Эффекты как факторы несовершенства рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение внешних эффектов как факторов несовершенства рыночной экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики;
Определить положительные внешние эффекты;
Показать отрицательные внешние эффекты в рыночной экономике.
Объект исследования – внешние эффекты в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

 
ВВЕДЕНИЕ 

Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения. В рыночной экономике ни один человек или организация не несут ответственность за производство, потребление, распределение и цены.  
Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества. Эти идеальные условия не соблюдаются, и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность, и появляется смешанная экономическая система. Как правило, в условиях такой системы государство берет на себя решение нескольких задач. Одной из ключевых таких задач является смягчение проблемы внешних эффектов.

Под понятием внешние эффекты подразумеваются издержки или выгоды, появляющиеся в результате производства или потребления благ, являющихся «внешними» по отношению к рыночным ценам. Внешние эффекты представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьи лица, не участвующие в рыночных сделках.

Категория “внешние эффекты” чрезвычайно важное понятие в  экономике природопользования.

Примерами являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние  эффекты), выгоды, получаемые обществом  от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние  эффекты).  
Целью курсовой работы является изучение внешних эффектов как факторов несовершенства рыночной экономики.  
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:  
Раскрыть внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики;  
Определить положительные внешние эффекты;  
Показать отрицательные внешние эффекты в рыночной экономике.  
Объект исследования – внешние эффекты в рыночной экономике.  
Предмет исследования – отношения, возникающие в результате функционирования механизма рыночной экономики.  
Методы исследования: теоретические (анализ); эмпирические методы (экспертные оценки, наблюдение); методы количественной обработки данных.  
ГЛАВА 1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ  
Для определения понятия внешние эффекты в рыночной экономике обратимся к учебной литературе.  
Так в конспектах лекций по экономике , указывается, что рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц. Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстерналием). Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т.д.).  
Иначе говоря, внешние эффекты – это полезность или затраты, не учтенные в цене продукции. Если не учтена полезность, имеет место положительный внешний эффект, если затраты – отрицательный внешний эффект .  
Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.  
Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние (рис.1).  
D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки; O – общественный оптимум производства.  
Рис.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта  
Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства (рис.2).  
D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки общества; O – общественный оптимум производства.  
Рис.2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта  
Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.  
Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернализацией внешних эффектов.  
Слабости (несовершенства) рынка - это неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом. Слабости (несовершенства) рынка проявляются при возникновении внешних эффектов или внешних затрат, а также в следующем:  
- в возможности монополизации;  
- трудности создания общественных благ на коммерческой основе;  
- образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан .  
Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.  
Назовем наиболее важные из них:  
- никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но мы многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы);  
- среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто);  
- всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает);  
- все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее;  
- государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.  
Если эти идеальные для безошибочной работы рыночных механизмов условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система.  
Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач: устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка; смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.  
ГЛАВА 2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ  
2.1. Сущность положительных внешних эффектов. Примеры  
Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.  
Виды положительных внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей.  
Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказывается на опылении садов на соседних участках.  
Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение.  
Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества (рис.3).  
На графике рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения кривых предельных частных выгод и предельных общественных издержек: MPb = MSC.  
Между тем предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому для общества эффективное равновесие достигалось бы в точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек, т.е. в точкеЕ2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ\Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.  
Рис. 3. Положительный внешний эффект  
Улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов - пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае - ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).  
Иными словами, внешние эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты .  
2.2. Постановка вопроса о справедливом распределении ресурсов  
Развитие с начала XX в. неоклассического экономического направления обеспечило последующее обогащение и расширение круга анализируемых проблем. Особая роль здесь принадлежит английскому экономисту А. Пигу, известному не только детальной разработкой теории внешних эффектов, но и актуализацией вопроса о справедливом распределении ресурсов между разными поколениями людей.  
По мнению А. Пигу, выбор людей в рыночной экономике базируется на иррациональной системе преимуществ, ориентированной на немедленный успех, немедленные результаты в ущерб удовлетворению потребностей будущих поколений (в случае использования ресурсов природы, что приводит к их избыточной эксплуатации и истощению). Для преодоления избыточной эксплуатации и истощения земли он предложил специальное налогообложение, а также другие методы защиты государством природных ресурсов, которые истощаются, в частности законодательные мероприятия по стимулированию инвестиций в природохозяйственные отрасли с длительным циклом воспроизводства.  
Проблема несправедливого распределения сверхдоходов, в том числе от экологической ренты, является центральной в исследовании академика РАЕН Ю.В. Яковца . По его мнению, существуют три основных вида сверхдохода: природная рента, экологическая антирента и квазирента во многих ее модификациях и формах.  
Наибольшее внимание в своих исследованиях Ю.В. Яковец посвятил проблеме квазиренты как наиболее распространенного источника могущества транснациональных корпораций (ТНК) и предприятий. Квазирента, по его словам, переплетается с природной рентой, когда речь идет о дифференциальной ренте второго рода, однако в других случаях по своему происхождению она не связана с природными ресурсами и окружающей природной средой.  
Экологической антирентой Ю.В. Яковец называет эффект от использования существующих пробелов в национальном и международном экологическом праве с помощью концентрации производства в странах, где экологические рамки отсутствуют или ослаблены, с помощью подкупа чиновников, путем перемещения экологически загрязненных производств в развивающиеся страны, власть которых находится под влиянием ТНК. Природная рента - это сверхдоход, который реализуется сверх нормальной прибыли через цены товаров, которые производятся на основе использования ограничения разнокачественных природных ресурсов (какие можно монополизировать).  
На связь природной ренты с монопольными условиями задолго до возникновения ТНК указывал А. Смит. Рента, по его словам, рассматривается как плата за пользование землей, обычно является наивысшей суммой, которую способен заплатить арендатор при данном качестве земли. Определяя условия договора, землевладелец стремится оставить арендатору лишь часть продукта, достаточную для возвращения вложенного капитала, который используется им на семена, на оплату труда и покупку скота, а также другого сельскохозяйственного инвентаря и для получения обычной для данной местности прибыли на вложенный в сельское хозяйство капитал. Таким образом, земельная рента как плата за пользование землей является монопольной ценой. Она никоим образом не соответствует тому, что землевладелец потратил на улучшение земли или чем бы он мог удовлетвориться. Она определяется тем, что фермер способен заплатить за землю . Он отмечал, что возможность получения сверхдоходов обеспечена монопольными условиями, в которых осуществляются операции с землей.  
Как указывал в свою очередь основоположник английской классической политической экономии В. Петти, монополия означает исключительное право продажи. Человек, который владеет этим правом, может продавать товар, на который это право распространяется, оценивая его, как ему заблагорассудится, или по той цене, которая ему понравится, или делая и то и другое в пределах позволенного .  
Использование Ю.В. Яковцом дефиниции "экологическая антирента" является противоречивым с позиции ее соответствия экономическому содержанию категории "рента".  
Под экологической рентой для отображения в бухгалтерском учете предлагаем понимать доход субъектов хозяйствования, который возникает в результате присвоения эколого-экономического эффекта от эксплуатации разнокачественных составляющих окружающей природной среды.  
По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «экологическая составляющая должна стать важным элементом повышения качества жизни людей, конкурентоспособности национального производства и страны в целом» .  
В качестве одной из важнейших концепций, способствующих устойчивому развитию социально-эколого-экономической системы (СЭЭС) (в первую очередь предприятия), современные авторы рассматривают концепцию менеджмента качества. При этом под менеджментом качества следует понимать особый вид управления СЭЭС, осуществляемый в условиях динамически развивающихся рыночных отношений с целью формирования у неё характеристик, отвечающих требованиям заинтересованных сторон, удовлетворяющих их потребности и отличающих данную систему от СЭЭС того же вида.  
Современный этап развития этой концепции связан с всеобщим менеджментом качества (Total Quality Management, TQM), направленным на удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и работников. Принципы, ценности и идеи TQM вобрала в себя возникшая в начале 90-х годов ХХ века концепция экологического менеджмента, которая расширила сложившиеся представления о качестве и представляет новую философию управления экономикой, производством и обществом по целям, критериям и приоритетам развития экологических процессов. Данная концепция, демонстрирующая возможность достижения положительных результатов в экологической деятельности, должна выступать в качестве базовой концепции в сфере обеспечения экологической устойчивости СЭЭС. При этом не отрицается опосредованное влияние экологического менеджмента и на экономическую, социальную и институциональную устойчивость СЭЭС .  
ГЛАВА 3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ  
3.1. Сущность отрицательных внешних эффектов  
Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис.4).  
Рис.4. Отрицательный внешний эффект  
Итак, без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой кривая предложения, равная предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС= MSB.  
Но предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q при возросшей цене Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.  
В точке Е2 последствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.  
Возникновение внешних эффектов или внешних затрат характерно, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.  
Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара. В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.  
Таким образом, внешние (побочные) эффекты - ущерб от производства какого-либо блага, который приходится нести людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.  
3.2. Государственное регулирование отрицательных внешних эффектов  
Выделают следующие формы государственного регулирования внешних эффектов в рыночной экономике.  
Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.  
Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с цепью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д. Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий.  
Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.  
Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается.  
Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов, нижестоящим для их окончательного сбалансирования.  
В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов - субвенциями. Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально-государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.  
Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.  
Субсидия - особая форма связи - финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами .  
Таким образом, административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.  
Корректирующие налоги. Корректирующий налог - налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.  
Любая сфера экономической деятельности, может стать источником получения сверхдоходов. Только при условиях чистой конкуренции ценность (стоимость) товара состоит лишь из жертв рабочих и содержания предпринимателей. В случае возникновения любой монополии, в частности монополии собственности на землю, возникает избыток между ценностью продукта и расходами на его производство, что он и назвал рентой. Следовательно, рента возникает не только при использовании земли, а везде, где существует монополия.  
Беззаботность транснационального бизнеса связана с наличием в его распоряжении большого капитала. Таким образом, доступ к природным ресурсам обеспечивается благодаря концентрации финансовых и производственных ресурсов, которые обеспечивают исключительные конкурентные позиции.  
В середине 1950-х гг. в 28 корпорациях работало около 10% общего количества работников, занятых в обрабатывающей и добывающей промышленности, розничной и оптовой торговле. В 23 корпорациях работало 15% всего количества занятых в обрабатывающей промышленности. В 1960 г. на долю четырех корпораций приходилось около 22% суммарных расходов промышленности на научно-конструкторские работы. На 384 корпорации приходилось 85% этих расходов, каждая из которых насчитывала 5 тыс. и больше работников. На долю 260 тыс. фирм с количеством работников менее 1 тыс. приходилось всего 7% .  
В 1965 г. валовой доход трех промышленных корпораций - "Дженерал Моторс", "Стандарт ойл оф Нью-Джерси" и "Форд Мотор Компании" - превышал валовой доход всех американских фирм. В 1963 г. доход "Дженерал Моторс" составил 20,7 млрд долл. США и был почти равен доходу трех миллионов самых мелких фирм страны, т.е. доходу приблизительно 90% всех фирм.  
В середине 1990-х гг. совокупные активы десяти наибольших ТНК мира составляли 33,3 трлн долл., а их совокупный доход - 14,4 трлн долл. Очевидно, что эти масштабы существенно превышают масштабы и политическое влияние подавляющего большинства стран мира. На ТНК приходится приблизительно половина мирового промышленного производства, 63% внешнеторгового оборота. Под их контролем находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака и железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% рынка чая и олова, 75% сырой нефти, натурального каучука и бананов .  
Такие результаты являются следствием существования связи между предпринимательской корпорацией и государством, которая была, по словам видного американского экономиста-теоретика Дж. Гэлбрейта, преимущественно денежной. Государство могло предлагать много чего, что обеспечивало денежную выгоду, а с помощью налогообложения и регулирования оно могло помешать получению прибыли. Предпринимательская корпорация была способна оплачивать то, что ей было необходимо. Она имела перед собой мало законодательных и других барьеров, которые бы могли помешать ей действовать таким образом.  
Существующая монополия, связанная с наличием политического капитала в руках отдельных субъектов хозяйствования, обеспечивает им первичное право доступа к природным ресурсам, а также установлению на законодательном уровне минимальных размеров платежей за использование этих ресурсов, а также загрязнение окружающей природной среды.  
По уровню экологизации налоговой системы Россия существенно уступает европейским странам. Средний размер экологических налогов в странах ЕС составляет 3% ВВП, или 7% от суммы налоговых поступлений. В РФ сбор за загрязнение окружающей природной среды за 2006 - 2009 гг. в среднем составил лишь 0,5% от общей суммы налоговых поступлений .  
Исследуя проблемы долгосрочного социально-экономического прогнозирования, российский экономист, академик РАН Д.С. Львов обращает внимание, что на практике значительная часть рентного дохода проходит мимо государственного бюджета, присваивается владельцами нефтяных, газовых, рыболовецких, металлургических, лесоперерабатывающих компаний и в огромных объемах вывозится за границу.  
Исследуя проблемы функционирования индустриального общества, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН В.А. Медведев предлагает в рамках концепции управления национальным имуществом сконцентрировать рентные доходы в руках общества и использовать их для увеличения доходов граждан на равных правах в виде социального дивиденда, а также на другие потребности.  
Похожие предложения по вопросу присвоения экологической ренты были сделаны Ю.В. Яковцом. По его словам, так как сверхдоход возникает в результате нанесения убытка окружающей среде, выступая общим достижением, то субъектом его присвоения должно стать государство (центральные и региональные органы), устанавливая от имени общества экологические нормы, осуществляющие контроль за их соблюдением, и взыскивая платежи за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Однако эти платежи не должны растворяться в общих прибылях государственного бюджета. Они должны концентрироваться в центральных (федеральных) и региональных экологических фондах и направляться на возмещение затрат по экомониторингу, содержание экологической политики, на финансирование федеральных, региональных и муниципальных экологических программ, ликвидацию последствий экологических и техногенных катастроф, разработку экологически безопасной техники и технологий.  
Использование налоговой системы как механизма реализации принципов устойчивого развития характерно для большинства развитых стран Европы. Поэтому, определяя направления реализации концепции устойчивого развития в России, ведущие экономисты поддерживают мнение Дж. Милля, что не будет нарушением основных принципов частной собственности, если государство будет присваивать экологическую ренту или часть ее по мере возникновения.  
Конечно, такие шаги частично снижают уровень свободы в экономической системе, но они обеспечивают ее соответствие основным принципам концепции устойчивого развития. Устанавливая штрафные платежи за сверхнормативные выбросы, государство оценивает нанесенный обществу вред, компенсирует будущие расходы на возобновление нарушенного экономического равновесия и одновременно выполняет важную рыночную функцию - обеспечивает предпринимателям равные конкурентные условия, не позволяя вырваться вперед недобросовестным конкурентам, которые наносят вред общему состоянию.  
Налогообложение прибыли от экологической деятельности будет способствовать привлечению субъектов хозяйствования к восстановлению окружающей природной среды.  
Поэтому, как отмечает Ю.В. Яковец, экологические требования к ТНК нужно совмещать с определенными преференциями. Страны, которые применили эффективную экологическую технику и технологии, могут получать сверхдоход, пока такие инновации не станут распространенными и не будут учтены при усилении экологических нормативов. В таком случае возникает экологическая дифференциальная рента второго рода, которая не должна изыматься. Она по праву принадлежит экологическому инноватору. Таким образом, будет реализован принцип знаменитого французского экономиста, основоположника школы физиократов Ф. Кене относительно налогообложения ренты. Налог, по мнению Ф. Кене, должен налагаться на ренту фермера и взиматься так, чтобы не обременять средства производства. Фермер должен иметь возможность рассчитать налог с получаемой ренты .  
Экологическая рента может существовать во всех классических формах ренты - в форме абсолютной, монопольной и дифференциальной ренты первого, второго и третьего рода. Механизм формирования дифференциальной экологической ренты третьего рода объяснял Д. Рикардо. По его мнению, улучшение в сфере обработки земли бывает двух видов: одни улучшают производительные силы земли, другие помогают путем улучшения наших машин получать ее результаты при меньшем количестве труда. И те и другие приводят к падению цены сырых продуктов; и те и другие влияют на ренту, но не в одинаковой степени.  
Похожие идеи были высказаны Дж. Миллем. Он утверждал, что когда землевладелец повышает производительность земли, то получает вознаграждение в виде дополнительных платежей от арендатора. И эти платежи, которые являются для землевладельца прибылью с капитала, объединяются с рентой. Для арендатора эта сумма составляет часть ренты, и величина ее определяется теми же экономическими законами, как и величина ренты. Если налог на ренту будет распространяться на эту ее часть, то он не будет стимулировать землевладельцев к осуществлению улучшения, но из этого не следует, что он повысит цену продукта земледелия.  
Несколько другую логику возникновения дифференциальной экологической ренты третьего рода описывает Ю.В. Яковец. Он отмечает, что в отличие от природной ренты экологическая антирента содержится в сверхдоходе, который получают субъекты хозяйствования за счет того, что они не несут расходов на уменьшение загрязнения окружающей среды по установленным национальным или международным нормативам.  
Наиболее полную характеристику дифференциальной экологической ренты третьего рода с учетом современных особенностей ведения хозяйства предложила О.О. Веклич. Она отмечает, что эта дифференциальная экологическая рента характеризует дополнительный доход, который появляется в результате дополнительных вложений капитала в производство экологически чистых товаров и услуг, нейтральных или улучшающих характеристики окружающей природной среды, экологически безопасных в процессе производства и конечного потребления .  
Выявление формы экологической ренты возможно с помощью бухгалтерского учета экологической деятельности при условии отображения экологических доходов и расходов в разрезе аналитических счетов (рис.5).  
Рис.5. Механизм идентификации и распределения экологической ренты  
Возможность получения экологической ренты появляется у экономических субъектов благодаря внедрению стратегии минимизации расходов по отношению к окружающей природной среде. Применение такой стратегии связано с распределением доходов от использования природных ресурсов. Как следствие, использование экологических условий и природных ресурсов обходится бизнесу чрезвычайно дешево.  
Таким образом, проблема последствий для окружающей природной среды заключается в механизме формирования и распределения экологической ренты. Причиной такой ситуации является отсутствие отображения в системе бухгалтерского учета экологической деятельности.  
Как отмечает Ю.В. Яковец, в мировой статистике вы не найдете развернутых и полных данных, которые позволяли бы с достаточной надежностью говорить о норме, массе и динамике мировой природной ренты, экологической антиренты, технологической, финансовой и другой квазиренты. Нередко маскировкой истинных источников своих доходов занимаются ТНК, которые для этого держат большой штат квалифицированных, высокооплачиваемых экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов. Поэтому для экспертной оценки этих исчезающих, неуловимых категорий придется пользоваться доступными данными о внешней торговле, капитализации активов, прямых инвестициях, внешнем долге, мировых ценах, доходах больших компаний и другими подобными данными, делая условные предположения. Этого, конечно, недостаточно для принятия решения о распределении и перераспределении сверхдохода, но достаточно для научной оценки тенденций формирования и динамики ренты, антиренты и квазиренты (хоть отделить их порой бывает трудно).  
Следовательно, предложения относительно разработки теории и методологии бухгалтерского учета экологической деятельности субъекта хозяйствования являются необходимым условием снижения уровня асимметричности сведений относительно экологической ренты, которая позволит создать необходимую информационную почву для реализации принципов концепции устойчивого развития.  
ВОПРОСЫ  
1. Фотомодель решила преподавать экономику. После года преподавания выяснилось, что прекрасная внешность преподавателя стимулировала студентов уделять повышенное внимание предмету и, как следствие, их оценки в среднем были выше, чем у студентов предыдущего года. Это пример  
1) чистой случайности  
2) перегружаемого общественного блага  
3) положительного внешнего эффекта  
4) согласованного общественного отбора  
2. Интернационализация внешних эффектов возможна во всех случаях., но не путем  
1) определения прав собственности на внешние эффекты  
2) налогообложения  
3) установления системы допустимых ограничений на объемы внешних эффектов  
4) устранения внешнего эффекта  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
В курсовой работе установлено, что слабости (несовершенства) рынка - это неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом. Слабости (несовершенства) рынка проявляются в следующем:  
- в возможности монополизации;  
- трудности создания общественных благ на коммерческой основе;  
- возникновении внешних эффектов или внешних затрат;  
- образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.  
Внешние эффекты – это полезность или затраты, не учтенные в цене продукции. Если не учтена полезность, имеет место положительный внешний эффект, если затраты – отрицательный внешний эффект.  
Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.  
Административные (административно-командные) методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.  
Возможно также создание рынков прав на загрязнение. Проблема создания прав собственности - одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов. 


Информация о работе Эффекты как факторы несовершенства рыночной экономики