деятельности принадлежит важная роль в совершенствовании организации заработной платы, обеспечении ее прямой зависимости от количества и качества труда, конечных производственных результатов. В процессе анализа выявляются резервы для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования оплаты труда, введения прогрессивных форм оплаты труда работников, обеспечивается систематический контроль за мерой труда и потребления.
Основными задачами анализа являются следующие: изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом; определение и изучение показателей текучести кадров. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью.
Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. Необходимо анализировать и качественный состав трудовых ресурсов по квалификации.
Таблица 4 - Динамика изменения численности персонала
Показатель |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Абсолютное изменение (чел.) |
Относительное изменение (%) |
Плановая численность персонала, чел. |
163 |
169 |
200 |
37 |
12,26 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
159 |
166 |
196 |
37 |
12,32 |
Недостаток персонала, % |
-2,3 |
-1,8 |
-2,2 |
||
Количество принятого персонала, чел. |
12 |
39 |
11 |
-1 |
91,6 |
Количество уволившихся работников, чел. |
6 |
9 |
3 |
-3 |
50 |
Количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, чел. |
4 |
7 |
3 |
-1 |
75 |
Количество работников проработавших весь год, чел. |
153 |
156 |
192 |
39 |
12,55 |
Коэффициент оборота по приему рабочих, % |
0,07 |
0,23 |
0,05 |
||
Коэффициент оборота по выбытию, % |
0,03 |
0,05 |
0,02 |
||
Коэффициент текучести кадров, % |
0,03 |
0,04 |
0,01 |
||
Коэффициент постоянства персонала предприятия, % |
0,96 |
0,94 |
0,98 |
На рисунке 9 – коэффициент постоянства персонала предприятия за 2002-2004 гг.
Рисунок 8 - Коэффициент постоянства персонала предприятия
В первую очередь на основании данных таблицы заметим, что все анализируемые года предприятие работало с недостачей персонала около 2 %. Это явилось результатом непродуманной кадровой политики предприятия, а зачастую было вызвано самим персоналом, так как возможность выполнить больший объем работ позволяла и больше зарабатывать. Этот факт говорит о том, что плановое количество персонала завышено, ввиду ошибочного нормирования производственных показателей работы рабочих и служащих. Вывод об этом можно сделать ввиду того, что у каждого рабочего существенная переработка.
Нужно отметить наметившуюся тенденцию к стабилизации кадрового состава и отсеиванию случайных людей, об этом свидетельствует коэффициент постоянства персонала предприятия, увеличившийся на 0,03. После ознаменовавшегося сильными кадровыми переменами 2003 года, в 2004 году достигнута стабилизация по всем показателям: коэффициент оборота по выбытию уменьшился на 0,03, коэффициент текучести кадров также уменьшился на 0,03.
Важно также отметить, что руководство предприятия сделало выводы из волны увольнений, прокатившейся в 2003 году, рост числа уволившихся произошел более чем в 1,5 раза, провело в жизнь ряд изменений, коснувшихся в первую очередь совершенствования условий и системы оплаты труда. Как результат - снижение числа уволившихся почти в 2,5 раза.
2.4 Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО «Рязанов»
Анализ состояния и использования основных средств начинается с определения величины их стоимости на начало и конец периода. Затем определяется темп их роста путем сопоставления значений показателя на конец года к значению показателя на начало года, выраженное в процентах. В ходе анализа рассматриваются показатели движения и состояния основных фондов, такие как коэффициенты обновления, годности, выбытия и износа, фондоотдача, фондоемкость.
В таблице 5 представлены основные производственные фонды предприятия
Таблица 5 - Основные производственные фонды
тыс. руб.
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2004г/2002 г, % |
Стоимость основных фондов на начало года |
66 722 |
66 988 |
67 251 |
100,8 |
Выбыло основных фондов |
89 |
88 |
137 |
154 |
Поступило основных фондов |
355 |
351 |
549 |
154,6 |
Стоимость основных фондов на конец года |
66 988 |
67 251 |
67 663 |
101 |
Стоимость основных фондов на конец года за вычетом износа |
38 049 |
38 400 |
38 839 |
102,07 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
66 589 |
66 324,5 |
65 987 |
100 |
Информация о работе Эффективность использования оборотного капитала и пути его повышения