Экономическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Определить экономическую деятельность предприятия ее основу и сформулировать пути ее оптимизации.

Задачи исследования:

Выявить внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

Указать на государственное регулирование торговли.

Выявить методы государственного регулирования торговли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…………..3

Глава 1 Внешняя и внутренняя среда предприятия………….……….…………5

1 Характеристика внутренней среды предприятия………..………….…………5

2 Характеристика внешней среды предприятия…………..………….…..…….10



Глава 2 Государственное регулирование

торговой деятельности предприятия……………………………..…….…..……19

1 Теоретические основы государственного регулирования торговли…... .…19

2 Основные направления и принципы

государственного регулирования торговли……………………………………23

3 Методы государственного регулирования торговли…………..…….…… ..33

Заключение………………………………………………………………………..41

Глоссарий…………………………………………………………………....…….43

Список литературы……………………………………………..…………...……45

Файлы: 7 файлов

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..…………..3

Глава 1 Внешняя и внутренняя среда предприятия……….……….…………5

1 Характеристика внутренней среды предприятия………..……….…………5

2 Характеристика внешней среды предприятия…………..……….…..…….10

 

Глава 2 Государственное регулирование

торговой деятельности предприятия……………………………..…….…..……19

1 Теоретические основы государственного регулирования торговли... .19

2 Основные направления и принципы

государственного регулирования торговли……………………………23

3 Методы государственного регулирования торговли…………..….…… ..33

Заключение……………………………………………………………………..41

Глоссарий……………………………………………………………....…….43

Список литературы……………………………………………..………...……45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы: Неотвратимо осуществляются экономические реформы. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).[1]

Объект исследования: Предприятие – основное звено экономики.

Предмет исследования: Экономическая деятельность предприятий

Цель исследования: Определить экономическую деятельность предприятия ее основу и сформулировать пути ее оптимизации.

Задачи исследования:

Выявить внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

Указать на государственное регулирование торговли.

Выявить методы государственного регулирования торговли.

Элементы новизны:   Реалии наших дней свидетельствуют, что и в кругах экономической общественности, и среди практиков закрепилось упрощенное толкование экономической сущности предпринимательства, отождествляющее последнее с любым бизнесом. При таком подходе и в разработке законов, и в регулировании предпринимательства едва ли могут быть выбраны правильные ориентиры. Вот почему сегодня так остро стоит проблема теоретического осмысления сущности, организационных форм и принципов предпринимательства применительно к условиям России.[2]

Нормативно правовая база:

1. Конституция Российской Федерации [Текст] – Спб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 48с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3-х ч. – 3-е изд.[Текст] – М.: Ось-89, 2005. – 384с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: 1-2 ч.[Текст] – М.: Юрайт-М, 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Внутренняя и Внешняя среда предприятия

 

1 Характеристика внутренней среды предприятия

 

В качестве внутренней среды предприятия при­нято рассматривать все внутрифирменные составляющие, формирующие ее в единую систему и поддающиеся некото­рому определенному управляющему воздей­ствию со стороны сотрудников фирмы (руководителей и исполнителей).

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений.

Основные переменные в организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди. Взаимосвязь внутренних переменных в организации изображена в приложении 1.

Цели — это конкретное конечное состояние или желае­мый результат, которого стремится добиться определен­ная группа, работая вместе.

Цели обладают свойством быть долговременно постоянным и определенным уровнем объективности. К эффективным ре­зультатам ведут только ясные, четко сформулированные цели, совокупность которых  имеет системный характер.[3]

Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, достичь которую стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми.[4]

В основу своей планируемой или осуществляемой деятельно­сти фирма в лице руководства «закладывает» (определяет) главную цель, достижение которой просто невозможно из ряда подцелей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из подцелей очередного уровня (подуровня) и т.д., которые в конечном итоге составляют «дерево целей» (приложение 2).

В результате формирования и формулирования всей системы «дерева целей» должны быть получены «главная цель» как результат окончательной деятельности фирмы (организации), совокупность подуровней до самого «нижнего», которая дол­жна представлять собой конкретные задания, обеспечиваю­щие достижение непосредственных (соседних) для заданий подцелей (n-1). Под «n» понимается общее число подуровней в «дереве целей».[5]

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

В процессе анализа внутренней среды необходимо выявлять соответствия между структурой организации и анализируемой ею стратегией, между которыми существует определенная связь. А.Чандлер обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению структуры и выделил несколько важных предположений:

Организация с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.

По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.

По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.

Средствами решения таких задач является создание матричных и сетевых структур.

Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии. Анализ организационной структуры – это, прежде всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами.[6]

Задачи. Под задачей в менеджменте понимается предписан­ная (заданная) работа, серия работ (совокупность) или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сро­ки. С технической точки зрения задачи предписываются не личности, а должности, в которой данное лицо состо­ит. Руководство организации, создавая структуру (организационно-функциональную) для каж­дой должности определяет сотруднику ряд задач (задания, операции, действия), которые рас­сматриваются как необходимая деятельность для до­стижения целей организации. Считается, что задача, выполненная предписанным спосо­бом и в заданные сроки, обеспечивает успешность деятель­ности организации и подразделений.

Традиционно задачи организации принято делить на три ка­тегории: работа с людьми, техникой (в т.ч. сырьем и инстру­ментами) и с информацией. Частота и совокупность выпол­няемых в операциях действий вместе со временем формиру­ют технологию процессов работы. Задачи руководителей по управлению работами подразделений и организации в целом не составляют исключения.[7]

Технологии. По определению Люиса Дейвиса «технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструкту­ры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях». Совер­шенно очевидно, что задачи и технология тесно взаимосвя­заны.

Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность требует тщательного изучения и классификации. Существует несколько способов классификации. Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:

Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие.

Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.

Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры – переработка нефти, работа электростанций.

Нельзя назвать какой-то один тип технологии лучше другого. В одном случае  может быть более приемлем один тип, а в другом более подойдет противоположный. Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.[8]

Люди. Если руководство и/или даже отдельные менеджеры не при­знают того, что каждый сотрудник является (или должен пред­ставлять собой) личностью со своей индивидуальностью и специфичными запросами, то способность и возможность организации достичь поставленных целей будет находиться под угрозой. В настоящее время уже никто не возражает, что руководство достигает целей организации через других лю­дей. Стало очевидно, что люди являются центральным фак­тором в любой модели управления внутренней средой (внут­ренним фактором и/или основными «болевыми точками» организации). Таким образом, в системе кадров необходимо заниматься людьми, причем по трем составляю­щим: поведением отдельных людей, поведением людей в груп­пах и составляющими поведения руководителей, функцио­нированием менеджеров, особенно в роли лидеров, и специ­фикой их влияния на поведение отдельных людей и групп.

Человек в обществе и на работе зависит от сложного сочета­ния и взаимодействия своих индивидуальных характеристик и внешней среды (приложение 3).[9]

Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит в обеспечении того, чтобы организация располагала требуемым количеством персонала необходимого уровня и чтобы персонал соответствовал потребностям стратегии.[10]

 

 


2. Характеристика внешней среды предприятия

 

Внешняя среда – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, и т.д. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием существования запланированных стратегических изменений.[11]

Однако набор факторов внешней среды и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Чтобы обеспечить предприятию долговременное устойчивое существование необходимо располагать информацией о факторах внешней среды и деятельности самого предприятия.[12]

Сегодня все факторы внешнего характера стали делить на составляющие общего, прямого и косвенного воздействия. К факторам общего воздействия принято относить те, которые являются наиболее общими для всех организаций: состояние экономики в данной ситуации и влияние этого состояния на конкретные сферы бизнеса и данный тип фирм; политику государства по отношению к различным бизнес-системам; состояние правовой защищенности бизнеса, конкретных организаций, юридических и физических лиц; отношение основного населения к данному виду бизнес-деятельности и конкретной организации; методы управления, которые использует государство по отношению к различным организациям.

В результате воздействия этих групп факторов была сфор­мулирована модель воздействия внешних факторов (приложение 4), сгруппированных в четыре основные группы: законодатель­ного и политического воздействия; экономики и конку­ренции; социального и культурного характера, а также по­ставщиков и технологии. Все группы взаимосвязаны и мо­гут быть охарактеризованы определенными тенденциями изменений.

В последние годы представленная модель конкретизировалась составляющими прямого и косвенного воздействия. К факто­рам прямого воздействия стали относить потребителей, конкурентов, поставщиков, правительственные учреждения, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к деятельности (операциям) кон­кретной организации (приложение 5). [13]

Среда прямого воздействия – это фактор, непосредственно влияющий на деятельность организации, которая, осуществляя свою операционную работу, испытывает это прямое и непосредственное воздействие извне.

Кратко рассмотрим основные факторы прямого воздействия.

Поставщики играют особую роль, так как организации любой природы и сложности в наибольшей мере находятся в самой непосредственной зависимости от сети поставщиков материа­лов и оборудования, потребляемой энергии, капитала и необ­ходимых сотрудников (трудовых ресурсов) для фирмы.

Сеть поставщиков внутри страны и за ее пределами (иност­ранных) может оказаться более сложной и дорогой в результате политических актов и правовых изменений в стране-по­ставщике. Нет необходимости перечислять примеры блокад­ных действий по отдельным регионам и странам со стороны соседей и по решению ООН, которыми были блокированы поставки из Ирака, Ирана, Югославии и других стран.

Особенно опасно для эффективности работы фирмы, когда ряд организаций региона работает только с одним поставщи­ком сырья, материалов или энергетических ресурсов. В этих случаях представляется возможность для поставщика устанав­ливать монопольные цены, а альтернативного поставщика найти просто невозможно. Еще сложнее, когда поставщиком являются организации (фирмы) в других странах.

Необходимые для осуществления производственного процесса материалы играют решающую роль в процессе жизнедеятель­ности организации, и это вынуждает их накапливать и содер­жать определенные резервные объемы, связывая значитель­ные денежные суммы на время хранения до включения в производственную деятельность.             

Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материа­лов, но и поставщики капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, федеральные и международные займы для реализации конкретных программ, акционеры и конкретные лица, покупающие акции конкрет­ных фирм или специальных программ. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Небольшие, в особенно­сти венчурные, предприятия сегодня испытывают большие трудности с получением необходимых средств.

Немалые трудности испытывает большинство организаций и в обеспечении трудовыми ресурсами как исполнителей, так и руководителей. Сложные технологии и техника требуют специалистов соответствующей подготовки. Например, бур­но развивающимся отраслям, связанным с компьютерными технологиями, необходимы высококвалифицированные ин­женеры и техники, опытные программисты и разработчики систем. Постоянную нехватку ощущают фирмы в менедже­рах, особенно среднего и высшего звеньев управления.

Законы и государственные органы способствуют развитию бизнеса или могут затруднять его развитие, а порою даже запрещать совсем. Организации, осуществляющие бизнес-деятельность обяза­ны соблюдать не только общегосударственные законы, реги­ональные законодательные органы, но и требования госу­дарственных органов, регулирующих и контролирующих осу­ществление бизнес-операций. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию. Выделим наиболее часто встречающиеся факторы для проведения анализа внешней среды: изменения в налоговом законодательстве, расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное регулирование; политические условия в иностранных государствах, размеры государственных бюджетов; отношения правительства с иностранными государствами.[14]

Потребители являются одним из «краеугольных камней» эф­фективного бизнеса. П. Друкер утверждает, что единственная цель бизнеса — создавать потребителя. Классики менеджмента утверждают, что существование и эффективная деятельность организации зависят от ее умения находить потребителей ре­зультатов ее деятельности как товаров, так и услуг для того, чтобы удовлетворять запросы клиентов. К числу подобных орга­низаций относят и всю государственную систему, организа­ции которой не осуществляют коммерческую деятельность, т.е. не участвуют в получении прибыли.

Во всех экономически развитых странах уже сложилась система, в которой именно потребитель решает, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене они готовы их получать.

В последние годы все интенсивнее развивается система по формированию и расширению подобного спроса, когда спрос стимулируется и инициируется специально в интересах со­здателей различных предложений.

И еще один из важнейших факторов прямого воздействия — конкуренты.

Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельно­сти можно продать и какую цену можно запросить.

Недооценка конку­рентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и кризисам. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресур­сы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведе­ния. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Современное развитие науки и техники в условиях НТР сущест­венно обострило конкурентную борьбу между фирмами. Важней­шим условием процветания фирмы является ее постоянное совер­шенствование и, прежде всего на базе современных достижений науки и техники. Научное открытие или принципиально новый товар или услуга могут вознести фирму на вершину успеха.

Вместе с тем, необходимо отметить, что конкуренция иногда тол­кает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.[15]

Каждый из указанных факторов оказы­вает определенное содействие операционной деятельности или противодействие достижению эффективных желаемых резуль­татов.

Среда (факторы) косвенного воздействия по некоторым параметрам конкретизирует вышеуказанные факторы, ха­рактерные для общего воздействия и расширяет их пере­чень (приложение 6).

Среда косвенного воздействия более сложная, чем среда прямого воздействия. Как правило, информация о среде косвенного воздействия имеет более сложный характер, отличается меньшей полнотой и достоверностью. В то же вре­мя факторы среды косвенного воздействия могут в опреде­ленных условиях выступать как сильнодействующие факторы прямого воздействия.

Неопределенность внешней среды является следствием ко­личества информации, которой располагает организация при­менительно к данному фактору, а также степенью (уровнем) уверенности в ее точности.

В качестве факторов среды косвенного воздействия принято рассматривать:  технологии, состояние экономики, отношения с местным населением, социально-культурные и политические. Кратко рассмотрим их.[16]

Технология является фактором внешнего воздействия, когда речь идет о существующих, наиболее прогрессивных или ус­таревших технологиях, распространенных в сфере данной биз­нес-деятельности в мире и странах-партнерах. В то же время технология является внутренним фактором, в виде системы нововведений, с которыми товары и/или услуги изготавли­ваются и продаются. Таким образом, существуют две состав­ляющие, два уровня технологии: принятая и используемая организацией как внутренний фактор и наиболее распрост­раненная в сфере ее деятельности в стране пребывания орга­низации и в других странах в данной отрасли. Новые технологии быстро ассоци­ируются, образуя принципиально новые, с более высокими возможностями. В течение последнего десятилетия резко уси­лилась микроминиатюризация бытовой и промышленной электроники, ускорилось движение информационных пото­ков.

Состояние экономики определяет скорость перемещения капитала из производственной сферы в область торговли и из одних стран в другие. Любое конкретное изменение в экономике оказывает различное воздействие на сферы производства и торговли, различные системы услуг и т.д. Особенно важно учитывать состояние экономики и важнейшие тенденции в ее изменениях в организациях, осуществляющих свою биз­нес-деятельность одновременно в ряде стран. На эффектив­ность бизнес-деятельности сильное влияние оказывает изме­нение курсов валютных систем, которые в значительной мере зависят от состояния экономики и важнейших тенденций в ее изменении.[17]

Отношения с местным населением имеют для организа­ции очень важное значение, так как от этого зависит уровень эффективности ее функционирования в данном конкретном месте. Существуют три обязательных для организации усло­вия: наполнение рынка (рыночной ниши) приемлемым то­варом (качество, стоимость), создание новых рабочих мест для населения и требуемый уровень (определенный, установ­ленный местными условиями) экологичности производствен­ной деятельности. Как и в любой сфере бизнеса и взаимовыгодного партнер­ства, наиболее эффективен и долговременно «работает» принцип «выгодно вместе».

Становится понятной необходимость поддержания хороших отношений организации с местными общинами, структурами самоуправления и значимыми обществами, что является целе­направленной и весьма важной работой менеджеров фирмы.

Социально-культурные и политические факторы должны учитываться как часть отношений с местным населением и как весьма важный самостоятельный интегральный фактор.

Любая организация функционирует по меньшей мере в од­ной политической и одной культурной среде. Социально-культурные и политические составляющие суще­ственным образом влияют на деятельность бизнес-структур и зависят от поведения руководителей высшего уровня организа­ции и их взаимоотношений с местной администрацией, по­литическими и социокультурными системами. В зависимости от отношения с фирмой, ее имиджа, степени известности и других факторов формируется бизнес-ситуация.

Социально-культурные факторы влияют на целый ряд иных составляющих, таких как традиции отношения основной ча­сти населения или отдельных групп к некоторым видам товаров и услуг, однородность покупателей (клиентов) и их чис­ло в различных группах, скорость изменения параметров ос­новных потребляемых товаров и услуг, отношение к отдель­ным группам населения (женщины, некоторые группы или национальные меньшинства и др.).

Политический строй и политика государственных структур и правительственных  органов, установлен­ные существующие уровни оплаты различным категориям работающего населения определяют объем покупок основ­ными покупателями, отношение их к местным (отечествен­ным) и зарубежным товарам, это, в свою очередь, влияет на объем экспорта товаров и услуг.

Некоторые факторы из числа политических особенно важно учитывать и руководителям бизнес-структур. К их числу в первую очередь относятся те направления бизнеса, которые поддерживают руководители страны, административные орга­ны и основные депутатские группы, что достаточно часто соотносится с социально-культурными традициями страны и региона. В результате могут создаваться определенные налоговые льготы или льготные торговые пошлины, законодательные акты к условиям найма и продвижения в процессе труда представи­телей страны пребывания или национальных меньшинств, законодательство по защите рынка определенных местных товаров и потребителей, различные стандарты на безопас­ность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль за уровнем цен и заработной платы и др.

Международное окружение. Все ранее рассмотренное становится гораздо более сложным для тех организаций, которые систематически работают за рубежом. В процессе функционирования организации необходимо учи­тывать специфику прогнозирования при планировании, воз­можность эффективно организовать, оперативно руководить и контролировать работу как отдельных личностей, так и орга­низации в целом.

Существенную роль играют виды международного бизнеса, в которых участвует организация за рубежом, специфика международного и внутригосударственного воздействия на суще­ствующие методы и формы управления международным биз­несом и основные направления в дальнейшем его развитии.

К числу видов международного бизнеса относятся экспорт и импорт товаров и услуг.

Международная экономическая деятельность должна учиты­вать все международные соглашения и особенности торгово­го и хозяйственного права в странах-партнерах.

Управление международным бизнесом осуществляется через способы и методы проникновения на новые рыночные про­странства (регионы), через экспорт, лицензирование, совме­стные предприятия, прямые капиталовложения и многона­циональные корпорации. Проникновение на новые рынки, в свою очередь, неразрывно связано и может опираться на факторы четырех видов: культурные, экономические, зако­нодательно-правовые и уровень государственного регулиро­вания в международных отношениях и управленческой дея­тельности по отношению к международным связям.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что руководство фирмы должно учитывать внешнее окружение как единое целостное воздействие в силу того, что организация является открытой системой и зависит от используемых ресурсов и результатов взаимодействия с внешней средой. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, все другие – к среде косвенного воздействия. Организация должна своевременно и эффективно реагировать на изменения во внешней среде, приспосабливаться к ним, чтобы обеспечивать выживаемость и достигать поставленных целей.[18]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности предприятия

 

1. Теоретические основы государственного регулирования торговли.

Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.

Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы.

С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.[19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления и принципы государственного регулирования торговли.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов. Социальная направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.[20]

Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования торговли можно считать:

      формирование потребительского рынка;

      обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;

      создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2006 годы;

      изменение стратегии научно-технического, информационного развития;

      осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования.

В частности, можно отметить и разработку программ по поддержке малого предпринимательства, и ориентацию предприятий на производство товаров, пользующихся спросом у потребителей, внедрение новых технологий производства, повешение качества выпускаемой              продукции, создание благоприятного экономического климата для притока инвестиций.

Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны общие и частные функции регулирования. Цели и приоритеты реализуются посредством функций регулирования.

В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

Осуществляемый в современных условиях страны переход от административно-плановых методов торговой деятельности к экономическим методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают учитывать отечественные и зарубежные, новые юридические решения, приемы, средства для регулирования торгового оборота.

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей.

Экономисты в государственном регулировании в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения. Поскольку именно от социально-экономических отношений зависит эффективность функционирования государства. Что, в свою очередь, отражается на качестве жизни населения в целом.[21]

Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли.

Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. . Стратегическое планирование, как отмечал экономист В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики.

Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.

В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.[22]

Второй аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также:

усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;

создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

Организационная функция охватывает обширный комплекс вопросов, связанных с выбором организационных форм функционирования торговых организаций на базе различных форм собственности, схем и структур управления: определение функций, прав, взаимоотношений, ответственности каждого звена регулирования, совершенствование информационной базы, систему кадрового обеспечения, т.е. систему найма и оплаты труда, подготовки и расстановки кадров. В целом, эта функция улучшает эффективность регулирования торговли, охватывая весь комплекс вопросов по достижению поставленных целей.

И последней общей функцией является интеграционная. Новой чертой современных рыночных отношений является переход к интеграции во всех составляющих сферах деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Именно реализация новых подходов в государственном регулировании торговли наиболее эффективна через механизм взаимовыгодной торгово-экономической, торгово-производственной интеграции.

Функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны с формами (инструментами) её регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.

Рынок как форма хозяйственного общения утверждается именно в ходе становления и совершенствования экономических институтов, которые понимаются в данном случае как регуляторы, инструменты экономических форм (госзаказ, социальный и коммерческий заказ). Одним из интегрирующих регуляторов в торговле выступают договорные институты.

Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития торговли, Комплексная программа научно-технического прогресса ЦЧЭР на 1991—2010 годы, программа приватизации, Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2006 гг. и др.

Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).[23]

Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании. В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства.

В современной теории и практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень федерации и уровень субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.

Стратегия налогового регулирования зависит от политической ситуации в стране, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы государства, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы государственного регулирования торговли.

 

Приведенные выше формы проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.

Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации — высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.[24]

Применительно к функционированию предприятий и организаций торговли законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу торговли).

К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.

Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен Законами Российской Федерации: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91г. с изменениями от 25.05.95г., «О защите прав потребителей» от 07.01.92г. с изменениями и дополнениями от 05.12.95г. и 09.01.96г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г., «О рекламе» от 18.07.95г., «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 07.01.99г., «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00г. № 29-ФЗ и др.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг.

Он направлен на формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на защиту прав личности. В соответствии с этим Законом Правительство РФ постановлением от 19.01.98г. № 55 утвердило:

— Правила продажи отдельных видов товаров;

— Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;

— Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.[25]

На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен принятый 07.01.99 г. Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль сыграли указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г. предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ № 65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г., в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность. В этой связи следует отметить, что принятые Федеральные законы, постановления Правительства нередко трудно внедрять в практику. Поскольку могут возникать трудности с их реализацией. Иногда один закон, принятый как дополнение к другому, может противоречить ему и из-за этого могут возникнуть трудности в его применение.

Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования.

В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление № 936 от 12.08.94г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».

Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.97г. № 293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации». Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».

В законодательной базе, регламентирующей торговую деятельность, имеются определенные недостатки, противоречия. Так, постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №936 п.1 предусмотрено формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов, ассоциированных и акционерных отраслевых и межотраслевых объединений), тогда как Гражданский кодекс этого не предусматривает. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в Гражданский кодекс РФ.

Необходимо отметить, что правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.

Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.[26]

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) — ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в частности в сфере розничной торговли, через магазины с численностью работающих до 30 человек (независимо от общей численности работающих в организации, у предпринимателя), палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и др. места организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади; в сфере оказания транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек. Введение в действие единого налога должно было ослабить налоговое давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет  за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

В целях обеспечения единой государственной политики при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, в целях установления единого рынка Федеральным законом №158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98г. введено лицензирование определенных видов деятельности. Следует отметить, что со дня вступления в силу этого Закона торговля товарами, облагаемыми акцизами, осуществляется без лицензии.[27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев и проанализировав внешнюю и внутреннюю среду организации необходимо  сделать основные выводы по данной теме.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности  они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие.

От внутренних переменных зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации,  без которого невозможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

Сегодня единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является детальное рассмотрение внешней и внутренней среды предприятия, и их взаимосвязи. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

В целом взаимодействия методов воздействия и использование синтеза децентрализованного механизма принятия быстрых решений позволяет придти к сбалансированному экономическому росту субъектов хозяйствования.

Я считаю, что роль государства в условиях формирования рыночной экономики достаточно велика. Она должна сводиться в конечном итоге к эффективному регулированию всех процессов, происходящих на потребительском рынке товаров и услуг.

И поэтому эффективный механизм государственного регулирования торговли позволит реализовать стоящие перед ним цели, результативно осуществлять функции, формы и методы в организации торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОСАРИЙ

 

ФЬЮЧЕРСКАЯ СДЕЛКА -  вид сделок на товарной или  фондовой бирже. Фьючерская сделка предполагает уплату денежной суммы за товар или за акции через определенный срок  после заключения сделки по цене, установленной в контракте.

КРЕДИТ – сделка между экономическими партнерами, принимающая форму ссуды, когда один партнер предоставляет другому деньги или имущество на условиях срочности, возвратности и, как правило, платности.

БАНК – кредитно-финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средства и предоставляющее на их основе кредиты своим клиентам,  осуществляющее денежные расчеты и другие операции.

ИНВЕСТИЦИИ -  затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов;  увеличение запасов капитала в экономике.

КАПИТАЛ -  средства производства и различные ресурсы, используемые для производства  товаров и услуг; все, что способно приносить доход.

РЫНОК – форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена  разнообразными благами путем их купли – продажи.

ЭМИССИЯ – изготовление и выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг.

ССУДА – денежная сумма или иное имущество, предоставленное владельцем в пользование другому лицу на определенный срок и подлежащее возврату после истечения срока за пользование ссудой.

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК – система устойчивых  экономических и организационных отношений по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах.

СЕРТИФИКАТ – документ, удостоверяющий тот или иной факт, например - право собственности.

СТАВКА  НАЛОГА – величина налога на единицу обложения.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ – процесс производства и накопления средств производства, которые используются для создания товаров и услуг и доставки их потребителю.

ДЕПОЗИТ – денежная сумма или иная ценность, отданная на хранение; чаще всего употребляется как вклады в банки денежных сумм или ценных бумаг.

ДИВИДЕНТ – доход, получаемый владельцем акции из прибыли АО по итогам его хозяйственной деятельности за определенный период времени.

ИНФЛЯЦИЯ – рост общего уровня цен в экономике и переполнении каналов денежного обращения.

БРУТТО-ДИВИДЕНТ – это  дивидент, выплаченный наличными, плюс налоговый кредит.

ГИРИНГ – это коэффициент, суть которого состоит в определении  соотношения размера заемного капитала, по которому начисляются проценты и акционерный капитал.

АКЦИОНЕРНЫЙ  КАПИТАЛ – капитал, сформированный за счет простых акций, находящихся в обращении плюс  балансовая стоимость резервов.

ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ – капитал, состоящий из банковских займов, коммерческих ссуд и долговых обязательств.

ИНСТРУМЕНТЫ  СОБСТВЕННОСТИ – это представленная в форме простых акций собственность владельцев компании.

ОВЕРТРЕЙДИНГ – чрезмерный объем продаж. Возникает когда компания слишком высоко оценивает свои ресурсы и пытается поддержать слишком большой объем деловой активности при недостаточных источниках финансирования.

ВАРРАНТ – свидетельство, которое дает своему владельцу право приобретать простые акции компании в определенный момент в будущем.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.             Лапусты, М.Г. Предпринимательство [Текст]: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,  2001. –448 с.

2.             Блинов, А. Заметки о роли государства в управлении экономикой [Текст] // Предпринимательство. – 2004. - №6. – с.102-108

3.             Бусыгин, А.В. Предпринимательство [Текст]: учебная литература. – М.: ИНФРА-М,  2002. – с.25-50

4.             Горфинкель, В.А., Швадер Экономика предприятия [Текст]: учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 718с.

5.             Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство [Текст]: учебная литература. - М.: Софит,  1999. –496 с.

6.             Дерябина, М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля [Текст] // Вопросы экономики. – 2001. - №10. - с.55-69.

7.             Колесникова, Л Предпринимательство [Текст]: учебная литература. – М.: Вопросы экономики. – 2004. - №10. – с.40-54

8.             Краева, Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства [Текст]: учебное пособие. – М.: Общество и экономика. -  1996. - №9-10. - с.47-69

9.             Кратко, И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской империи [Текст] // Проблемы теории и практики управления. –1996. - №5. - с.123-127

10.        Курс экономической теории [Текст] // под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство Дис,  2001. –736 с.

11.        Лапусты, М.Г. Предпринимательство [Текст]: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,  2004. –224с.

12.        Мамедов, О.Ю. Современная экономика [Текст]: учебник для ВУЗов. –         РнД.: Феникс, 2002. –610 с.

13.        Мильнер, Б.З., Архипов А.И., Городницкий А.Е. Государственная поддержка предпринимательства [Текст] // Общество и экономика. – 2004. - №17. - с.118-174.

14.        Нуреев, Р.М. Курс макроэкономики [Текст]: учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА,  2001. –572с.

15.        Понеак, Г.Б. Предпринимательство [Текст]: учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ,  2003. –475 с.

16.        Медведев, В.П. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие, в 2-х т. – М.: ИКК «ДеКа», 2002. – с. 79-90

17.        Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика [Текст]: учебник для ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – с. 78-79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Взаимосвязь внутренних переменных в организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Дерево целей организации

 

 

 

 

 

 

 

             

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 

Факторы, влияющие на индивидуальное поведение

сотрудника и успехи его деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Факторы (среда) прямого воздействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Факторы (среда) косвенного воздействия

 

 

 

 

 

 

 

3

 


[1] Бусыгин, А.В. Предпринимательство [Текст]: учебная литература. – М.: ИНФРА-М,  2002. –25с.

[2] Понеак, Г.Б. Предпринимательство [Текст]: учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2003. –50с.

 

[3] МедведевВ.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 79.

[4] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник. – Мн.: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 1997. С. 21.

[5] Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 81.

[6] Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. С. 78-79.

[7] Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство [Текст]: учебная литература. - М.: Софит,  1999. –496 с.

 

[8] Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство [Текст]: учебная литература. - М.: Софит,  1999. –496 с.

 

[9] Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 98-99

[10] Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. С. 80.

[11] Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. С. 21.

[12] Лапусты, М.Г. Предпринимательство [Текст]: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,  2004. –224с.

 

[13] Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 65-68.

[14] Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. С. 23.

[15] Мамедов, О.Ю. Современная экономика [Текст]: учебник для ВУЗов. –         РнД.: Феникс, 2002. –610 с.

 

[16] Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 123.

[17] Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2. С. 126.

[18] Нуреев, Р.М. Курс макроэкономики [Текст]: учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА,  2001. –572с.

 

[19] Мильнер, Б.З., Архипов А.И., Городницкий А.Е. Государственная поддержка предпринимательства [Текст] // Общество и экономика. – 2004. - №17. - с.118-174.

[20] Мильнер, Б.З., Архипов А.И., Городницкий А.Е. Государственная поддержка предпринимательства [Текст] // Общество и экономика. – 2004. - №17. - с.118-174.

[21] Блинов, А. Заметки о роли государства в управлении экономикой [Текст] // Предпринимательство. – 2004. - №6. – с.102-108

 

[22] Колесникова, Л Предпринимательство [Текст]: учебная литература. – М.: Вопросы экономики. – 2004. - №10. – с.40-54

[23] Дерябина, М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля [Текст] // Вопросы экономики. – 2001. - №10. - с.55-69.

 

[24] Краева, Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства [Текст]: учебное пособие. – М.: Общество и экономика. -  1996. - №9-10. - с.47-69

[25] Кратко, И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской империи [Текст] // Проблемы теории и практики управления. –1996. - №5. - с.123-127

 

[26] Дерябина, М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля [Текст] // Вопросы экономики. – 2001. - №10. - с.55-69.

 

[27] Курс экономической теории [Текст] // под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство Дис,  2001. –736 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 21.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.doc

— 19.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 19.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Экономическая деятельность предприятия