Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 23:08, реферат
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
Министерство образования и науки РФ
Международная Академия Бизнеса и Управления
Реферат
по дисциплине «Экономика таможенного дела»
на тему:
« Экономические задачи таможенного дела»
Выполнила студентка 2 курса:
Раца К.Д
Проверила:
Алешкина Д.В
г. Москва, 2012
Важнейшая роль в деле обеспечения
экономических интересов
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.
Поэтому я считаю, что
рассмотрение экономических задач,
стоящих перед таможенными
1. Основные экономические задачи таможенных органов.
Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой Российской Федерации непосредственно связаны с выполняемыми функция-ми, которые четко перечислены в Таможенном кодексе РФ, в Положении о Государственном таможенном комитете РФ, а также других нормативных актах.
Такими задачами являются:
· участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и ее реализация;
· обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
· защита экономических интересов РФ;
· взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
· участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;
· ведение борьбы с контрабандой и НТП;
· ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;
· ведение ТНВЭД;
· содействие развитию внешнеэкономических связей;
· осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.
Это далеко не полный перечень задач, выполняемых таможенными органами России. Круг экономических задач таможенного дела широк и многообразен. Кратко прокомментируем основные экономические задачи, указанные мной в данной работе.В разработке таможенной политики РФ участвуют Президент РФ, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, Правительство России участвует в разработке таможенной политики и мероприятий в сфере таможенного дела, а также Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам и др.Однако наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики принадлежит самим таможенным органам, в первую очередь – возглавляющему систему этих органов ГТК России, который согласно ч.2 ст.7 ТК, осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ. ГТК России вместе с региональными таможенными управлениями, таможнями, другими таможенными учреждениями вырабатывает и реализует таможенную политику. Причем наиболее трудным является практическое осуществление таможенными органами конкретных задач и полномочий в сфере таможенного дела, что обусловлено постоянно изменяющимися обстоятельствами в РФ – экономическими, политическими, социальными и др.В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти. В ст.10 ТК оговорено, что таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность РФ в пределах своей ком-петенции. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, НТП, незаконными валютными операциями и др.Экономические интересы государства и их зашита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др. Понятно, что таможенное дело призвано защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы госу-дарства в целом, а также регионов, предприятий и организаций. Взиманием таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей ведают соответствующие подразделения таможенных органов, а на уровне ГТК – Управление федеральных таможенных доходов. К числу таможенных платежей, согласно ст.110ТК, относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами, таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров и другие таможенные платежи.При разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы участвуют в установлении ограничений на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Такие ограничения могут включать квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством. При этом таможенные органы не только участвуют в разработке мер экономической политики, но и практически осуществляют составляющие эти ограничения конкретные меры.Борьбе с контрабандой посвящен целый раздел Таможенного кодекса, что свидетельствует о месте и об особой актуальности данного вопроса в сфере и системе таможенного дела. Специально выделены таможенные органы как органы дознания с уточнением, что они являются органами дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов (ст.222 ТК). В структуре ГТК России имеется Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а в нижестоящих таможенных органах – аналогичные подразделения (отдела, секторы).Таможенная статистика в соответствии с ТК подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, т.е. статистику, характеризующую результаты деятельности таможенного ведомства на основных направлениях оперативной работы. Еще до принятия Таможенного кодекса ведение таможенной статистики было закреплено за ГТК РФ Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1991 г. № 65. Это направление оперативной деятельности таможенного дела получило свое дальнейшее закрепление в ряде положений Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответ-ствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ 23 октября 1992 г. № 3708-1 и при-нятой к исполнению постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 121. Государственная программа содержит принципиально важное положе-ние, в соответствии с которым определено, что методологические положения таможенной статистики внешней торговли РФ разрабатываются на основе методологических материалов, используемых в странах ЕС и его Статисти-ческом бюро (Евростат), что должно обеспечить сопоставимость и сравнимость данных по внешней торговле Российской Федерации и ее основных внешне-торговых партнеров. Соответствие «Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ» концептуально-методологическим материалам по статистике международной торговли, принятым в международной практике, подтверждено в официальном докладе состоявшейся 13-26 апреля 1995 г. миссии экспертов статистических подразделений ООН и МВФ, проверившей постановку формирования, ведения и представления в виде официальных публикаций статистики внешней торговли страны силами таможенного дела. Согласно Государственной программе, ГТК РФ был назначен в качестве головного исполнителя:
- разработки методологии таможенной статистики;
- нормативных материалов и форм статистических наблюдений;
- комплекса работ по таможенной статистике внешней торговли;
- предложений по координации действий таможенных и статистических органов по сбору, обработке и публикации данных по внешней торговле.
К началу 1994 г. реализация этих мероприятий была завершена. Окончательное законодательное закрепление за таможенным делом функция формирования, ведения и представления в виде официальных публикаций ГТК РФ таможенной статистики России получила в гл. 32 ТК.Согласно ст. 216 ТК, таможенные органы осуществляют ведение ТН ВЭД, т.е. обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД (Гармонизированной системы описания и кодирования товаров), международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы, приводят ТН ВЭД в соответствии с ее международной основой (занимается специальная комиссия), обеспечивают опубликование ТН ВЭД. ГТК РФ периодически дает пояснения по толкованию ТН ВЭД (разъяснения, правила и т.д.) и обеспечивает их опубликование.Содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Федерации – задача не только таможенного дела. Однако роль таможенных органов в этом процессе трудно переоценить. Находясь постоянно на территории субъектов, таможенные органы активно влияют на развитие внешнеэкономических связей, используя присущие таможенному делу средства, формы и методы, таможенно-тарифное регулирование, способствуя заключению внешнеторговых соглашений между субъектами РФ, странами СНГ, а также странами дальнего зарубежья.
Наделение ГТК РФ функциями валютного контроля обусловлено п. 16 ст. 10 ТК, а также ст. 198, согласно которым таможенные органы осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции, т.е. в определенных рамках и объеме. Компетенция таможенных органов РФ в области валютного контроля определяется в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» и ряде нормативно-правовых актов, изданных ГТК России.
2. Анализ существующего
положения.Сегодня таможенная служба
России насчитывает около 60 тысяч сотрудников,
в подчинении Государственного таможенного
комитета находится 16 региональных таможенных
управлений, 160 таможен, 512 таможенных постов.
Прошедший год был нелегким для российских
таможенников. Резкое сокращение импорта,
падение курса рубля, последствия финансового
и банковского кризиса, серьезные просчеты
в деятельности ряда таможенных органов
- все это негативно отразилось на качестве
организации таможенного дела, привело
к снижению объема поступлений таможенных
платежей в федеральный бюджет. Руководство
ГТК России вынуждено было принимать жесткие
и непопулярные меры для повышения качества
таможенного контроля и увеличения собираемости
таможенных платежей. Пришлось расстаться
с некоторыми руководителями и оперативными
сотрудниками, допустившими серьезные
ошибки в работе.
Ценой напряженных усилий российским
таможенникам удалось при неизменной
налогооблагаемой базе остановить падение
объема собираемых таможенных платежей,
вернуть незаслуженно уволенных профессионалов,
укрепить авторитет подразделений правоохранительного
блока и службы собственной безопасности.
Главным итогом проведенной работы стало
выполнение Государственным таможенным
комитетом РФ планового задания по сбору
таможенных платежей на 1999 год. В федеральный
бюджет перечислено 187,2 млрд р., что составляет
102 % годового планового задания.
В том числе НДС - 71,5 млрд р., акцизы при
ввозе - 3,5 млрд р., акцизы при вывозе - 7,5
млрд р., вывозная таможенная пошлина -
38,8 млрд р., ввозная таможенная пошлина
- 47,4 млрд р., иные платежи(сборы за таможенное
оформление, хранение, сопровождение товаров
и.т.д.)-11,2 млрд. р.
Особо следует отметить результат за декабрь:
в доходную часть бюджета поступило 25
млрд рублей (почти на 20 % выше установленного
задания).
В прошедшем году таможенными органами
было выявлено 183 тыс. нарушений таможенных
правил, общая сумма наложенных санкций
по делам о НТП составила 16 млрд рублей.
Задержано около 8,5 тонн наркотических
средств, изъято около тысячи предметов,
представляющих культурную и историческую
ценность.
На современном этапе
можно выделить три финансово-экономические
проблемы, решаемые таможенными органами
в ходе реализации таможенной политики
государства. Первая. Формирование
состава и товарной структуры потребительского
рынка РФ и создание конкурентной среды.
Первый — отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.
Второй — импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.
Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф. В РФ он был введен в действие с 1 июля 1993 Законом РФ от 21.05.93 № 5005-01 "О таможенном тарифе". Последующие изменения и дополнения сводились к корректировке ставок таможенных пошлин как в сторону увеличения, так и снижения.Таможенное регулирование импорта осуществляется с помощью импортных таможенных пошлин и таможенных льгот (преференций), регулирование экспорта — с помощью экспортных таможенных пошлин. Существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация. Лицензирование применяется как к ввозным, так и вывозным товарам и представляет собой выдачу специальных разрешений – лицензий на право ввоза или вывоза конкретных товаров. Квотирование представляет собой количественное ограничение производства, экспорта и импорта товаров по физическому объему или по стоимости, вводимое государственными органами с целью регулирования внешней торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей. Квоты утверждаются Министерством экономики РФ по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами исходя из прогнозных балансов производства и потребления товаров, на которые они устанавливаются. Сертификация продукции – документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и подлежащих обязательной сертификации, определяется Госстандартом России по согласованию с Государственным таможенным комитетом.Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом прежде всего за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.Закон "О таможенном тарифе" устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ — инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком. Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ.В результате регулирования экспорта и импорта путем использования таможенных тарифов и методов нетаможенного воздействия внешнеторговый оборот России составил в 1999 году 115,4 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 74,3 млрд. долларов, импорт – 41,1 млрд. долларов; за январь 2000 г., соответственно, — 8,8; 6,4 и 2,4 млрд. долларов. Экспорт превысил импорт в 1999 году на 33,2 млрд. долларов, в январе 2000 года – на 4,0 млрд. долларов.Таким образом, экспорт товаров существенно опережает импорт, а сальдо торгового баланса России в 90-е годы всегда положительное.Характеризуя товарный состав экспорта, можно отметить его сырьевую направленность и незначительную долю в экспорте машин и оборудования. Структура товарного экспорта не является оптимальной. Так, по данным Госкомстата РФ, удельный вес основных топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и электроэнергии) в общем объеме экспорта в январе 2000 г. составил 61,6% (в январе 1999 г. – 50,8%); металлов (черных металлов, меди, никеля, алюминия) — 13,2% (18,5%); машин и оборудования – 5,0% (7,1%). Поэтому федеральным и региональным органам власти, а также российским предпринимателям следует принять меры для увеличения в экспорте доли товаров наукоемких отраслей. Такие номенклатурные позиции с целью стимулирования экспорта не следует облагать экспортными пошлинами.
Товарный состав импорта
также носит ярко выраженную тенденцию
преобладания в импорте товаров
потребительского назначения, а именно
сахара, рыбы, пшеницы, масла подсолнечного
и сливочного, сигарет, алкогольных
напитков, тканей, обуви и других
потребительских товаров. В общем
объеме импорта доля машин и оборудования
в январе 2000 года составила 25,8%, в
январе 1999 года – 40,7%.Анализ состава
и структуры товарного импорта
показывает необходимость пересмотра
отдельных номенклатурных позиций
и уточнения ряда импортных таможенных
пошлин в сторону увеличения. Это
относится к алкогольным
Динамику экспорта и импорта
во внешнеторговом обороте России характеризует
коэффициент покрытия импорта экспортом,
исчисляемый как отношение
Потребительский рынок характеризует изменение товарных запасов в организациях розничной торговли. Имеющиеся данные иллюстрируют:
а) абсолютный рост товарных запасов в динамике за счет двух факторов: первый — рост физического объема товарных ресурсов, второй — сохранившаяся до сих пор тенденция роста розничных цен на потребительские товары;
б) рост объема дневной продажи
потребительских товаров в
в) стабилизация уровня запасов в днях на уровне 30—32 дней торговли. По-видимому, это близкий к оптимальному уровень запасов в торговле. Увеличение запасов (в днях торговли) ведет к росту оборотных средств торговых предприятий, что не все предприятия могут "осилить" в финансовом отношении, а также к возможностям затоваривания розничной торговли отдельными товарными позициями.
Анализ оборота розничной торговли по субъектам федерации показывает, что в большинстве регионов товарооборот возрастает. Так, в январе-феврале 2000 г. против соответствующего периода прошлого года товарооборот увеличился в 59 субъектах. Существенно возрос розничный товарооборот в Московской области — 111,6%, Санкт-Петербурге — 116,7%, Республике Коми — 118,9%, Чувашской Республике —111,8%, Татарстане — 117,9% и многих других субъектах. Однако, к сожалению, есть случаи и его снижения. Например, Кировская область — 94,6%, Нижегородская область — 93,9%, Белгородская — 88,3%, Воронежская — 85,5%, Саратовская — 96,6%, Ульяновская — 96,3%. Местным органам власти необходимо дать оценку сложившейся ситуации на потребительском рынке и наметить меры по его восстановлению и развитию в оптимальном режиме. Продолжают возрастать, хотя и медленнее, чем в предыдущие годы, потребительские цены и цены производителей. В целом по РФ в феврале 2000 г. розничные цены на товары и услуги выросли на 1,0% к предыдущему месяцу, в том числе на продовольственные товары — на 0,5%, непродовольственные — 1,3% и на платные услуги населению — на 3,0%. Характерно, что цены производителей промышленной продукции возросли в большей мере — на 3,8%, что иллюстрирует возрастание и ужесточение конкуренции на потребительском рынке и снижение рентабельности в розничной торговле. Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика – сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является: