Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:52, реферат
Индонезия — индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие.
Индонезия — индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие.
1. Промышленность Индонезии
Основа экономики — добыча и переработка нефти и газа (гл. обр. на экспорт) на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Основные промышленные центры: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг (нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность и др.). 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность.
Индонезия располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае. Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджзйя (провинция Ириан-Джая). Острова Риау, Банка, Синкеи и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.
Политика промышленного развития Индонезии предусматривала две главные цели: развитие импортозамещающих отраслей и механизация сельского хозяйства. В целях сокращения импорта было принято решение о налаживании производства продовольствия, текстиля, удобрений, цемента. Самые крупные предприятия, принадлежащие государству, — это заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений. Среди них можно выделить «Pertamina», контролирующую нефтехимическую отрасль Индонезии. Существенный процент производства сосредоточен в руках среднего и малого семейного бизнеса. В этой сфере особо выделяются китайские бизнесмены — им принадлежит большая часть производственных мощностей. Они выпускают потребительские товары типа мебели, предметы домашнего обихода, одежду и текстиль, печатную продукцию. Центр частного предпринимательства — западные районы Явы, хотя значительное развитие предпринимательства заметно и в столице — Джакарте.
На импортируемом сырье работает главная отрасль национальной экономики — легкая промышленность. Заводы по производству пряжи находятся в собственности иностранных компаний или государства, а предприятия, выпускающие готовые ткани, сосредоточенны в Бандунге и принадлежат частному капиталу. Производство батика — индонезийский вариант печатного текстиля, ведется в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.
Индонезия была членом ОПЕК в 1962—2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008 г. До этого она была единственным азиатским членом ОПЕК, не относившимся к странам ближневосточного региона, и единственным членом этой организации, импортирующим нефть.
В настоящее время Индонезия успешно перенимает опыт других азиатских стран, развивая технологически сложные производства, когда до 90% продукции поступает на внешний рынок. Например, Индонезия поставляет 50% всех выпускаемых вертолетов Апач используя дешевую рабочую силу внутри страны.
Динамика промышленного развития.
В течение последних
10 лет в Индонезии наблюдался
рост промышленного
Рост производства в крупной промышленности в 2011 г. составил 5,56% по сравнению с 2010г. Данный рост в первую очередь был связан с развитием базовой металлургии (16,26%), автомобилестроения (14,85%) и химической промышленности (и производных отраслей) (11,93%), производства электрооборудования и комплектующих (11,42%), производства кожи, изделий из кожи и обуви (10,28%), переработки табака (9,22%), пищевой промышленность (8,34%), переработки руд (кроме металлов) (8,16%), текстильной отрасли (8,12%), бумаги и изделий из нее (7,36%), готовой одежды (5,38%), изделий из металлов, кроме машин и оборудования (3,83%), радио и телеаппаратуры и другие средств связи (2,85%), мебели и прочих изделий (1,07%), транспортных средств, кроме 4-х колесных (и более) автотранспортных средств (1,02%).
Спад производства крупной промышленности в 2011 г. наблюдался в следующих отраслях: каучук/резина и изделия из них и пластмасс (8,57%), древесина и изделия из нее (4,17%), оборудование и комплектующие (3,43%), оборудование для типографий и воспроизведения записей (0,75%).
Рост ВВП Индонезии
в 2011 г. составил 6,5%. Положительный
рост был отмечен практически
во всех отраслях экономики
страны, однако ведущим был сектор
транспорта и коммуникаций, рост
которого составил 13,5%. Самый низкий
рост отмечен в
2. Сельское хозяйство Индонезии
Муссонный климат и ливневые
дожди служат прекрасным
Развитие сельского хозяйства на Суматре менее интенсивно. На острове расположено около половины всех площадей плантаций, расположенных на северо-восточном побережье Вокруг Медана имеются обширные плантации, производящие табак, каучук, пальмовое масло, капок, чай, гвоздику, кофе Возле Паданга и Палембанга выращивают рис, кукурузу и кассаву. Постепенно происходят смещение акцента в национальном масштабе от культивирования риса к производству других зерновых культур, типа кассавы. Для крестьянских масг рис остается краеугольным камнем домашнего хозяйства, правительство запустило в действие программу «Bimingan Massal», или «Bimas» («Руководство масс»), что позволит повысить урожаи данной культуры путем применения высокопродуктивных сортов и удобрений. Каучук — главная экспортная сельскохозяйственная культура, но в отличие от соседней Малайзии, в Индонезии не удалось достичь высокой степени механизации. В последние годы выросло производство пальмового масла и сахарного тростника.
Рыболовство развито слабо.
Япония оказала помощь в
Динамика развития сельского хозяйства.
Одним из факторов инфляции в 2011 г. стал рост цен на продовольствие в связи со снижением урожайности из-за засухи. Так, например, урожайность риса упала на 1,1%, кукурузы – на 3,81%, сои – на 6,97%, арахиса – на 11,33%, острого перца – на 11,77%, картофеля – на 9,82%.
В животноводстве, в свою очередь, наоборот, в большинстве видов наблюдалось увеличение поголовья скота и производства мяса. Так, поголовье дойных коров увеличилось на 22,25%, мясных коров – на 9,15%, коз – на 5,9%, овец – на 6,02%, свиней – на 3,76%, кур-несушек – на 4,84%, мясных кур – на 5,58%, уток – на 11,49%, перепелок – на 6,74%.
3. Транспорт Индонезии
Так как Индонезия островное государство, то приоритетное развитие получил морской транспорт, а в последние годы и авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт.
Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существует объективная предпосылка для дальнейшего расширения сети железных дорог, небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства. Индонезийская Государственная Железная Дорога «Perusahaan Jawatan Kereta Api», или «PJKA», управляет дорогами на Яве, Мадуре и Суматре.
Географические особенности и особенности грузопотока сократили объем перевозок, остающиеся небольшие потребности в дальних перевозках грузов служат постоянным источником заказов для работы железной дороги. Большая часть дорог с твердым покрытием находится на островах Ява и Мадура. Довольно большие участки дорог Суматры и Бали имеют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси имеют небольшие участки асфальтированных дорог, а Ириан-Джая и Молуккские острова почт i не располагают такими дорогами.
Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайф .'нов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требу:тся доков, для погрузочно-разгрузочных операций достаточнс якорной стоянки. В стране построены порты, способные принимать судл водоизмещением более 500 тонн.
Главные порты: Танджунприок (порт Д»?карты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны — порт Палембанг. Морем перевозят нефть и нефтепродукты, рис, <опру, цемент, муку, удобрения, кокосовое масло, каучук, асфальт, древесину, лес.
Международные авиаперевозки ограничены городами Джакарта (о. Ява), Медан (о. Суматра), Денпасар (о. Бали). Главные города Суматры связаны авиалиниями с Малайзией, Джаяпура — с Папуа — Новой Гвинеей. Авиаперевозки в пределах страны ограничены услугами нескольких компаний, прежде всего это «Garuda» — национальная авиакомпания, и «Merpati Nusantara» — частично субсидируемая правительством. На местных линиях действуют несколько небольших компаний.
Динамика отраслевой структуры развития экономики.
Высокие показатели роста в 2011 г. были зафиксированы в секторе транспорта и коммуникаций (10,3%), торговле и гостинично-ресторанном бизнесе (9,2%). Устойчивый рост также был отмечен в секторе финансов, недвижимости и корпоративных услуг (6,8%), секторе услуг и строительстве (по 6,7%), обрабатывающей промышленности (6,2%). Наиболее низкий рост отмечен в горнодобывающей отрасли (включая переработку полезных ископаемых) – 1,4%.
4. Индонезия в мировой экономике
Экономика Индонезии основана, прежде всего, на экспорте нефти. Вторым по важности для экономики Индонезии экспортируемым товаром является натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи.
Основные импортеры Индонезии – США, Япония, Сингапур и другие страны Индокитая. Основные продукты питания населения – рис, кукуруза, батат. Индонезийцы почти не держат крупный скот – коров, свиней всвязи с малым количеством пастбищ.
5. Общая характеристика экономики.
Динамика ВВП.
Рост ВВП Индонезии в 2011 г. составил 6,5%. Положительный рост был отмечен практически во всех отраслях экономики страны, однако ведущим был сектор транспорта и коммуникаций, рост которого составил 10,7%. Самый низкий рост отмечен в горнодобывающей отрасли – 1,4%. Рост ВВП без нефтегазового сектора составил 6,9%.
6. Приоритетные отрасли.
По данным ЦСУ Индонезии, наиболее высокие темпы роста наблюдались в транспорте и коммуникациях – 10,7%. Рост в торговле и гостинично-ресторанном бизнесе – 9,2%; в финансовом секторе, аренды недвижимости и корпоративных услуг – 6,8%; в строительном секторе и в секторе услуг – по 6,7%; в обрабатывающей промышленности – 6,2%; в электро-, газо- и водоснабжении составил 4,8%; в сельском хозяйстве (включая животноводство, лесное хозяйство и рыболовство) – 3,0%; в горнодобывающем секторе (включая переработку ископаемых) – 1,4%. Рост ВВП без нефтегазового сектора составил 6,9%, т.е. выше, чем рост ВВП в целом, который составил 6,5%.
Отраслевой вклад в темпы роста ВВП выглядит следующим образом: торговля и гостинично-ресторанный бизнес, а также обрабатывающая промышленность – по 1,6%; транспорт и коммуникации – 1,0%; финансовый сектор, аренда недвижимости и корпоративные услуги – 0,7%; сектор услуг – 0,6%; строительный сектор и сельское хозяйство – по 0,4%; горнодобывающий сектор, а также электро-, газо- и водоснабжение – по 0,1%.
7. Факторы, повлиявшие на развитие экономической ситуации Индонезии в 2011 году.
Экономическая активность внутри страны возрастала, благодаря повышению спроса на потребительские товары и росту покупательной способности населения. Экономический рост был также обусловлен, помимо увеличения потребительских и правительственных расходов, увеличением притока иностранных инвестиций, который был связан с оздоровлением мировой экономики, улучшением инвестиционного климата внутри страны, а также началом реализации правительством Республики ряда крупных инфраструктурных проектов. Кроме того, восстановление мировой экономики и возобновление спроса на индонезийские товары на международных рынках, вызвали рост индонезийского экспорта, который, тем не менее, оставался ниже уровня импорта из-за еще более активного роста внутреннего спроса, обусловленного увеличением частных и правительственных расходов, активизацией банковского и финансового сектора и возросшей деловой активностью в целом. На приток иностранных инвестиций также повлияли мощные наводнения в Таиланде, являющимся вторым в мире производителем жестких дисков, а также выпускающим до 1,8 млн. автомобилей в год, вызвавшие перебои в производстве и поставках данных видов продукции, в связи с чем некоторые компании приняли решение о переводе своих производств в Индонезию.