Экономическое обоснование целесообразности создания нового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является практическое закрепление знаний об издержках, прибыли и рентабельности производства, об эффективности капитальных вложений, о реконструкции предприятий посредством модернизации производства и изменения структуры затрат; а также освоение навыков выполнения расчетов и обоснования решений в сфере экономической деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……4

1. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ ………………………………….……..6
1.1. Смета затрат на производство продукции………………………....6
1.2. Калькуляция себестоимости единицы изделия……….…………....8
1.3. Свод затрат на производство изделия………………… …………10

2. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОИЗВОДСТВА ………………………………………………………...12
2.1. Расчет рентабельности производства
продукции …………………………………………..……………….12
2.2. Определение годовой производственной программы
самоокупаемости ………………………………………...………….14
2.3. Обоснование цены реализации изделия………………………...…19

3. ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………………………...22
3.1. Оценка целесообразности увеличения объемов
производства продукции…………………………………………....22
3.2. Оценка целесообразности изменения структуры
затрат на производство и реализацию продукции……….…….....23
3.3. Расчет экономической эффективности производства
после реконструкции предприятия……………………………..…..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…..26

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….…....27

Файлы: 1 файл

власова. Экономика предприятия.docx

— 126.58 Кб (Скачать файл)

Совокупный  налог в процентах от балансовой прибыли определяется по формуле:

                                                          

,                                                      (2.10)

что при затратном  ценообразовании составит:

 или 37,37%

при рыночном:           или 79,62%

Таким образом, при затратном ценообразовании  около 63% балансовой прибыли остается предприятию для социального и производственного развития, а при рыночном ценообразовании – около 20%.

Далее необходимо рассчитать коэффициент эффективности  и срок окупаемости капитальных вложений. 

Срок окупаемости – минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами, это период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления [7, с.316].

Коэффициент эффективности и срок окупаемости  капитальных вложений с учетом риска предпринимательства определяется по следующим формулам:

                                    

;                                      (2.11)

                                                   

,                                           (2.12)

 

где К – капиталовложения в создание предприятия, руб.;

DТ – период строительства и освоения производственной мощности предприятия, лет;

Ен – норма эффективности капитальных вложений, установленная предприятием;

Ер – поправочная норма эффективности капитальных затрат, учитывающая риск вложений (0,17).

 

Рассматривая  затратное и рыночное ценообразование, коэффициент эффективности капитальных вложений составит:

Следовательно, с учетом риска эффективность  капитальных вложений при затратном ценообразовании полностью удовлетворяет требованиям теории и установленному предприятием ограничению нормы эффективности, а при рыночном ценообразовании коэффициент оказался намного меньше установленного ограничения нормы эффективности и поэтому капитальные вложения при рыночном ценообразовании не эффективны для предприятия.

В свою очередь  срок окупаемости капитальных вложений при затратном ценообразовании составит:

 года.

Таким образом, проект будущего бизнеса обеспечит  предприятию достаточно высокий доход и может быть рекомендован к реализации с учетом неопределенности будущей рыночной ситуации и риска вложений.

 

2.3. Обоснование цены реализации  изделия

 

Для более  наглядной оценки эффективности  проекта по затратному и рыночному ценообразованию все расчеты сведем в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2

Сравнение результатов по затратному и рыночному ценообразованию

 

Наименование 
показателя

Значение показателя

при затратном 
ценообразовании

при рыночном 
ценообразовании

1

2

3

  1. Годовая производственная программа, тыс. шт.
  2. Цена за единицу продукции, руб./шт.
  3. Годовая выручка предприятия, тыс. руб./год
  4. Годовые постоянные затраты, тыс. руб./год
  5. Условно-переменные затраты, руб./шт.
  6. Себестоимость единицы продукции, руб./шт.
  7. Себестоимость товарной продукции, тыс. руб./год

 

8925

147872,22

 

1319759,5

 

197109,00

75135,33

 

97220,4

 

867692,11

 

8925

106418,69

 

949786,8

 

197109,00

75135,33

 

97220,4

 

867692,11

Окончание таблицы 2.2

  1. Годовая балансовая прибыль, тыс. руб./год
  2. Рентабельность производства изделия, %
  3. Производственная программа самоокупаемости, шт./год
  4. Поправочная норма эффективности на риск вложений
  5. Годовой совокупный налог, тыс. руб./год
  6. Производственная программа самоокупаемости с учетом налогообложения, шт./год
  7. Доля выручки, остающаяся в распоряжении предприятия, %
  8. Совокупный налог по отношению к балансовой прибыли, %
  9. Коэффициент эффективности капитальных затрат с учетом риска (при Енр=0,37)
  10. Срок окупаемости капитальных вложений, годы

 

452067,49

 

52,1

 

2710

 

0,17

 

168957,33

 

 

3519

 

0,2145

 

37,37

 

 

0,69

 

1,44

 

82094,74

 

9,46

 

6300

 

0,17

 

65364,96

 

 

8182

 

0,0176

 

79,62

 

 

0,09

 

-


 

Полученный  результат свидетельствует о  том, что в условиях  рыночного  ценообразования показатели эффективности  производства при фиксированных исходных данных несколько  хуже, чем в условиях затратного ценообразования. Это объясняется тем, что цена товара при увеличении совокупной массы на рынке снижается, следовательно, все показатели, формируемые на основе цена товара, ухудшаются (выручка, балансовая прибыль, рентабельность производства и пр.).

Одновременно  можно констатировать, что при  рыночном ценообразовании после уплаты налогов в распоряжении предприятия остается меньше денежных средств для дальнейшего развития. Однако следует подчеркнуть, что и в условиях рыночного ценообразования предпринимательский проект можно признать вполне целесообразным, а будущий бизнес - достаточно эффективным и надежным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка целесообразности реконструкции предприятия 

 

3.1. Оценка целесообразности увеличения  объемов производства            продукции

 

Оценка  целесообразности реконструкции предприятия  проводится при условии удвоения объемов производства изделия А. В этом случае при определении затрат на производство и реализацию следует учитывать кривую опыта (рис. 3.1).





 

 


 

Рис. 3.1. Кривая опыта

 

Кривая опыта - функция, отражающая снижение общих затрат на единицу продукции в реальном денежном выражении (удельной себестоимости) по мере увеличения накопленного объема производства [4].

Установлено, что удвоение объёма производства влечёт за собой снижение удельных издержек на 15-20%. Причём в большой степени снижаются трудовые издержки (за счёт приобретения опыта работы, применения рациональных приёмов труда, использования специальных приспособлений, применения поточных форм организации производственного процесса и т. д.) и в меньшей степени – материальные издержки (на 3–5%).

С учётом кривой опыта требуется рассчитать эффективность производства при том же уровне цены.

тыс. руб.

В этом случае величина общих затрат на производство удвоенного объема составит:

тыс. руб.,

а балансовая прибыль при том же уровне цены окажется равной:

тыс. руб.

Эффективность производства можно определять по коэффициенту рентабельности:

, при R1 = 52,1%

Таким образом, эффективность производства возрастает в 1,73 раза.

 

3.2. Оценка целесообразности изменения  структуры затрат                           на производство и реализацию продукции

 

В соответствии с условиями задания удвоение выпуска продукции повлечет за собой изменение структуры затрат – постоянные издержки возрастут на 70% и составят:

С2 = С1 × 1,7 = 197109 × 1,7 = 335085,3 тыс. руб.,

а переменные издержки снизятся на 20% и составят:

V2 = V1 × 0,8 = 75,14 × 0,8 = 60,11 тыс. руб.

Определим целесообразность модернизации производства с использованием «правила рычага», позволяющего оценить альтернативные варианты структуры затрат и выбрать наиболее приемлемый. Суть этого правила – определение так называемой точки равновесия, в которой варианты оказываются равноценными.

Приведем  графическое определение точки равновесия рычага (приложение 3). Точка равновесия NR аналитически определится из балансового уравнения, так как в точке NR затраты по вариантам 1 и 2 оказываются одинаковыми, то есть:

                                 S1 = S2 или C1 + V1 × NR = C2 + V2 × NR                              (3.1)

Тогда:

шт.

Следовательно, реконструкция предприятия уже  целесообразна при объеме выпуска продукции в 9180 шт., что значительно ниже планового, составляющего 17850 шт. в год.

3.3. Расчет экономической эффективности  производства после               реконструкции предприятия

 

Для более  полной оценки целесообразности реконструкции  предприятия определим точку  самоокупаемости производства после  его модернизации:

шт.

Таким образом, при росте объемов производства вдвое объем балансовой прибыли возрастет на 799039,01 тыс. руб. (1251106,5 – 452067,49) или на 64,33%; эффективность производства возрастет в 1,75 раз. Однако при этом снизится скорость окупаемости (qс2 = 4089 шт., в то время как qс1 = 3156 шт.). Кроме того, из-за роста доли постоянных издержек в структуре себестоимости, ликвидность капитала фирмы также снизится.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Получая углубленное представление о  функциях, правилах и задачах хозяйственной деятельности предприятия, можно подготовить правильное решение лишь увязав его с другими сторонами деятельности предприятия. Методы, правила и условия  такого подхода представлены в данной курсовой работе, в процессе выполнения которой были произведены расчеты затрат на производство и реализацию продукции и экономической эффективности производства; проведена оценка целесообразности реконструкции предприятия при условии удвоения объемов производства.

В ходе данной работы была определена годовая производственная программа предприятия, разработан калькуляционный разрез затрат и рассчитана производственная и полная себестоимость товарной продукции по статьям затрат. Кроме этого определена ожидаемая цена реализации изделия, годовая выручка от продажи, величина годовой балансовой прибыли, а также рентабельность производства.

Исходя из расчетных данных, в рассмотренном примере в соответствии с условиями задания возможно принятие обоих методов ценообразования, но наиболее эффективным является затратный метод, так как он позволит предприятию получить наибольшую прибыль, чем при рыночном ценообразовании. Таким образом, благодаря методам экономического прогнозирования, можно сделать правильный выбор при принятии решений для дальнейшего развития предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.-336 ил.
  2. Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.-443 с.
  3. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 455с.
  4. Киреев В. Микроэлектронное производство: законы экономической и технологической эффективности - http://www.electronics.ru/issue/2007/1/19
  5. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 304 с.: ил.
  6. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528с.
  7. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
  8. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. – 240 с.
  9. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. – 416 с.
  10. Экономический словарь/Под ред. А.И. Архипова. – М ., 2001.
  11. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. . 584 с.
  12. Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия. Электронный учебник. http://www.aup.ru/books/m88/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Экономическое обоснование целесообразности создания нового предприятия