Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:07, реферат
По своему характеру анализ и диагностика хозяйственно-финансовой деятельности предприятия могут затрагивать различные элементы и иметь разные формы. Формами их проведения могут быть организационный, технологический, функциональный или процедурный анализ.
Материалы анализа системы управления оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок, аналитических справок, отчетов, заключений, обзоров по соответствующим разделам, и являются исходными данными для планирования, проектирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Природа и сущность аналитической работы предполагает несколько этапов:
По своему характеру
анализ и диагностика хозяйственно-
Материалы анализа системы управления оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок, аналитических справок, отчетов, заключений, обзоров по соответствующим разделам, и являются исходными данными для планирования, проектирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Контроллинг представляет собой синтез
элементов учета, анализа, контроля, планирования,
реализация которых обеспечивает выработку
альтернативных подходов при осуществлении
оперативного и стратегического управления
процессом достижения конечных целей
и результатов деятельности предприятия. Цель контроллинга в глобальном
масштабе заключается в обеспечении выживаемости
предприятия, проведении антикризисной
политики, поддержании потенциала успеха.
Цели оперативного характера заключаются
в обеспечении прибыльности и ликвидности
предприятия путем выявления причинно-следственных
связей при сопоставлении выручки от реализации
и затрат.
Основными
задачами службы контроллинга являются:
* организация движения информационных
потоков на предприятии с целью их оптимизации;
* рациональная организация формирования
затрат для получения возможности их оперативного
регулирования;
* формирование перечня подконтрольных
показателей в соответствии с целями и
приоритетами предприятия;
* определение и анализ отклонений фактических
величин от запланированных показателей;
* определение степени влияния возникших
отклонений на конечный результат деятельности;
* структурный анализ прибыли с целью выявления
недостатков и разработки направлений
по совершенствованию элементов прибыли;
* оценка риска намеченных (планируемых)
сделок на рынке товаров и услуг с извлечением
максимальных выгод;
* мотивация и создание систем информации
для принятия правильных решений.
Выполнение поставленных задач обеспечивается
путем реализации основных функций.
* информационной: выработка подконтрольной
информации;
* учетно-контрольной: сопоставление полученных
результатов с заданными параметрами;
* аналитической: анализ основных подконтрольных
показателей;
* планирования: координация планов и бюджета
На начальной стадии поэтапного внедрения
на предприятии службы контроллинга достаточным
будет включением в состав контроллинговой
службы 3 - 4 сотрудников, которые будут
наделены соответствующими должностными
обязанностями.
Это вызвано тем, что именно поэтапное
внедрение элементов системы контроллинга
позволит преодолеть психологический
барьер без особых на то затрат, а также
позволит получать изначально минимальные
выгоды при минимальных затратах, тем
самым раскрывая преимущества контроллинга,
влекущих за собой соответственно оправданное
увеличение затрат на его расширение. С целью извлечения максимальных
выгод от использования контроллинга
в дальнейшем необходимо расширить штат
этой службы.
Важным инструментом анализа конкурентоспособности
предприятия является бенчмаркинг.
Бенчмаркинг — это перманентный, непрерывный
процесс сравнения товаров (работ, услуг),
производственных процессов, методов
и других параметров исследуемого предприятия
(структурного подразделения) с аналогичными
объектами других предприятий или структурных
подразделений.
В центре внимания бенчмаркинга— вопросы:
почему другие работают более успешно,
чем мы?
Объектами бенчмаркинга могут быть: методы,
процессы, технологии, качественные параметры
продукции, показатели финансово-хозяйственной
деятельности предприятий (структурных
подразделений). Исследуя производственные
процессы, методы или технологии производства
и сбыта продукции, главное внимание уделяют
поиску резервов снижения расходов производства
и повышению конкурентоспособности продукции.
С помощью этого инструмента контроллинга
можно определить целевые параметры деятельности
предприятия, которых следует придерживаться,
чтобы обеспечить его стабильную конкурентоспособность.
По большей части различают три вида бенчмаркинга:
1. Внутренний бенчмаркинг, кот
2. Бенчмаркинг, ориентированный на конкурентов, сконцентрированн
3. Функциональный бенчмаркинг,
Таким образом, в случае бенчмаркинга
за сравнительные аналоги можно брать предприятия-конкуренты,
предприятия, которые являются наилучшими
в соответствующей отрасли, субъекты хозяйственной
деятельности других отраслей, структурные
подразделения исследуемого или других
предприятий.
Различают три фазы бенчмаркинга:
1. Подготовительная. На этой стадии осуществляют
выбор объекта бенчмаркинга и сравнительных
аналогов; определяют оценочные показатели
(например, себестоимость, затраты времени);
собирают необходимую для анализа информацию.
Заметим, что сравнительных аналогов должно
быть как можно меньше, ведь с ростом их
количества — расходы на бенчмаркинг
повышаются, а результаты становятся все
поверхностными.
2. Анализ. В ходе аналитической фазы бенчмаркинга
на основе сравнения с предприятием-партнером
выявляются недостатки (слабые места)
в объектах бенчмаркинга и идентифицируются
причины их возникновения. Критерием оценки
процессов, функций, методов или производственных
процессов являются показатели их производительности.
3. Внедрение. На этой стадии проводится работа
по реализации результатов анализа в практическую
деятельности предприятия. Основной акцент
здесь делается на разработке стратегии
и тактики нейтрализации выявленных в
ходе бенчмаркинга слабых мест на предприятии.
Учитывая то, что рынок является системой,
которая постоянно и динамически развивается,
и с целью обеспечения стабильной конкурентоспособности
субъекты ведения хозяйства должны проводить
перманентный бенчмаркинг с тем, чтобы
на этой основе обеспечить выявление и
внедрение инноваций и рационализаторства.
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции является
качественным показателем, так как
она характеризует уровень
Себестоимость продукции конкретного предприятия определяется условиями, в которых оно действует. Такая себестоимость называется индивидуальной.
Если на основе индивидуальной себестоимости
предприятий определить средневзвешенную
величину затрат по отрасли, такая себестоимость
будет называться среднеотраслевой. С
Основным документом, которым руководствуются при формировании себестоимости продукции на предприятии является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
В целях анализа, учета
и планирования всего многообразия
затрат, входящих в себестоимость
продукции, применяются две
При группировке затрат по элементам определяются затраты предприятия в целом, без учета его внутренней структуры и без выделения видов выпускаемой продукции. Документ, в котором представлены затраты по элементам, представляет собой смету затрат на производство. Смета затрат составляется для расчета общей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах. Сумма затрат по каждому элементу определяется на основе счетов поставщиков, ведомостей начисления заработной платы и амортизации.
Элементы себестоимости – это однородные по своему характеру затраты всех служб и цехов на производственные и хозяйственные нужды.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация основных средств;
· прочие затраты.
Материальные затраты отражают стоимость приобретаемого со стороны сырья и материалов; стоимость покупных материалов; стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; стоимость работ и услуг производственного характера, выплачиваемых сторонним организациям; стоимость природного сырья; стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопления зданий, транспортные работы; стоимость покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и прочие нужды.
Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость реализуемых отходов.
Под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утративших полностью или частично потребительские качества исходного ресурса. Они реализуются по пониженной или полной цене материального ресурса в зависимости от их использования.
Затраты на оплату труда
отражают затраты на оплату труда
основного производственного пе
Отчисления на социальные нужды до недавнего времени отражали обязательные отчисления от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Эти отчисления производили по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования.
С 1 янв. 2001 г. все отчисления в социальные внебюджетные фонды заменил единый социальный налог.
Амортизация основных средств отражает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств.
Прочие затраты – это налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитам в пределах ставок, затраты на командировки, по подготовке и переподготовке кадров, плата за аренду, износ по нематериальным активам, ремонтный фонд, платежи по обязательному страхованию имущества и т.д.
Группировка затрат по экономическим элементам не позволяет вести учет по отдельным подразделениям и видам продукции, для этого нужен учет по статьям калькуляции.
Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. В отличие от элементов сметы затрат, статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места образования.
Существует типовая номенклатура затрат по статьям калькуляции, однако министерства и ведомства могут вносить в нее изменения в зависимости от отраслевых особенностей.
Типовая номенклатура включает следующие статьи:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Заработная плата производственных рабочих.
6. Отчисления на социальные нужды.
7. Расходы на подготовку и освоение производства.
8. Общепроизводственные расходы
9. Общехозяйственные расходы.
10. Потери от брака.
11. Прочие производственные расходы.
12. Коммерческие расходы.
Итог первых 9 статей образует цеховую себестоимость, итог 11 статей – производственную себестоимость, итог всех 12 статей – полную себестоимость.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты производственного подразделения предприятия на производство продукции.
Производственная
Полная себестоимость включает затраты и на производство и на реализацию продукции.
Общепроизводственные расходы – это расходы на обслуживание и управление производством. В их состав входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы.
Общехозяйственные расходы – это расходы, связанные с управлением
предприятием в целом: административно-
В состав коммерческих расходов включают расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку, затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту.
Статьи затрат, входящие в состав калькуляции подразделяют на простые и комплексные. Простые состоят из одного экономического элемента (заработная плата). Комплексные статьи включают несколько элементов затрат и могут быть разложены на простые составляющие (общепроизводственные, общехозяйственные расходы…).
Учет затрат необходим для определения финансовых результатов деятельности предприятия.
Список используемой литературы:
1. Баканов М.И.,
Шеремет А.Д. Экономический
2. Любушин Н.П.,
Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ
финансово- экономической
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд.; перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2006.
4. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 2007.
В зависимости от полноты учитываемых затрат различают следующие себестоимости:
При анализе и планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятий издержки производства классифицируются по следующим признакам:
По отношению к производственному процессу различают: