Эффективность развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает: малое предпринимательство - очень важный элемент рыночной экономики, без которого государство не может развиваться. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малое предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства имеет ряд преимуществ:

Файлы: 1 файл

Мая курсовая по kЭк Органиации.doc

— 454.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых – в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубоко и качественного развития. Данные по изменению количества малых предприятий в 2000 – 2007 годах приведены на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Количество малых предприятий на 100 000 жителей в РФ

в период с 2000 по 2007 гг..

.

Как видно из приведенной диаграммы, до 2002 года наблюдалось снижение количества малых предприятий, и с 2003 года наблюдается устойчивый рост их числа, связанный со стабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственных программ по развитию малого бизнеса.

В 1995-2005 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического отдела управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Снизилась максимальная численность работников малого предприятия. Как видно из приведенной таблицы, число малых предприятий, в период с 2003 по 2007 год, за исключением некоторых регионов, неуклонно растет. Как и следовало ожидать, распределение количества малых предприятий по территории РФ чрезвычайно неравномерное, это связано с особенностями экономического и географического положения регионов. Также наблюдается неравномерность в темпах развития, увеличения количества малых предприятий. Во многих регионах, при общей тенденции к увеличению количества малых предприятий, наблюдается снижение их количества.

В целом, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина.. Хотя во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.

Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых предприятий по отраслям экономики в России, приведенное на рисунке 2, то можно увидеть, что малый бизнес в первую очередь стремиться в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30%), а это – торговля и общественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.

 

 

 

 

Рисунок 2 - Распределение малых предприятий России по отраслям экономики

 

Как видно на приведенной диаграмме, практически половина предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.

В тоже время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.

Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характе­ристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль мало­го бизнеса как сектора экономики, определяя его экономи­ческую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества мало­го бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.

 

        1.3. Особенности развития малого бизнеса в строительной отрасли

 

Единственный аутсайдер российской экономики, выявленный еще в отчете за первое полугодие 2007 г., — строительная отрасль, прибыль компаний которой сократилась на 13%.

По сравнению с 2006 г. прибыль компаний, занимающихся строительством, снизилась на 13%, до 33 млрд. руб. При этом почти 35% строительных компаний являются убыточными.
         Кризис в строительной отрасли статистики заметили еще летом 2007 г. По итогам первого полугодия 2007 г. прибыль строителей упала на 18,5% .

Строители соглашаются с данными Росстата и называют прошлый год аномальным. Прибыльность на 1 кв. м стала на 10-15% меньше из-за роста стоимости энергоносителей и материалов. Свой отпечаток наложил и кризис, когда многим компаниям пришлось кредитоваться под высокий процент и меньшие сроки. К тому же в первой половине 2007 г. распространялась информация о скором удешевлении жилья “чуть ли не в разы”, из-за чего многие откладывали покупки, усугубляя проблемы строителей.

Во втором полугодии ситуация в строительной отрасли значительно улучшилась.

Выполненный объем работ по договорам строительного подряда в 2007г. составил 1468 млрд.руб., или 110,1% к уровню 2006г., в декабре 2007г. – 170 млрд.руб., или 110,6% к уровню декабря 2006г.

Таблица 2- Динамика объема работ, выполненных по договорам

строительного подряда в 2007г.

 

Млрд.руб.

В % к

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

Январь

69,6

113,3

53,6

Февраль

78,6

113,8

111,2

Март

95,3

114,2

121,1

I квартал

243,5

113,8

71,7

Апрель

99,1

115,8

103

Май

112,2

114,9

111,4

Июнь

131,8

113,3

115,8

II квартал

343,1

114,6

137,7

I полугодие

586,6

114,2

 

Июль

134,6

107,5

100,2

Август

145,3

107,1

106

Сентябрь

149,4

105,9

101

III квартал

429,3

106,8

113,6

Январь-сентябрь

1015,9

111,1

 

Октябрь

139,5

103,4

90,5

Ноябрь

142,6

108,8

100,5

Декабрь

170

110,6

118,4

IV квартал

452,1

107,8

96,1

Год

1468

110,1

 

 

Таблица 3- Динамика общего объема заключенных договоров строительного подряда и прочих заказов (контрактов) в 2007г.

 

Объем заключенных договоров строительного подряда и прочих заказов, млрд.руб.

Обеспеченность производственной программы договорами и заказами, месяцев

Январь

65,5

0,9

Февраль

153,4

3,8

Март

144,7

3,1

Информация о работе Эффективность развития малого бизнеса