Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:56, реферат
Процесс производства основывается на взаимодействии трех основных элементов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование средств производства работниками материальной сферы обеспечивает выпуск промышленной продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности промышленного предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение отражает эффективность производства.
Ведение…………………………………………………….
1.Экономическая сущность прибыли и рентабельности предприятия. ………………………………..
1.1 Понятие прибыли и рентабельности, как экономической категории……………………………………
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия……………………………………
1.3 Классификация доходов и расходов предприятия……………………………………
1.4 Методы расчета рентабельности …………....
1.5 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности …………….........................
Заключение………………………………………………..
Список литературы……………………………………….
В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации: по отгрузке — метод начислений и по оплате — кассовый метод.
Все предприятия, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. На выручку от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров и объем продаж в натуральном выражении [8, 525-527]. Выручка от реализации определяется по формуле 1.1.5:
n
В = ∑ Ni • Цi ,
i=1
где: Ni – количество произведенной и реализованной потребителям i-й
продукции в натуральном выражении;
Цi – цена реализованной i-й продукции, руб.;
n – число позиций реализуемой продукции, шт
1.4
Методы расчета рентабельности
По методу исчисления в народном хозяйстве существует рентабельность предприятий Рпр. и рентабельность продукции Рпрод. Первый показатель определяется как отношение балансовой прибыли П к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фоп и оборотных средств Фоб:
Рпр = (П / (Фоп + Фоб)) * 100%
Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов. Выражается отношением:
Рпр = (Пр / З) *100%
Рпр – рентабельность продукции, Пр – прибыль от реализации продукции, З - затраты.
Также существует рентабельность собственных средств. Можно представить как отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств.
Рcс = Чистая прибыль * 100%
Собственный капитал
Важным показателем является рентабельность производственных фондов, рассчитывается отношением бухгалтерской (чистой) прибыли к стоимости производственных фондов:
Рф = Пб/(ОФ+МОС)*100%
ОФ – ср. годовая стоимость основных ПФ, МОС – ср. годовая стоимость материальных оборотных средств.[9]
Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.
1.5 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане это следующие мероприятия:
1. Увеличение выпуска продукции;
2. Улучшение качества продукции;
3. Продажа излишнего
аренду;
4. Снижение себестоимости
использования материальных ресурсов, производственных мощностей и
площадей, рабочей силы и рабочего времени;
5. Диверсификация производства;
6. Расширение рынка продаж.
Из перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.
Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет
Заключение
Таким образом, прибыль — конечный финансовый результат предпринимательской деятельности; рентабельность – доходность, прибыльность предприятия.
При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия: уровень использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции. Для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможности сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли - рентабельность.
Библиографический список
1 .Сергеев И.В., Экономика организаций (предприятий). – М., 2006 г. – с. 442 –449.
2 . Воронин С., О методике расчета
рентабельности в реальном
экономики // Общество и экономика. - № 2, 2005 г. – с. 84 – 100
3 .Зайцев Н.Л., Экономика организаций. – 2.-е изд., М.,: Экзамен, 2004 г. – с.
624 - 630.
4.Ульянов И. О качестве расчетов нормы прибыли.// Экономист. 2006. - №5
5. . Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006
6. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001
7. Самсонова Н.Ф., Финансовый менеджмент. – М., 2002 г. – с. 363 – 399.
8. http://ru.wikipedia.org/
Информация о работе Экономическая сущность прибыли и рентабельности предприятия