Экономическая сущность тарифных методов регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности — это совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Файлы: 1 файл

2.Экономическая сущность тарифных мер регулирования внешней торговли.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Основу таможенной пошлины составляет разница между  национальными

или интернациональными издержками производства и реализации каждого конкретного товара, между национальными и мировыми ценами, выражающими эти издержки. Уровень ввозных пошлин бывает тем выше, чем больше разница между национальными или интернациональными издержками и ценами. Соответственно, последствия введения импортных таможенных пошлин выражаются в повышении цен на импортируемый товар, реализуемый на внутреннем рынке; оказании влияния на доходы местных потребителей, производителей. Мировые цены формируются на базе низких издержек основных поставщиков соответствующих товаров. Для большинства производителей аналогичной продукции этот уровень издержек недостижим, и потому они нуждаются в защите государства. Соответственно, роль импортных таможенных пошлин можно представить в табл. 4 [65].

Другое значение имеют экспортные пошлины. Экспортные пошлины взимаются с энергоносителей и сырьевых товаров. Национальная стоимость таких товаров обычно ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен. Пошлины как инструмент защиты национальной экономики или отдельных отраслей используются как развивающимися, так и развитыми странами. Таможенные пошлины направлены на регулирование внешней торговли и реализацию торговой политики страны по отношению к ее торговому партнеру. Таможенные пошлины всегда являются объектом двусторонних и многосторонних переговоров.

Таможенные  пошлины выполняют три основные функции, которые аналогичны функциям таможенного тарифа и были рассмотрены выше. Таможенные пошлины классифицируются по ряду признаков.

В зависимости  от характера условий внешней торговли товарами таможенные пошлины можно подразделить на: обычные таможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используются при регулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины применяются при нарушениях нормальных условий внешней торговли.

В зависимости  от характера движения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины подразделяются на: ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.

Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Вывозные  таможенные пошлины применяются к экспортным товарам при выпуске их за пределы таможенной территории. Они используются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары.

В России применяются  при экспорте энергоносителей и  некоторых сырьевых товаров. В США, например, экспортные пошлины запрещены законодательно. В других развитых странах они также не применяются.

Транзитные  таможенные пошлины применяются к товарам, перевозимым

транзитом через  таможенную территорию. Встречаются  крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. В России этот вид пошлин не используется.

Сезонные  пошлины применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые,

компенсационные, специальные таможенные пошлины.

Антидемпинговые пошлины применяются при ввозе на территорию Таможенного союза товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Антидемпинговая пошлина — рассматривается как  составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера — мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом.

Компенсационные пошлины взимаются при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера — мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Специальная пошлина  — пошлина, которая применяется  при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера — мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Обычно особые виды пошлин применяются страной  в одностороннем порядке для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Специальные, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с действующим законодательством о мерах по защите экономических интересов конкретного государства и стран, входящих в Таможенный союз при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством государства, в России — Федеральным законом

«О таможенном регулировании в Российской Федерации» для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли национальной экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия «существенный ущерб» содержится в Антидемпинговом кодексе ГАТТ-ВТО 1994 г. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

Антидемпинговая пошлина  применяется в отношении товара, поставляемого всеми экспортерами, являющегося предметом демпингового импорта и причиняющего ущерб национальной экономики, за исключением товара тех экспортеров, которые приняли обязательства.

Ставка антидемпинговой  пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи. Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортированного товара.

Различные виды таможенных пошлин являются инструментом реализации

функций таможенной пошлины. Целесообразно выделить три основные функции таможенной пошлины: регулирующую, защитную и фискальную.

В регулирующей функции таможенная пошлина используется для поддержания на внутреннем рынке необходимого соотношения в рентабельности реализации импортных товаров и производства отечественных товаров и эффективности их потребления, а также в рентабельности поставки одних и тех же товаров на экспорт и внутренний рынок.

Регулирующая функция  таможенной пошлины может перерастать  в защитную функцию, когда таможенная пошлина используется для защиты

отечественного производителя, или в стимулирующую, когда путем снижения таможенных пошлин стимулируется ввоз иностранных товаров.

Фискальная функция таможенной пошлины при импорте товаров, аналоги которых производятся в данной стране, и при экспорте товаров, одновременно поставляемых на внутренний рынок, является подчиненной

ее регулирующей функции. Величина таможенной пошлины и, следовательно, платежи в бюджет будут зависеть от соотношения затрат и цен на импортную и отечественную продукцию.

Таможенные пошлины направлены на регулирование внешней торговли и реализацию торговой политики государства по отношению к ее торговому партнеру. Практика тарифных переговоров в рамках ВТО привела к появлению еще нескольких видов таможенных пошлин, так называемых «связанных ставок». Связывание (консолидации) ставок пошлин означает обязательство государства не повышать

уровень таможенного обложения  выше взятого на себя обязательства. Вместе с тем государство имеет право использовать более низкие ставки пошлин, получившие название «фактически применяемые ставки». В настоящее время большинство стран —членов ВТО связали ставки почти на все импортируемые товары.


Информация о работе Экономическая сущность тарифных методов регулирования ВЭД